Беседы о богослужении. Окончание Литургии, от слов: И да будут милости Великаго Бога…

logo
Беседы о богослужении. Окончание Литургии, от слов: И да будут милости Великаго Бога...
Святитель Макарий (Невский)
Святейшее Таинство Евхаристии совершено. Воспоминательная Голгофская Жертва принесена. Агнец Божий, от века закланный за грехи мира, предлежит на жертвеннике Своим Пречистым Телом и Кровью как Жертва благодарственная — за небесную Церковь, за всех святых, в свете Божием пребывающих, как очистительная — за почивших в вере и надежде воскресения и жизни вечной и как умилостивительная — за Церковь, воинствующую на земле.
Совершив такое священнейшее жертвоприношение за всех, иерей или архиерей приветствует всех предстоящих и призывает их к общему молению о благодатных действиях освященных Даров. И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами,— говорит священнодействующий. «И со духом твоим да будут сии милости»,— отвечает клир.
«Да не будет тщетна для нас эта святейшая Жертва, чтобы не отойти нам отсюда, из храма, без всякой пользы для себя,— будем молиться во имя Господа Иисуса Христа, здесь почивающего на святейшем жертвеннике как Жертва за грехи мира; будем испрашивать для себя благодатных даров; паки и паки, то есть еще и еще, Господу помолимся,» — говорит диакон или священник. А так как не все предстоящие способны молиться за себя, не зная, чего им просить следует от Господа, то служитель алтаря произносит те моления, коими должны молиться теперь предстоящие.
«Вся святыя помянувше, то есть всех небесных святых и всех верных, живых и усопших, о которых теперь совершено жертвоприношение, Господу помолимся. Помолимся о Дарах, принесенных и освященных в Тело и Кровь Христову, чтобы человеколюбивый Господь, приняв их в Свой пренебесный и мысленный жертвенник как благоприятное о всем мире приношение Себе, свыше ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, соделал нас причастниками тех плодов, то есть того, что для нас приобретено искупительными страданиями и смертью Сына Божия». После этого диакон прибавляет и другие моления: о свышнем мире и спасении душ, о мире всего мира, о святом храме, в котором совершается моление; об избавлении от всякой скорби, гнева и нужды; о даровании благодати, заступающей от нападения вражия, спасающей от гибели, милующей, когда мы делаемся достойными гнева Божия. Хотя эти моления и раньше на литургии возносились, но они повторяются здесь для того, чтобы они были для нас действительнее и сильнее. В это время священник тайно молится, чтобы Господь очистил верных от всякия скверны плоти и духа, научил их совершать святыню во страсе Своем и тако сподобил бы их достойного восприятия Святых Таин в напутие жизни вечныя, во ответ благоприятен, еже на Страшнем Судищи… во общение Духа Святого, в наследие Царствия Небеснаго. ..не в суд или во осуждение.
Таковые молитвы внушены Духом Святым апостолам, а от них дошли и до наших времен.
После сего священник, воздев руки горе, молится Владыке неба и земли, Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да сподобит нас именовать Его нашим Отцом и молиться Ему той молитвой, которую дал нам Сын Его, Господь наш Иисус Христос. 
Беседы о богослужении. Окончание Литургии, от слов: И да будут милости Великаго Бога...
   
