После подписания 1 декабря 1618 г. в селе Деулино перемирия между Россией и Польшей стало возможным действительное восстановление разрушенного. А разрушено было многое. Не только окрестности Троице-Сергиева монастыря были разорены, но и сам монастырь пострадал очень сильно: сожжены его хозяйственные дворы, сожжены или разобраны на дрова деревянные монастырские кельи, повреждены крепостные стены и башни. Видя это, многие говорили: «Не быти уже Сергиеве обители по-прежнему». [1]
Но восстановление Троицкого монастыря и его окрестностей произошло удивительно быстро. В 20—30-х годах XVII в. в монастыре на месте уничтоженных деревянных келий выросли благоустроенные каменные келейные корпуса и среди них Больничные палаты с шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — памятник защитникам Троице-Сергиева монастыря. В 40—50-х годах XVII в. была реконструирована Троицкая крепость: увеличена толщина и высота стен и плоских башен, заново перестроены угловые башни. «Ум не может представить их неприступность и красоту», — отметил в описании своего путешествия по России сирийский православный священник Павел Алеппский, посетивший монастырь в 1655 г. [2]
Вместе с Троице-Сергиевым монастырем к середине XVII в. отстроились и окружавшие его поселения; по количеству дворов и числу жителей они превратились в самый настоящий город. Не случайно Павел Алеппский, обозревая с крепостной стены монастыря его округу, назвал ее «большим городом» среди садов, тянущихся непрерывно один за другим.
Города в России XVII в. назывались посадами и разделялись на слободы, в которых проживали «посадские люди»: купцы, мастеровые, наемные рабочие.
Церковь во имя Преп. Сергия в селе Деулино. Литография. XIX в.
В декабре 1618 г. в селе Деулино было заключено перемирие между Россией и Польшей, названное «Деулинским», которое положило начало возрождению Российского государства. В 1620 г., в память о вышеуказанном событии и в похвалу Преподобному Сергию Радонежскому, в селе была возведена деревянная Сергиевская церковь. Освятил церковь архимандрит Троице-Сер- гиева монастыря Дионисий.
Больничные палаты с церковью во имя преп. Зосимы и Савватия. XVII в.
Чертеж И. В. Трофимова. 1940—1945 гг.
В 20-30-х годах XVII в. в Троице- Ссргисвом монастыре на месте сожженных во время осады деревянных келий выросли благоустроенные каменные келейные корпуса и среди них Больничные палаты с шатровой церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — памятник защитникам Троице-Сергиева монастыря.
Уже в 1624 г. в обновленном селе Клементьеве насчитывалось 76 дворов пашенных крестьян и бобылей и 212 дворов мастеровых и работных людей. Мастеровые и работные люди Троице-Сергиева монастыря к середине XVII в. были расселены слободами, которых насчитывалось 7: Иконная, Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая, Служняя. Слободами нередко называли также села Кокуево и Клементьево. Именно совокупность всех этих слобод Павел Алеппский справедливо назвал большим городом. Не будет отступлением от истины и нам впредь для краткости называть село Клементьево и окрестные слободы Троицким посадом.
Троицкие слободы в первой половине XVII в.
План-схема К. Филимонова.
Вместе с «фоице-Сергиевым монастырем к середине XVII в. отстроились и окружавшие его поселения. Вокруг монастыря насчитывалось 7 слобод: Иконная, Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая, Служняя. Слободами нередко называли и села Кокуево и Клементьева
Польско-литовское разорение, как уже упоминалось, вынудило множество людей искать кров и пищу у стен Троице-Сергиева монастыря. Многие из них так и остались при монастыре, обзаведясь семьями и хозяйством. Так, например, из разоренной Москвы и троицких вотчин в монастырь было свезено 600 мальчиков-сирот. «И как учинися в возрасте, и те ныне в Троицком монастыре в слугах, а иные в мастеровых и во всяких монастырских службах, и на воловом дворе, и в каменщиках, и в кирпитчиках», — докладывали троицкие власти царю Алексею Михайловичу в 1651 г. [3]
Остались при Троицком монастыре и многие овдовевшие женщины, осиротевшие девицы; некоторые из них постриглись в возобновленном после снятия осады подольном Пятницком монастыре, остальные, выйдя замуж, осели в монастырских слободах.
