Этой сцене — шестьдесят!

logo

Дворцу культуры им. Ю. Гагарина — 60 лет. "Сергиевопосадский бренд номер два после Лавры", как сотрудники Дворца порой говорят сами о себе, по-прежнему в центре внимания.

 Читайте в материале:  

Алексей Вохменцев слушал Гафта, не дыша
— Дворец строился, как метро
— Приметы Дворца культуры

При всём разнообразии концертных площадок и студий, открытых и появившихся в городе в последнее время, мало что может сравниться с этой сценой, с этим занавесом, с этими традициями. Как положено любому важному учреждению, видимая часть — лишь вершина айсберга. За кулисами работают люди, о существовании которых зритель порой даже и не подозревает, но именно они, эти невидимки, создают ощущение праздника. Накануне торжеств мы пробрались по ту сторону занавеса Дворца, где встретили их в компании директора Алексея Вохменцева.

Этой сцене — шестьдесят!

Этой сцене — шестьдесят!
Алексей Вохменцев, директор: «Слушал Гафта, не дыша»

"Работать становится всё тяжелее", — признаётся директор Дворца культуры им. Ю. Гагарина Алексей Вохменцев.

Тяжесть эта — не только от нехватки ресурсов, с которой, похоже, сталкиваются все в сфере культуры, но и от творческого, при этом весьма пристального внимания, которое кружки и студии ДК получают от областного Министерства культуры. Как выяснилось, к вниманию такого рода директор относится с пониманием — ему и коллегам есть что предъявить в ответ.

— В чём Дворец культуры видит сегодня свою главную задачу?

— Как и любое подобное учреждение, Дворец не должен работать для одной конкретной группы зрителей. Наша задача — быть интересными всем: от молодёжи до ветеранов. Очень важно поймать этот момент, и, как мне кажется, мы его нашли.

— В то время как библиотеки и музеи срочно ищут новые формы работы в надежде не потерять посетителя, что может предложить Дворец, чтобы оставаться востребованным?

— Я рад, что мы смогли сохранить лучшие традиции, заложенные при основании Дворца. Сохранена вся клубная, кружковая работа, которая всегда была нашей сильной стороной. Мне приятно отметить, что во Дворце сегодня работают 74 клубных образования. Меняется всё — и менталитет людей, и их интересы, и мы это, конечно, замечаем. Мне приятно работать с коллективом Дворца, который чувствует то же самое. И, скажу честно, например, мне не стыдно за наш сайт. Он живой и работающий — о мероприятиях, которые проходят у нас вечером, уже утром можно прочитать на сайте. Мы пирожки испекли, пожалуйста! Не так давно мы проводили опрос среди посетителей, чтобы узнать, как и откуда они узнают о наших мероприятиях. Сайт, при том, что в нынешнем виде работает не так давно, оказался на втором месте по эффективности после рекламных афиш на остановке.

— 74 кружка — это много?

— Да, это хороший показатель. Я знаю, что в этом отношении мы входим как минимум в первую десятку среди подмосковных Домов культуры. Я хотел бы отметить, что нашу работу тщательно контролирует областное Министерство культуры, кружковая работа очень жёстко регламентирована. Я бы не назвал это давлением, скорее контролем. Признаю, что работать однозначно становится тяжелее, но этот контроль должен быть.

— В чём он выражается?

— Есть требования относительно эффективности работы учреждений. В недавнем прошлом такого критерия даже не существовало, а теперь мы ежеквартально отчитываемся о том, как работал Дворец. По этим отчётам наша деятельность оценивается, и во внимание принимается всё — от посещаемости и числа проведённых мероприятий до обновления репертуара творческих коллективов, работающих во Дворце.

— Что есть в ДК имени Гагарина, чего нет у остальных?

— Я знаю точно, что мы — единственные из подобных учреждений культуры Московской области, где действует своя детская музыкально-хоровая студия, по сути, собственная полноценная музыкальная школа с профессиональными преподавателями. В этом году мы открыли новый кружок флейты.

Этой сцене — шестьдесят!

— Дворец по своему статусу — городское учреждение культуры, любимое зрителями района. Но знают ли о нём за пределами района?

— Приведу пример недельной давности. Раздаётся телефонный звонок. Беспокоят из департамента культуры Ярославской области и предлагают на базе нашего Дворца провести выездное совещание руководителей культуры Ярославской области. Говорю это не для бахвальства, но лишь потому, что это было для меня шоком в хорошем смысле.

— Возможно, это было следствием того, что во Дворце за последние годы не раз и с успехом выступал ярославский театр Волкова?

