Беседы о богослужении. Трисвятое

logo
Беседы о богослужении. Трисвятое
Святитель Макарий (Невский)
После малого входа и чтения тропарей священник тайно молится, чтобы Господь, сподобивший его стать пред престолом как бы на небесах, со святыми Ангелами, прославляющими Его трисвятым гласом: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф [Ис. 6, 3), сподобил и земных служителей Своих вместе с Херувимами и Серафимами воспевать Трисвятую песнь и простил бы им всякое согрешение, вольное и невольное.
После этой молитвы он вслух возглашает славословие Богу, пред- Начиная этим пение Трисвятой песни: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу.
Диакон, став пред иконой Спасителя, произносит благожелательное моление о здравии и благоденствии православных христиан словами: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны. Затем, обращаясь к певцам, возглашает: И во веки веков. Этим он означает наступившее время для пения Трисвятого и молится, чтобы Трисвятое было воссылаемо неумолкаемо, во веки веков. После этого начинается пение Трисвятого, в подражание Серафимским воинствам: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. К этому Ангельскому славословию присовокуплены слова помилуй нас, как обыкновенное заключение всех прошений и как общий вопль народа к действительному испрошению милости Божией этой Серафимскою песнью.
Нужным считаем, братья, сказать вам несколько слов о происхождении этой Трисвятой песни. 
Беседы о богослужении. Трисвятое

В V веке по Рождестве Христовом в городе Царьграде было великое землетрясение, продолжавшееся несколько дней. Когда народ, собравшись на площади, усердно молился о прекращении бедствия, тогда некоторый отрок невидимой силой внезапно был восхищен на небо и через некоторое время опять возвращен на землю и поставлен на прежнее место. Отрок поведал людям, что он там, на небесах, слышал Ангельское пение: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный. Народ, выслушав это, стал петь эту песнь и присовокупил к этому обычную молитву: Помилуй нас. Землетрясение прекратилось. 
С тех пор установлено пение этой песни во всем мире. Эта песнь называется Трисвятою, потому что в ней трижды повторяется слово Святый. Она называется также Ангельской песнью, потому что ее воспевают Ангелы.
После сего начинается приготовление к чтению Апостола и Евангелия. Архиерей или священник от престола отходит к горнему месту. Горним местом называется возвышенное седалище за престолом, у восточной стены, где по обычаю поставляется икона, изображающая Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле. Горнее место изображает престол, на котором Господь в храме восседает как великий Архиерей, прошедый небеса (Евр. 4,14), как Царь, подобно тому, как Он сидит на Херувимах.
По восшествии архиерея на горнее, то есть возвышенное за престолом седалище начинается чтение апостольских Посланий и Евангелия. На горнее место восходит только архиерей. Священник же не восходит на самое горнее место, а становится в стороне от него. После этого приготовляется народ к слушанию апостольского чтения. Диакон говорит: Вонмем! Премудрость. Этим он напоминает о том, чтобы все стояли с благоговейным вниманием, углубляясь мыслью в смысл читаемого или совершаемых действий; стояли бы при этом «прости»: не сидели бы и не стояли, приклонившись на что-либо, но слушали бы стоя, прямо.
Архиерей или священник возглашает: Мир всем. Так приветствовал Господь по воскресении Своем (Лк. 24, 37; Ин. 20:19, 26), так делали апостолы и их преемники. Мир есть источник всех благ, он — виновник радости; сей мир предуготовляет путь любви. Преподанием мира в первенствующей Церкви начиналось всякое новонаступающее важное действие. Итак, возглас Мир всем есть призвание Божия благословения с желанием всякого блага и приглашение к вниманию и единомыслию. Предстоящие через чтеца ответствуют также желанием мира: И духови твоему. После этого возглашается прокимен — стих из книг Ветхого Завета, как предисловие к апостольскому или евангельскому чтению; в нем кратко, иногда и прикровенно, указывается на значение совершаемого праздника или на смысл того, что будет читаемо из апостольских Посланий или Евангелия.
Затем следует чтение апостольских Посланий или Деяний и потом чтение Евангелия. 
Беседы о богослужении. Трисвятое