Обездоленные польско-литовским разорением люди, найдя приют и помощь у Троице-Сергиева монастыря, позднее составили значительную часть населения Троицкого посада, сторицей отблагодарив монастырь за оказанную им помощь.
Среди жителей Троицкого посада в XVII в. так же велика была доля так называемых «закладчиков». R XVI и XVII вв. множество посадских людей, спасаясь от огромных государственных налогов и тяжких повинностей, бежали из своих посадов и «закладывались» (поселялись на землях и поступали в зависимость) за «сильных людей», за монастыри и патриарха, т.е. за тех владельцев, земли которых хотя бы частично были освобождены от государственного тягла. Беглые посадские люди селились на таких землях дворами и целыми слободами, занимаясь «всякими промыслами и торгами большими». [4]
Кузнецы и чеканщики.
Книжная миниатюра. XVII в.
Одним из самых сильных и привилегированных землевладельцев, после царя и патриарха, в России XVII в. был Троице- Сергиев монастырь. Его вотчинное село Клементьево еще в XVI—XVII вв. получило различные льготы и свободы: от тяжелейшей подводной повинности, от бесплатного содержания проезжающих через село бояр, государевых людей. Не случайно после польско-литовского разорения на территории села выделились Иконная и Поварская слободы, населенные иконниками, сусальниками, серебряниками, оловянниками, поварами, хлебниками и мастеровыми людьми других профессий. [5] Иконная и Поварская слободы располагались вдоль Клементьевского и Келарского прудов, составляя северную окраину села. Память о Поварской слободе сохранилась в названии улиц: Поварская и Поварская набережная.
Севернее Троице-Сергиева монастыря после осады были устроены Конюшенная и Тележная слободы. Они находились вблизи восстановленных монастырских конюшен. Конюшенная слобода располагалась на месте современной ул. Фаворского, которая в XVIII в. так и называлась — Конюшенная улица. Тележная слобода размещалась где-то рядом, вероятно, на месте современной ул. Пархоменко. В слободах жили «конские мастера», конюхи, тележники, плотники, колесники, мастера других профессий, многие из которых «заложились» за Троицкий монастырь, покинув свои посады.
Иконная, Поварская, Конюшенная и Тележная слободы относились к нетяглым поселениям при Троице-Сергиевом монастыре. Населявшие их мастеровые люди были освобождены от монастырских налогов и повинностей. Они делали «на монастырь всякое изделье», получая за это годовое денежное жалованье и отсыпной хлеб. [6]
К нетяглым слободам Троицкого посада относились также слободы Стрелецкая и Пушкарская. Пушкарская слобода располагалась западнее монастыря, в районе современных улиц Пушкарской и Кузьминова (бывш. Новопрогонная). Стрелецкая слобода, как и положено, разместилась по соседству, в районе современных улиц Кирова и Кустарной. Обе слободы были образованы монастырем сразу же после снятия осады в 1610 г., так как осада показала необходимость иметь в Троицкой крепости постоянный гарнизон «для оберегания от воинских людей». [7] Этот гарнизон и набрали в 1610 г. из монастырских крестьян и охочих людей, записанных в стрельцы и пушкари и расселенных слободами западнее монастыря. В 1642 г. в Стрелецкой слободе насчитывалось 165, а в Пушкарской — 15 дворов. [8] Стрельцы и пушкари, ежесуточно сменяясь, несли охрану Троице-Сергиева монастыря, поддерживали в боевой готовности «пушечный наряд». За службу они освобождались от налогов и повинностей и получали небольшое денежное и хлебное жалованье, недостаток которого восполнялся позволением заниматься беспошлинно торговлей и промыслами. [9] На протяжении XVII столетия троицкие стрельцы и пушкари участвовали во всех войнах с поляками и литовцами. В 1618 г. они отогнали от Троице-Сергиева монастыря пана Чаплинского и помогли в уничтожении его отряда; обстреляли из пушек монастырской крепости подошедшее было к Троицкому монастырю войско королевича Владислава и «многих людей побили» в польском войске. В 1637 г. троицкие стрельцы и пушкари в составе русской армии сражались под Смоленском, потеряв 7 человек. В 1656 г. они вновь приняли участие в войне с Польшей (1654— 1667 гг.), которая закончилась освобождением старинного русского города Смоленска, отошедшего к Польше по Деулинскому перемирию.