— Возможно, и так. Мы установили хорошие связи с этим театром, старейшим в России, который представлял на нашей сцене как и классические, так и ультрасовременные постановки. Мы дружны с директором театра Юрием Итиным — это интересный, грамотный человек, признанный профессионал. Более того — у нас установлены отношения со многими театрами федерального уровня. Не так давно прошла постановка МХАТа им. Горького, приезжала лучшая труппа этого театра, а сам спектакль, по сути, был благотворительным — 250 рублей за билет при том, что половина была передана в приюты, ветеранские организации и объединения инвалидов. У нас отличные связи с "Русским балетом" Вячеслава Гордеева, которому мы очень благодарны за долгое сотрудничество.

Этой сцене — шестьдесят!

— Какие концерты на сцене ДК запомнились вам лично?

— Хорошо запомнилось выступление Любови Казарновской — человека, открытого любому зрителю, свободно общавшейся после концерта, не скрывающей отношения к сегодняшней действительности. Такое дорогого стоит. С удовольствием вспоминаю Александра Михайлова, с которым мы пили чай после спектакля вот в этом кабинете. Или Валентина Гафта — он здесь же читал свои тонкие, умные эпиграммы, а я слушал, не дыша, на протяжении часа. Он по-настоящему интеллигентный критик сегодняшней действительности, очень меткий и справедливый. Это люди эпохи, мэтры, которых мы рады видеть у себя в гостях. И мы замечаем, что посетители рады им. У нас, и это говорят сами артисты, зритель интеллигентный и грамотный.

Александр Платонов, инженер: "Дворец построен, как метро"

Этой сцене — шестьдесят!

Полный тёзка, хоть и не родственник, самого известного дореволюционного посадского фотографа тем не менее унаследовал от однофамильца тягу к увековечиванию красоты.

Правда, в её техническом аспекте — он поддерживает в тонусе одно из самых величественных и в то же время изящных зданий города:

— Как и Лев Толстой, который, как считается, помнил себя с сорокадневного возраста, так и я помню, как меня, ещё не научившегося ходить, родители принесли во Дворец. Сейчас мне 58 лет, и кто тогда знал, что я проведу здесь столько времени, приведу во Дворец своих детей, а потом сам начну работать как инженер?

Этой сцене — шестьдесят!

Дворец строился, как военный объект, в прямом смысле — его курировали Министерство обороны СССР и министр Устинов лично. Из современных построек в городе по монументальности с ним мало что может сравниться, разве что жилой дом № 3 на 1-й Рыбной улице, который возвышается над проспектом Красной Армии. Можно сказать, что инженерная мысль здесь была почти такой же, как при проектировании метро.

Несколько лет назад прошла масштабная реконструкция. Что изменилось во Дворце с тех пор? Нет тех ковров, которые были повсюду. Кое-где ушли декоративные элементы, решётки, но в целом общий вид здания сохранился.

Поддерживать такое здание очень сложно. В первую очередь мы следим за местами, где ежедневно проходят люди, например, за ступенями. Лестницы выдерживают массовые потоки, и они должны постоянно быть в порядке. Следим за пожарными колодцами. Обслуживанием механику сцены. А та надстройка на крыше Дворца, которую видно издалека, есть не что иное, как шахта, в которой спрятаны механизмы, поднимающие и перемещающие занавес.

Этой сцене — шестьдесят!

Подготовка к вечернему концерту может начаться утром или даже накануне ночью. Некоторые группы завозят много собственного звукового и светового оборудования. В дни представлений мы находимся за сценой, помогаем артистам. Как правило, постановку или концерт могут обслуживать до пяти человек. Кто-то работает со светом, кто-то расставляет стулья для музыкантов. А, помню, однажды у нас был концерт клавесинной музыки. Клавесин, как оказалось, такой нежный инструмент, что после транспортировки по улице ему требуется время, чтобы привыкнуть к температуре зала, прежде чем на нём можно будет играть.

Приметы и секреты Дворца

Что мы не знали о ДК и его обитателях

  • В ДК работает 161 человек — гораздо больше, чем можно представить. Творческих работников больше половины, 65 %. Техническая группа — 18 % от общего числа сотрудников.
  • Единственный поворотный круг на районных сценах (и один из считанных в области) — только во Дворце культуры. Сухие сосновые доски на самой сцене лежат кромкой (узкий край доски) наружу. Основной массив доски уходит вниз, в невидимую часть подмостков.
  • У режиссёров ДК, готовящихся к спектаклю, есть примета: на выпавшем из рук сценарии нужно… посидеть. И тогда постановке ничего не грозит. Рекламщики никогда не положат афишу предстоящего концерта на мягкие поверхности. Если нет поблизости жёсткого стола или тумбы, они скорее бросят её на пол.
  • Легендарная люстра концертного зала Дворца культуры весит почти тонну — 960 килограммов. Раз в год люстру «приземляют» и тщательно промывают все её 150 ламп и бесчисленное количество кусочков стекла.
  • Под сценой, в помещении, где установлен двигатель поворотного круга, висит красная боксёрская груша, принесённая сотрудниками сцены. А вдруг во время концерта кто-то оттачивает хук слева?