И народ с верой, благоговением и всяким вниманием произносит молитву Господню: Отче наш, Иже еси на небесех… Эта молитва выше всех молитв. Она употребляется Церковью с самых времен Христа Спасителя во всех молитвенных собраниях.
Она есть сокращение всего Евангелия, говорит учитель Церкви Тертуллиан, и сколько она кратка словами, столько обильна мыслями. Она есть молитва верных, потому что ее могли воссылать только сыны Православной Церкви, оглашенные же лишены этого преимущества (святитель Иоанн Златоуст). Какая может быть более духовная молитва, как сия, которая от Христа нам дана, от Которого и Дух Святой послан нам, говорит священномученик Киприан Карфагенский. Какое моление может быть у Отца более истинно, как не то, которое устами Сына произнесено? Молитва сия любезна и приятна Богу: Бога просишь Его же словами и восходишь к престолу Его молением Сына. Знает Отец глаголы Сына Своего. Если ты, читающий, не понимаешь всего смысла этой молитвы, то знает это Отец как глаголы Сына Своего — знает, чего мы просим этой молитвой, и если произносим ее с должным благоговением, то получим просимое. «Аще тьмами (бесчисленно) будешь грешен, молитву оную воссылая, глаголющую: оставите врагом вашим,— и Отец ваш оставит вам согрешения ваша: со многим дерзновением (упованием) оставление приимеши грехов всех»,— так говорит святой Иоанн Златоуст.
После этого возгласом Мир всем верные приготовляются к новому важному священнодействию. К какому? К молению с приклонением главы. Верующие так и делают после диаконского возглашения: Главы ваша Господеви приклоните.
Священник в это время тайно воссылает молитву, которой просит Господа, чтобы Он воззрел милостиво на людей Своих, преклонивших пред Ним главы свои, и благодать, исходящую от предлежащих Святых Даров, изравнял, то есть разделил, как дары Святого Духа, всем, соответственно нужде каждого, а именно: чтобы Он благоволил плавать с плавающими, сшествовать с путешествующими, недугутощих — исцелить. И потом возглашает священник в слух всех, что всего этого мы просим и ожидаем от Отца Небесного только по бесконечным заслугам и любви Единородного Сына Его, таинствами страданий, то есть Телом и Кровью сейчас на престоле возлежащего.
Таковое моление с преклонением главы Церковью употребляется также с древних времен. Первенствующие христиане преклоняли главы, когда принимали благословение епископов; преклоняли главы во время молений к Богу о ниспослании благ верным или оглашенным, а также в заключение всех церковных молитвенных собраний.
Главопреклонение после молитвы Отче наш имеет особенное значение. Так как молитва эта по своей краткости, многознаменательности и глубине не для всех удобопонятна, то за них молится священник, чтобы Господь всем даровал благо по нужде каждого, а предстоящие со смирением преклоняют голову, выражая этим, что они, сознавая свое недостоинство, ожидают только от любви Божией, всепрощающей и всем благотворящей, те блага, которых просит им священник и которые испрашиваются молитвой Господней Отче наш. Священник же, приступая к возношению Святого Агнца и раздробляя Его для причащения, молится тайно, призывая Господа Иисуса Христа, сидящего со Отцом на престоле славы, чтобы Он пришел невидимо и всех освятил и той же пречистой рукой, как и на Сионе, преподал ему [священнику] в причащение Тело Свое и Кровь Свою, а через него и всем людям.
После сего священник, испросив себе от Господа прощение грехов, простирает руку для возношения Божественного Хлеба. Диакон возглашает: Вонмем, а священник, воздвигая Агнец горе, восклицает: Святая святым. Клирос на это ответствует: Един свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.
Это возношение Агнца означает возношение Господа Иисуса Христа на Крест и Его смерть на Кресте. Поэтому предписывается в это время всем предстоящим с благоговением поклониться. После этого Святой Агнец раздробляется на четыре части, по установлению Господа Иисуса Христа. Ибо Он, преподавая ученикам под видом хлеба Пречистое Тело Свое, предварительно раздробил его. Это раздробление знаменует распятие Господа нашего Иисуса Христа. После сего священнослужители в алтаре, взаимно дав друг другу прощение, благоговейно приобщаются Святых Таин Христовых. 
Беседы о богослужении. Окончание Литургии, от слов: И да будут милости Великаго Бога...
Затем Святые Дары Царскими вратами износятся к мирянам, которых призывает диакон возглашением: Со страхом Божиим и верою приступите. Верные, узрев Святые Тайны, с благоговением поклоняются им, как Самому Господу Иисусу Христу, грядущему водвориться в душах их, и торжественно приветствуют Его словами: Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. После сего верующие, приготовившиеся к Святому Причащению, твердо, в слух всех произносят за священником исповедание своей веры как пред Самим Господом, сущим во Святых Дарах, что сие есть самое Пречистое Тело Его и самая Честная Кровь Его, и после моления о прощении грехов благоговейно приступают к принятию Святых Даров, имея руки сложенными на груди крестообразно, в знак сердечного умиления. Приняв во уста от священника Тело и Кровь Христовы, причастившийся целует благоговейно край Святой Чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла кровь Его.
По причащении мирян священник, обратившись к ним из алтаря (а архиерей — осеняя свечами), в знак приветствия их с получением Святых Даров, просит спасения им от Бога и благословения, возглашая богодухновенную молитву: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое. Народ же радостно воспевает песнь, в которой исчисляет все благодеяния, полученные от Господа: Видехом Сеет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную… и прочие слова.
Потом оставшиеся Святые Дары и прочие священнослужебные вещи после каждения с престола переносятся в предложение, то есть к жертвеннику. Диакон переносит на главе дискос, звездицу и покров, а священник, воздав тайно благодарение Господу словами: Благословен Бог наш, произносит вслух конец сего и возглашает, обращаясь к народу: Всегда, ныне и присно, и во веки веков; с этими словами он показует Святую Чашу с Пречистыми Дарами и потом относит их на жертвенник, где диакон или, в отсутствие его, сам священник по окончании литургии потребляет их с благоговением.
Это перенесение с престола на жертвенник Святых Таин и показание их народу означает последнее явление Господа ученикам и Его преславное вознесение. Как тогда апостолы, видя возносящегося от них Господа, поклонились Ему, так и теперь верующие, когда износятся им в последний раз Святые Дары, поклоняются им, как Самому Господу. И, слыша возглашение священника: Всегда, ныне и присно, и во веки веков, как бы слово Самого Господа, сказавшего ученикам пред вознесением Своим: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), верующие ответствуют: Аминь, выражая этим веру в непреложное обетование Христово. После этого лик от лица причастившихся воспевает хвалу Господу, умоляя Его: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, и молится, чтобы Господь сохранил их во Своей святыне и дал им поучатися во весь день правде Его, в том, что праведно пред Богом, то есть в богоугодных делах.
После этого диакон возбуждает людей к всеобщему благодарению за принятие Святых Таин, говоря: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа. Слова «прости приимше» означают: «с благоговением приняв Святые Тайны»; «достойно благодарим» значит: сколь велики дары, полученные нами, столь велико, сердечно должно быть благодарение наше Дароподателю. А мы приняли дар Божественный, ибо приобщились Божественного естества; дар небесный, ибо это есть хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6, 33), как изрек Господь; дар страшный, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11,29). К этому присовокупляется прошение и о том, чтобы, восприяв достойно Святых Таин, нам сохранять их в чести, помня, какого дара мы сподобились, Кого удостоились мы принять к себе,— а для сего просим, чтобы даровано было нам от Господа провести день весь вполне благополучно, свято и безгрешно, дабы невниманием нашим не удалить от себя Небесного Посетителя душ наших. 
Беседы о богослужении. Окончание Литургии, от слов: И да будут милости Великаго Бога...
    