Шитье одежды. Книжная миниатюра. XVII в.
Еще одной нетяглой слободой при Троице-Сергиевом монастыре была Служняя слобода. Она стояла особняком, против Святых ворот, на территории между улицами Нижняя и К. Маркса (бывш. Александровская). В составе Троицкого посада XVII в. эта слобода также занимала особое место. Слободу населяли монастырские «слуги» — доверенные «чиновные люди» (стряпчие, приказные, дьяки), В мирное время они управляли многочисленными монастырскими вотчинами, исполняли канцелярскую работу в монастырских приказах. В военное время слуги, разделяясь по своему достатку на конных и пеших, несли воинскую службу. В 1608—1610 гг. они храбро защищали Троицкую обитель. Особенно отличился боярский сын монастырский слуга Ананий Селевин. Он захватил 16 «языков нарочитых», ранил стрелой самого пана Лисовского. Анания Селевина знало все вражеское войско, «и никто же от сильных поляков и русских изменников смеюще» сразиться с ним один на один. [10]
Слуги у Троице-Сергиева монастыря появились еще в XV в., т.е. тогда, когда монастырь стал владеть вотчинами. Но вплоть до начала XVII в. монастырские слуги не имели права жениться, поэтому в XV—XVI вв. при монастыре не было обширной Служней слободы. [11] Ее основателем следует считать архимандрита Дионисия, который, «усмотрев, что не хорошо они живут, пребывая около монастыря, по положению прежних властей, бессупружно… приказал тем, которые могут, жить целомудренно, а всем прочим позволил жениться, иметь свои дома и жить по закону Божественного Писания». [12] Свидетельство расширения Служней слободы при архимандрите Дионисии — две деревянные церкви: шатровая Рождества Христова и клетская Двунадесяти апостолов. Обе были построены в 1618—1623 гг. напротив Святых ворот Троицкого монастыря (там, где сейчас общежитие трикотажной фабрики). [13] В 1646 г. в Служней слободе насчитывалось 160 дворов. Слуги в монастырских приказах получали от монастыря денежное и хлебное жалованье. Слуги, посылавшиеся через год на управление монастырскими вотчинами, собирали денежный и хлебный оклад — «кормление» с подчиненных им монастырских крестьян. [14] В Троицком посаде XVII в. монастырские слуги составляли как бы привилегированное сословие, освобожденное от общей подсудности, от всяких налогов и податей. Земледелием они не занимались. Дома их «были самые лучшие». Они содержали прислугу и отличались от простонародья одеждой, приличной их профессии. [15]
Помимо перечисленных семи нетяглых слобод, в состав Троицкого посада XVII в. входили два тяглых села: Клементьево и Кокуево. Населявшие их пашенные крестьяне и бобыли платили Троице-Сергиеву монастырю оброк: крестьяне — продуктами, бобыли — деньгами; они выполняли также и некоторые работы на монастырь. [16]
В селе Кокуеве в 1642 г. было 17 дворов «детенышей» — работных людей, занятых на черной и подсобной работах на окружавших село монастырских хозяйственных дворах. Резко отличалось от Кокуева село Клементьево, в котором проживало не менее половины всех жителей Троицкого посада.