Этой сцене — шестьдесят!

Балетмейстер Ольга Матвеева:

"Научиться работать над собой важнее, чем держать спину"

— Наш коллектив называется "Терпсихора", мы занимаемся классическим танцем. Моя задача — не только научить детей, проще говоря, правильно разворачивать руки-ноги и держать спину, а, и это главное, приучить их к работе над собой. В этом моя ответственность, да и вообще ответственность самодеятельных коллективов в целом.

Мне очень нравится, что мы можем бесплатно посещать концерты хореографических ансамблей, которые выступают на нашей сцене. Это часть образовательной программы. Из последних — мы были на выступлениях ансамблей "Берёзка" и "Гжель", на всех балетных представлениях. А после каждого концерта, где мы побываем, обязательно проводим обсуждение. Это же замечательно, что детям нравится учиться на хороших примерах.

Этой сцене — шестьдесят!

Художник-постановщик Вадим Беба:

"Сцена — пространство для творчества"

Коллеги называют его главным фантазёром Дворца и счастливы, что в своём плотном графике он находит время для ДК, где занимается оформлением сцены. Если открывается занавес и мы говорим "ах!" — значит, это постарался Вадим Беба:

— Замысел появляется в голове, а реализуется, конечно, на компьютере — мне достаточно Фотошопа и Корела. Я искренне рад возможности творить, которая здесь есть. Например, только сцена позволяет работать с большими металлоконструкциями, арками, кругами, и в зависимости от ситуации они могут выступать как объекты в стиле хай-тек, а могут превратиться в классические декорации.

Сцена накладывает много ограничений, и в них надо вписываться. Сегодня я максимально задействую штанкеты — металлические штанги, на которые крепятся занавесы, а завтра для создания эффекта буду манипулировать софитами. Мы стараемся никогда не повторяться, каждый раз представляем новое оформление сцены. Хотя, в то же время некоторые декорации служат до сих пор. Например, декоративные решётки, которые можно видеть в фойе, — когда-то, в начале 2000-х, они были придуманы как декорации к первым муниципальным балам.

Этой сцене — шестьдесят!

Хормейстер Наталья Макарова:

"Менять подход — интересно и полезно "

Наталья Макарова оставила преподавание в музыкальной школе и сосредоточилась на работе в Детской музыкально-хоровой студии Дворца культуры. Она же руководит хором "Сергиев Посад", самым молодым в ДК, но уже имеющим звание народного:

— Почему я перешла на работу во Дворец? Меня как музыканта привлекает возможность постоянной творческой работы, творческого взаимодействия. Школа подразумевает учебную работу, а здесь как раз больше концертной деятельности. Конечно, в ДМХС мы также занимаемся образованием, обучаем игре на инструментах и вокалу, но сценическая работа у нас всё же основная. Мероприятия, в которых мы участвуем, могут быть самыми разнообразными, от городских праздников до конкурсов, что заставляет менять подходы — это очень интересно и полезно для профессионального роста.

Подготовил Владимир Крючев

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Гордеев Вячеслав Михайлович
Биография Родился 3 августа 1948 года в Москве. В десятилетнем возрасте В. Гордеев начал заниматься в самодеятельной хореографической студии Дворца культуры. В 1960 году он поступил в... подробнее...

[2] — По праву считается главной транспортной артерией Сергиева Посада. Это самая протяженная и широкая улица города. Недаром, в прошлые века она называлась Болъшедорожной улицей. подробнее...

[3]Вохменцев Алексей Владимирович
Родился 21 февраля 1961 года. После школы поступил в Симферопольское высшее военно-политическое училище, которое окончил в 1982 году. С августа 1982 года по июль 1993-го проходил службу на различных... подробнее...

[4]Дворец культуры имени Юрия Алексеевича Гагарина.
Более 60 лет Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина является центром культурно-досуговой жизни города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района.
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 185
Сайт: dk-gagarina.ru
Телефон: +7 (496) 542-72-61
Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 18.00, без обеда Сб, Вс - выходной
Эл. почта: dk-gagarina@yandex.ru подробнее...

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...

[6] — Для иногородних посетителей сайта, желающих перебраться поближе к Сергиеву Посаду, а так-же сергиевопосадцам желающим улучшить свои жилищные условия, предлагаем актуальный список новостроек города и Сергиево-Посадского района. Здесь вы найдете как сданные жилые объекты, так и строящиеся новостройки на разных этапах строительства. подробнее...

[7]1-я Рыбная улица
Улица 1-я Рыбная на карте   На панораме   Перекрёстки с улицами проспект Красной Армии улица Вознесенская Вокзальная улица Сергиевская улица улица Симоненкова 2-я Рыбная... подробнее...