Эпоха Трайтеля

logo

 Эпоха Трайтеля

Мы продолжаем цикл статей об истории Дворца культуры. И сегодня воспоминания моих героев, в основном, будут посвящены Борису Исааковичу Трайтелю. Время, когда он стоял у руля Дворца, горожане прозвали «Эпохой Трайтеля». Навряд ли можно подобрать более чёткое словосочетание. Ведь это при нём в Загорске побывал весь цвет театра и балета. Достаточно вспомнить такие фамилии, как Плятт и Марецкая, Юрский и Андроников, Моисеев и Ведерников. И многие-многие другие….

Людмила Григорьевна Галицкая, заведующая культурно-массовым отделом ДК им. Гагарина:

«Борис Исаакович самым первым приходил на работу и самым последним уходил из Дворца. Нас это всегда удивляло! Он знал каждый коллектив, репертуары каждого кружка. И для каждого из них у Бориса Исааковича был план на дальнейшее развитие. Благодаря Трайтелю из Москвы в Загорск приезжали лучшие, для руководства нашими коллективами. Это была эпоха творчества. Не надо было записываться ни на какие приёмы. Вопросы решались на «лету». У него было потрясающее чувство юмора. Как-то мы репетировали на сцене. Алик Пасынков его пародировал. Не успел он закончить, как с балкона раздаётся голос Трайтеля. Следует краткая и меткая оценка выступления и коррективы. Затем он также внезапно исчез в полной темноте, как и появился. Этот балкон и по сей день во Дворце называют «капитанский мостик». С этого балкона Трайтель смотрел все репетиции».

Виктория Трайтель, дочь Б. И. Трайтеля:

«Папина работа — это "праздник, который всегда с тобой"! Я, буквально, жила во Дворце: ходила во все кружки и студии, посещала все мероприятия, смотрела все фильмы, сидела на репетициях. А в перерывах, на уголке стола в папином кабинете, я делала школьные уроки. 

Я вообще была "папина дочка" и все говорили в шутку, что когда я вырасту и выйду замуж, мне дадут полдворца в приданое. Соответственно, я тоже жила, да и до сих пор живу в атмосфере немного выдуманного театрально-музыкального действа. Отец не любил быта. Надо заметить, что и быт отвечал ему взаимностью. Он любил ярких, талантливых людей. Они собирались у нас в маленькой квартире: пели, танцевали, вели какие-то очень остроумные беседы. Я помню, женщины были одеты, как звёзды мирового кино. Это при том, что жили тогда очень скромно. Наряды шили сами, причёски делали сами и сами же готовили потрясающе вкусную еду! Мы с сестрой Ириной всегда были ангажированы на начало домашней концертной программы — играли в 4 руки и пели на 2 голоса что-нибудь популярное, например, "Червона рута". Это было смешно. Мне 5 лет, сестре — 10. Конечно, я впитала это всё в себя как губка. Я пошла по папиным стопам и всё это перенесла в свою деятельность: артисты должны быть красивыми, аранжировки — вкусными, костюмы —  изысканными, монологи — умными и всё должно быть пронизано чувством юмора. Без этого всё вышеперечисленное не работает!!! Мне кажется, он был замечательным руководителем и, при желани или по воле обстоятельств, мог бы руководить любым учреждением, где ценились бы врождённое чувство меры, такт, интеллигентность, чувство юмора, любовь к людям и большая внутренняя культура. Мне кажется, что во Дворце он не работал, он там жил. Дома он бывал редко, гораздо реже, чем на работе. У него даже не было какой-то домашней одежды. Ходил в костюме, с галстуком, даже в те редкие дни, когда мы выезжали в лес за грибами, чем вызывал многочисленные шутки друзей. Он очень болел за своих сотрудников, знал всех членов семьи, все их проблемы. Если мог, помогал. Кстати сказать, за своих детей никогда никого ни о чём не просил! Он вообще, по-моему, парил над суетой!  И, кстати, уйдя из Дворца, он работал долгое время в другом месте, но это не уменьшило его чувство собственного достоинства. Он и там сумел создать этакий Маленький Дворец Большой культуры с книгами, театрами, концертами, экскурсиями, новогодними ёлками для детей и взрослых!

Папа родился на Украине, и я думаю, что сейчас ситуация, которая там происходит, вызывала бы у него только боль, ужас, отчаяние и страх! Папа не умел жить в конфликте даже с женой. Что говорить о войне между родственниками? Думаю, хорошо, что он до этого не дожил!

Алла Анатольевна Янышева, жена  Бориса Викторовича Ведьмина:

«Спасибо Борису Исааковичу! Нам с Боренькой он всегда оставлял в зале два места: 13-е и 14-е. 

В ДК Борис Викторович провёл более 100 вечеров. На них рассказывал жителям о стройках Загорска. Показывал фото и слайды. Организовывал фотовыставки — свои и коллег. С 1970  по 1975 г. Борис вёл клуб кинопутешествий. Последнее его выступление в ДК состоялось 12 февраля 1994 года. Прощались с Ведьминым в знаменитом голубом фойе Дворца. А уже через неделю в Загорск приехал театр на Таганке со спектаклем 

«Борис Годунов». В конце спектакля Валерий Золотухин попросил зал почтить память Бориса Викторовича минутой молчания». И сегодня я хочу сказать спасибо Алексею Владимировичу за то, что он поддерживает внимание к персоне моего супруга. Он очень помог мне в организации вечеров памяти Бориса Ведьмина в 2005-м и 2010-м гг.».

Татьяна Васильевна Андреева, балетмейстер ДК им. Ю. А. Гагарина в 1973-1994 гг.:

«Я с Борисом Исааковичем познакомилась очень рано. Тогда мне было 6 лет! И я пришла заниматься во Дворец танцами. Я никогда не забуду, как он аккомпанировал нам, и это будучи на серьёзном посту. Как говорится: «и швец, и жнец, и на дуде игрец!». Я помню, с каким удовольствием он это делал. Я выросла и определилась с выбором профессии. В 1973-м я устроилась работать в ДК. Молодой специалист. Иду с дипломом. Навстречу мне Борис Исаакович: «Кто бы мог подумать, что из такой малюсечки вырастет такая большая звезда». Он был в курсе всех событий. И что я снялась с культовом сериале "Тени исчезают в полдень" и засветилась на телевидении, став победительницей конкурса «А ну-ка, девушки». Вот и сейчас мы говорим про Трайтеля, а у меня мурашки по коже… ».

Наталья Николаевна Лебедева, старейшая участница самодеятельности:

«Я тоже в ДК с самого раннего возраста — с семи лет. Танцевала в хореографическом коллективе. Потом потянуло на вокал. ДК и ЗОМЗ в те времена были связаны неразрывно. Когда пришла устраиваться на ЗОМЗ, решила, пойду в 45-й цех. Там один Слава Александров чего только стоил! Это я к разговору о том, что самодеятельность была на первом месте. Ох, как тогда соревновались цехами: 45-й, 37-й, 42-й… Сцена перед смотром самодеятельности была всегда занята. Мы не успевали. Набрались смелости, подходим к Борис Исаковичу: «а можно нам ночью репетировать?» — «А вы не будете тут хулиганить?» — «Да что вы…» Ночь. Репетируем. Вдруг из зала хлопки. Мы испугались, потом поняли, это наш директор в своей ложе (её ещё называли капитанским мостиком) хлопает нам. Похлопал и говорит: «Всё нормально. Молодцы! Занимайтесь дальше.» Он болел культурой и всем, что с ней связано в хорошем смысле слова. При нём был полный тандем и в руководстве Дворца и среди его педагогов и воспитанников. Я запомнила Бориса Викторовича, как человека слова: скажет «да», значит «да», «нет» — всё! Бесполезно просить. При нём наш коллектив завоевал звание народного, как и многие во Дворце.»

Лидия Григорьевна Лебедева, актриса Народного театра:

«В 1955-м году я приехала в Загорск из Прибалтики. И сразу же пошла устраиваться в городской театр. Зайдя во Дворец, я обалдела, насколько там кипела жизнь! Здесь поют, там танцуют, а там снова поют… Меня на разговор пригласил худрук — Алексей Сергеевич Морозов. А я и рот боюсь открыть (такой у меня сильный акцент). В итоге меня успокоила Галина Ивановна Андреевская — московский режиссёр старого пошиба. В перерыве между репетициями (тогда в театре ставили пьесу Афиногенова «Мать своих детей») она мне таким материнским голосом говорит: «Деточка, почитай мне что-нибудь». Я почитала, а она добавила: «Исправим речь. Больше занимайся скороговорками». Моя жизнь закипела — я стала актрисой Народного театра.

В ту пору в театре играли семейными кланами. Чета Тарасовых, наша — Петровых, супруги Кизима, Мироновы. Дети тоже росли вместе с репетиционным процессом. Во Дворец для постановок приглашали лучших Московских режиссёров. Период, когда Дворцом руководил Борис Исаакович Трайтель, а Народным театром Виктор Иванович Виттер, можно назвать эпохальным. Это были 14 лет взлётов! При Трайтеле костюмерной нашего Народного театра и декорациям мог позавидовать любой профессиональный. Что говорить, во всём помогал наш родной завод — ЗОМЗ. В 90-е, когда вся страна погрузилась в житейский хаос, ситуация резко поменялась. Одно время мы даже репетировали в 12-метровой комнате киноколледжа. Сами шили костюмы, сами колотили декорации. Играли на чужих площадках… И всё же театр вновь вернулся в ДК

В 2009-м году мы с мужем — Валентином Сергеевичем — последний раз вышли на сцену в спектакле по пьесе «Женский вопрос» в постановке Александра Кравченко. Я играла Адмиральшу, но уже ходила с палочкой, а супруг стал забывать текст. Всему своё время! Настало время уходить… Дворец в моей жизни — это отдушина! Театр научил меня бороться! Я сейчас не выхожу из дома, но я в курсе всех местных театральных новостей. Ко мне заходят коллеги-артисты, мне звонят. Словом, я болею за них, а они — за меня. Такое театральное братство!».

Татьяна Ивановна Аминова, балетмейстер ДК им.Ю.А.Гагрина:

«Не поверите, и я в ДК с самого детства. В 1972-м пришла заниматься по классу фортепьяно. Изучала сольфеджио. Пела в хоре у Анны Михайловны Седовой. Потом я выбрала хореографию. Она стала делом моей жизни. Для меня в детстве Дворец — это были бесконечные ковровые дорожки, люстры и директор — Трайтель. Кем для нас был Борис Исакович? Мы — дети воспринимали его, как Деда Мороза, то есть, такого доброго, большого человека, который всегда остановится, спросит, как твои дела, обязательно назовёт тебя по имени, улыбнётся по-отцовски. Таким мы его и запомнили. Самодеятельность для него никогда не была на втором плане. Всегда — на первом! Он никогда не кичился тем, что он директор. Дворец называл исключительно «наш». Ни в коем случай «мой». На своё 80-летие он даже стеснялся выйти на сцену. Там стоял трон для него. Мы так долго его уговаривали, занять это почётное место. Уговорили. В тот вечер столько было гостей в нашем ДК. В 1984 году я вышла в ДК на работу. Тогда Дворцу было 30, сейчас он готовится отметить 60!»

Источник: Газета Ярмарка

 


Контекстная справка

[1]Мультиплексы или спутниковое ТВ?
Осталось всего два года до того момента, как страна распрощается с аналоговым телевидением. Оно устарело как морально, так физически. Подобное оборудование уже перестали выпускать.Рынок... подробнее...

[2]«Загорский Оптико-Механический Завод», ОАО («ЗОМЗ»)
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 212-в Сайт: zomz.ru Телефон: +7 (496) 546-93-98 Часы работы: Пн-Пт c 8.00 до 17.00, обед с 12.30 до 13.30 Сб - выходной Вс - выходной Эл. почта: info@zomz.ru    Разработка и... подробнее...

[3]Ведьмин Борис Викторович
Ведьмин Борис Викторович (1915-1994).Родился в Ростове-на-Дону 18 октября 1915 года. Окончил Ставропольском строительный техникум.Участвовал в Финской войне, в Великой Отечественной - рядовым... подробнее...

[4]Дворец культуры имени Ю.А. Гагарина
Дворец культуры имени Юрия Алексеевича Гагарина.
Более 60 лет Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина является центром культурно-досуговой жизни города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района.
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 185
Сайт: dk-gagarina.ru
Телефон: +7 (496) 542-72-61
Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 18.00, без обеда Сб, Вс - выходной
Эл. почта: dk-gagarina@yandex.ru подробнее...

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.