В XVII в. село Клементьево — самая оживленная часть Троицкого посада. В Описи Троице-Сергиева монастыря 1642 г. читаем: «Да в селе ж Клементьеве торговые лавки и анбары, и шалаши, и скамьи, и кузницы, и харчевни, и походячей торг, и с бобылей за поденное изделье, и таможенная пошлина, и квас, и сусло, и баня, и пролубное [плата в монастырскую казну за пользование водой из прорубей Клементьевского пруда. — Авт. ], и овсяная продажа, и конская площадка, и поместная проезжая пошлина, и мыльная продажа, и на Великий день яичная краска, и против Святых ворот лавки и шалаши. <…>
Сравнивая описания села 1594 и 1642 гг., видим, что и в торговой деятельности, и в административном управлении в XVII в. произошли существенные изменения. Что касается торговли, в XVII в. в селе появились не только шалаши для приезжих торговцев, но и постоянные лавки, и амбары для хранения товаров. Следовательно, сравнительно с концом XVI в., в XVII в. торговая деятельность в селе значительно расширилась, приняла оптовый характер, почему и понадобились амбары. В XVII в. Клементьевский торг распространился вплоть до Святых ворот, перед которыми также появились лавки и шалаши, которых не было в конце XVI в. В отличие от расширившейся торговли, система управления в селе сузилась. От непременных для любого крупного населенного пункта России XVII в. тиунского (приказного), губного (судебного) и земского дворов, бывших в селе Клементьеве в конце XVI в., в XVII в. остался лишь «губной двор». Губной двор — это суд, ведавший губным двором губной староста — судья. Обычно губной староста избирался из дворян или детей боярских. [18] В Троицком посаде XVII в. губной староста назначался из слуг монастыря и утверждался в Разбойном приказе в Москве. По всей вероятности, в XVII в. власть в Троицком посаде сосредоточилась в руках губного старосты, который взял на себя и обязанности тиуна (приказного). Вместе с целовальниками (выборными помощниками губного старосты) под охраной сторожей губной староста творил суд и расправу, ведал тюрьмой, собирал в монастырскую казну пошлины с приезжих торговцев и оброк с местных крестьян и бобылей (безземельных жителей Клементьева), объявлял указы Собора Троицкого монастыря. В обязанности губного старосты входило и начальствование над выборными представителями слобод и сел Троицкого посада — соцкими и пятидесяцкими. Последние не были объединены избранным всем «миром» земским старостой, как в конце XVI в., и порознь представляли интересы своих слобод перед лицом Троицкой власти. Упразднение в XVII в. общего мирского схода и земского старосты посада объясняется, вероятно, появлением свободных от тягла слобод. В связи с этим село Клементьево стало лишь одним из нескольких, хотя и самым большим Троицким поселением, и мирской сход его жителей сравнялся по своему значению со сходом жителей любой другой слободы. Не случайно и само село Клементьево, с которого начался Троицкий посад, со временем стало часто именоваться слободой.
К середине XVII в. в Троицком посаде (в слободах и возрожденном селе Клементьеве) насчитывалось более 700 дворов крестьян, бобылей, мастеровых и работных людей, служилых стрельцов, пушкарей и слуг. Указанное число дворов значительно меньше количества семей и вообще взрослых самостоятельных жителей, так как многие семьи, не имея собственного хозяйства, жили в «захребетниках» по чужим дворам, в монастырских избах при хозяйственных дворах; некоторые, вероятно неженатые, бобыли, мастеровые, слуги, жили в монастырских кельях. В указанные выше 700 дворов посада не входят также дворы причетников приходских церквей, составлявших в середине XVII в. 4 прихода. По числу дворов, количеству взрослого мужского населения, которое значительно превышало тысячу человек, Троицкий посад к середине XVII в. оставил далеко позади такие средней величины посады, как Псков, Ростов, Дмитров, Переяславль-Залесский.
Завершая рассказ о восстановлении окрестностей Троице- Сергиева монастыря после польско-литовского разорения, уместно привести слова упоминавшегося уже священника Иоанна Наседки, относящиеся как раз к середине XVII в.: «Господь Бог милостиво наказал нас в осадное время: настолько и не вдвое ли больше потом обогатил нас своею благодатию, как теперь это ясно для всех. Как украсил теперь и каким богатством возвеличил и распространил Господь селения Святые Славы Своея…» [19]
Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н.Соловьёв, К.Филимонов. Предисловие: Т.Манушина. ИД «Подкова», М. 1997
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Арсений, иеромонах. Доклады, грамоты и другие акты о служках Троице-Сергиева монастыря // ЧОИДР. М., 1867. Кн. з. С. 7.
[2] Алеппский Павел. Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 4. С. 36.
[3] Арсений, иеромонах. Село Клементьево… // ЧОИДР. М., 1887. Кн. 2. С. 19.
[4] Любопытные сведения о некоторых заложившихся за Троице — Сергиевым монастырем людях опубликованы в сборнике документов «История форм труда в Русском государстве первой половины XVII века» (М, 1988. Ч. 1-3).
[5] В списке монастырских ремесленников второй половины XVII в., составленном Т.В.Николаевой, насчитывается 25 ремесленных профессий. См.: Николаева Т. В. Ремесленные слободы Троице-Сергиева монастыря в XVII в. С. 20-21. (Рук. — СПМЗ).
[6] Арсений, иеромонах. Село Клементьево… //ЧОВДР М, 1887. Кн. 2. С. 18.
[7] «Так же в больших каменных монастырях для осадного времени пушки и пушечные всяки( запасы, всякое осадное оружие царское… и в иных монастыря: для оберегания городов от воинских людей устроены стрельцы и пушкари». Цит. по кн.: Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1859. С. 106. См. также: Арсений, иеромонах. Казанская и Ильинская церкви Ильинскаго прихода… // ЧОИДР. М, 1896. Кн. 3. С. 3-4.
[8] Арсений, иеромонах. Казанская и Ильинская церкви Ильинского прихода… С. 4—5.
[9] Там же. С. 6.
[10] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь в Сергиевом посаде Московской губернии // ЧОИДР. М., 1891. Кн. з. С. 10.
[11] В источниках XVI в. Служняя слобода упоминается. Вероятно, она располагалась вблизи Введенской церкви (ее приходского храма) и в районе улицы Нижней (Митькина).
[12] Житие Преподобнаго отца нашего Дионисия… С.19—20.
[13] Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь… С. 15-16. Сейчас на месте древнего погоста служних церквей — палисадник при клубе и общежитии Трикотажной фабрики.
[14] Там же. С. 7-8.
[15] Там же. С. 7.
[16] Арсений, иеромонах. Село Клементьево… С. 11, 59.
[17] Там же. С. 22—23.
[18] Ерошкин Н. П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М, I960. С. 78-79.
[19] Житие Преподобнаго отца нашего Дионисия… С. 39.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Стены Лавры
Все церкви и здания окружаются каменною стеною, с девятью башнями и четырьмя воротами; стена в окружности имеет более версты; вышиною в 4 сажени, а с южной и западной стороны по местам до... подробнее...
[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[5] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...
[6] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...
Годовой круг евангельских чтений. Вторник 29-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.98. (XIX, 45-48). О поведении в храме
Годовой круг евангельских чтений. Пятница 28-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.95. (XIX, 12-28). О доброделании и служении ближним
Мысли на каждый день года. 8 декабря
Великие мысли, кратко реченные: скорбь и молитва об умерших
Мысли на каждый день года. 10 февраля