Чтения Ветхого Завета или Посланий апостольских в древние времена христиане слушали сидя. Ныне это право предоставлено только архиереям и пресвитерам или государям, в уважение их достоинств. Но чтение Евангелия всегда слушалось стоя, со страхом и трепетом, с наклонением главы долу в знак покорности Богу, вещающему евангельским гласом. 
Помните это, возлюбленные, что во время Евангелия нужно преклонять главы, а не прямо стоять.
Во время чтения Евангелия перед аналоем, на котором возлагается святая книга Евангелия, ставится свеча; этим выражается особенное благоговение к слову Божию: свеча означает также тот свет богопознания, который просвещает слушающих познанием спасительных тайн. Пред чтением Евангелия и после чтения его певцы возглашают от лица всех предстоящих: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Это — усиленное благодарение Господу за благую весть, возвещенную от имени Его в читанном святом Евангелии.
После чтения Евангелия начинаются прилежные моления, к которым диакон приглашает предстоящих словами: Рцем вси, то есть: «Да скажем все»; верующие ответствуют: Господи, помилуй
Священнослужитель приглашает произносить эти моления с особенным вниманием, всей душой, всем помышлением, а не частью только, отдавая другую часть души и помыслов другим предметам житейским и вообще суетным помышлениям: «От всей души, от всего помышления скажем»; народ возглашает опять: Господи, помилуй. Затем священнослужитель обращается к Господу Богу со всеми находящимися в храме, преклоняя Его к услышанию молитв, и взывает словами древних святых: Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Народ усиленно взывает, произнося трижды: Господи, помилуй.
Затем начинаются усиленные моления за государя императора и весь царствующий дом, о правительствующих пастырях Церкви и о всем священнослужащем братстве и причте церковном; об усопших святейших патриархах, о благочестивейших царях и царицах и о всех тех, которые скончались в недрах Православной Церкви; о создателях храма, о плодоносящих и добродеющих, то есть о делающих приношения на храм Божий и на утверждение Православной Церкви, о труждающихся для храма: это в древности были гробокопатели, могильщики, ныне — стражи церковные и все те, которые трудятся для поддержания чистоты в храме, чистят сосуды, омывают нечистоту с церковного помоста, очищают храм от сора и пыли.
Итак, видите, возлюбленные, что Церковь никого не забывает: она поминает тех, кто устроил храм, молится за всякого, кто приносит для Таинства просфоры, вино, а также для каждения ладан, для лампад — елей, свечи; кто влагает в церковную сокровищницу свою лепту от праведных трудов своих на украшение храма, на бедных и сирот, призираемых Церковью, на распространение и утверждение православной веры, то есть на нужды проповедников веры среди язычников или мусульман. Помни это, христианин, соблюдай древнюю заповедь Божию: да не явишися предо Мною тощ (Исх. 34, 20), то есть не приходи ни с чем, но принеси дар Господу Богу от праведных трудов твоих.
После этого начинается молитва об оглашенных, то есть о готовящихся ко крещению, о кающихся, которым до сего времени дозволялось присутствовать в храме вместе с верными. Священнослужитель приглашает верных помолиться о сих оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом истины, открыл их духовное ухо к слушанию и уразумению истины, вверенной Церкви, да откроет им Евангелие правды, то есть благую весть об оправдании через веру в Господа Иисуса Христа и творение добрых дел; да соединит их со Святой Своей Соборной и Апостольской Церковью, ибо они еще не чада ее, но как бы чужие. После этого оглашенные приглашаются приклонить свои главы пред Господом. Священник тайно молится о них, чтобы Господь сподобил их во время благопотребное святого Крещения с оставлением их грехов и одежды нетления и причислил их к избранному стаду верующих, дабы и они с нами славили пречестное имя Святой Троицы.
Певчие возглашают: Аминь.
Затем оглашенные и кающиеся троекратно приглашаются выйти из храма. Этим оканчивается литургия оглашенных.
Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. «Единое на потребу». Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. С. 299-303 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...