Священник, доселе находившийся в алтаре, молился большей частью тайно, а теперь исходит на середину храма и в слух всех читает заамвонную молитву, в которой призывает Божие благословение на народ, как на достояние Божие, просит освятить любящих благолепие дома Его, даровать мир миру и всем людям, и в заключение воссылает славу, благодарение и поклонение Виновнику всякого блага, Единому Богу, во Святой Троице славимому.
Молящиеся, выразив свое участие в молитве и благодарении произнесением слова Аминь, воссылают славословие Богу: Буди имя Господне благословено отныне и до века.
После этого священник или архиерей, преподав народу последнее благословение словами: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, возглашает славу и благодарение Христу Спасителю, говоря: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе! Лик от лица народа, как бы подтверждая слова священника, единодушно возглашает: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, троекратно просит милости у Господа словами Господи, помилуй и последнего благословения от священника: Благослови.
Священник, обратившись к народу, возносит моление ко Христу Спасителю, чтобы Он, не за наши грешные молитвы, а ради молитв Пречистой Своей Матери и всех святых, помиловал и спас души наши, как Благий и Человеколюбивый. Лик от лица народа возглашает многолетие государю со всем царствующим домом, церковной иерархии и всем православным христианам.
Этим заканчивается Божественная литургия.
И от нас буди слава Господу, сподобившему нас преподать, а вас — в слух и сердце приять изъяснение сей Божественной службы.
Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. «Единое на потребу». Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. С. 312-318  

Смотрите также:  

— Беседы о богослужении. Проскомидия 


— Беседы о богослужении. Литургия оглашенных 


— Беседы о богослужении. Трисвятое 

— Беседы о богослужении. Литургия верных  
— Беседы о богослужении. «Станем добре». Канон Евхаристии  

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *