Рута, работать!

logo

06 Feb 2019/Рута, работать!

О жизни человека с собакой-­поводырём

В середине января общественность потрясло происшествие: инвалида по зрению Дениса Полякова зажало дверями маршрутки и, по словам очевидцев, водитель сделал это намеренно. По информации, появившейся позднее в социальных сетях, шофёр не пожелал видеть в салоне микроавтобуса собаку-­поводыря, которая была вместе с Д. Поляковым, и вынудил этих двух пассажиров отказаться от поездки. В итоге компания «Мострансавто», по договору с которой на маршруте № 49 работал перевозчик, принесла извинения и отчиталась, что сотрудник уволен.

Газета «Вперёд» познакомилась с Денисом и его собакой-­поводырём Рутой. Хозяин овчарки рассказал о своей помощнице и о том, как сергиевопосадцы реагируют, увидев на улице слепого человека.

Путешествовать можно и без зрения

Денис родился во Владивостоке. Слабое зрение у него было с детства. В юношеские годы после двух травм он и вовсе начал терять способность видеть. На протяжении двух лет он обращался в клиники Москвы, чтобы попытаться спасти остатки зрения — не удалось. В 1987 году Денис стал тотально слепым.

Однако это не помешало ему поступить в Кисловодское медицинское училище и обучиться профессиональному массажу. Молодой человек, несмотря на свою инвалидность, не потерял жажду жизни, в студенческие годы объездил весь Северный Кавказ. Поняв, что не справляется, завёл собаку породы колли, обучил её премудростям поводыря, и… продолжил путешествовать.

В 1990-­е годы Денис решил перебраться с Дальнего Востока в Подмосковье. Свой выбор остановил на Сергиевом Посаде, потому что здесь жили его хорошие знакомые. Здесь же он нашёл супругу и личное счастье.

«Ты что, слепой?»

Когда умерла первая собака­-поводырь, Денис решил, что теперь будет справляться своими силами. Сергиев Посад он изучал самостоятельно, ориентируясь с помощью трости. Почти шесть лет мужчина работал массажистом в Районной больнице, ежедневно преодолевая путь от Клементьевского посёлка, где живёт, до Углича. Денис вспоминает, что порой приходилось несладко. Например, в те годы около поликлиники РБ не было светофора, и культуры уступать дорогу пешеходу на переходе тоже не было. Для незрячего человека пересечь Новоугличское шоссе, лавируя между машинами, было настоящей проблемой. Однажды Денис, стоя у пешеходного перехода, услышал, что сзади кто­то подошёл. Слепой человек обратился к прохожему за помощью, но в ответ лишь услышал резкое: «Помочь мне тебе нечем». По голосу стало понятно, что это женщина, она быстро перешла дорогу, а Денис остался стоять, прислушиваясь и ожидая, когда стихнет движение.

По словам Дениса, он вообще замечает, что в столичном регионе люди менее доброжелательны, чем в провинции, в том числе по отношению к инвалидам. И приводит пример: однажды он шёл по улице и столкнулся с девушкой. «У неё выскочил из рук телефон, наверное, она шла, «погружённая» в него. Аппарат упал и разбился», — вспоминает мужчина. Дальше, по его рассказу, девушка начала гневно выкрикивать: «Ты что слепой?!», а ведь Денис и правда незрячий. «Когда я только переехал, меня очень удивляло, что, к примеру, на Кавказе люди отзывчивее, чем в Московской области. Но сейчас, по-­моему, ситуация стала меняться. Помощь предлагают чаще, например, при переходе через дорогу. Но помогает, в основном, молодёжь, по голосу примерно 18-­30 лет», — делится наблюдениями мужчина.

Навигатор Рута

«В какой­то момент я заметил, что всё реже выхожу из дома. Стал лениться дойти за хлебом, просил жену. Понял, что это нехорошо, да и для здоровья совсем не полезно. Предложил жене завести собаку. Она хоть и «кошатница», но идею мою поддержала», — рассказывает Денис. Так в их доме появилась овчарка­-поводырь по кличке Рута.

Сначала мужчина обучал её самостоятельно. Для начала — общий курс дрессировки, где собака освоила команды «сидеть», «лежать», «ко мне», «место». Но поводырь — для собак профессия особая. Такой пёс обязан помогать слепому человеку ориентироваться на улице, стать его глазами и ушами. Поводыри учатся обходить препятствия, останавливаться перед пешеходным переходом, лестницей и бордюрами, изучают разницу между командами «налево» и «левее». Такие тонкости собаки-поводыри осваивают в специальных школах. Руту Денис возил в школу собак в подмосковную Купавну. А потом уже самостоятельно изучал с ней привычные маршруты, как говорится, на местности. Теперь Рута знает, как пройти на вокзал, на почту, домой. Вести своего хозяина без названного маршрута ей пока тяжеловато.

Мы попросили Дениса и Руту прогуляться с нами по улице. Хозяин дал команду «работать», надел на неё специальное обмундирование с опознавательным знаком собаки­-поводыря, для контроля прихватил белую трость, а в куртку положил вкусное поощрение для своего проводника, и мы отправились на прогулку.

Первое время Рута шла, поджав хвост: её пугал шум машин. Собака упорно тянула Дениса вперёд, чего делать, вообще говоря, не должна. «Я сам виноват, избаловал её. Недавно она так расслабилась, что не остановилась перед пешеходным переходом и мы выбежали на дорогу. Хорошо, что всё обошлось. Теперь мы «учим урок» каждый день», — рассказывает Денис и хвалит Руту за то, что остановилась перед бордюром.

Мы заметили, что большая собака привлекает внимание прохожих. Приглядевшись и поняв, что идёт слепой человек с поводырём, люди уступали дорогу. Реакция у прохожих на эту пару разная — кто­то отходит, испугавшись овчарки, кто­то провожает их долгим взглядом, но есть и те, кто, проходя мимо Дениса и Руты, говорит: «Какая умница!»

Дойдя до остановки, Денис дал Руте команду «на почту». Тут уже шаги собаки стали уверенней, она перестала тянуть. А задачу «домой» Рута и вовсе выполнила на твёрдую пятёрку. «Изучать маршруты, конечно, лучше с кем­то из зрячих людей. Особенно это важно, когда нужно где­то повернуть налево, а где­-то пройти правее», — делится опытом Денис.

Доведя хозяина до дома и получив вкусняшку, Рута присела рядом, вслушиваясь в наш диалог. Но вскоре собака устала и начала тянуть Дениса к дверям подъезда. Перед лестницей овчарка послушно остановилась, предупреждая о том, что впереди препятствие.

Евгения Кинтушева
Фото Сергея Семенькова

Ответ

«На основании договора ГУП МО «Мострансавто» об оказании комплекса услуг, направленных на обеспечение перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам, пассажирские перевозки на маршруте № 49 «Сергиев Посад — ГАЭС» осуществляет компания ООО ТК «РИКО».

Проверка подтвердила, что 16.01.2019 г. в районе 15:30 на остановочном пункте «РБ» водитель не впустил в салон транспортного средства пассажира с ограниченными возможностями с собакой­поводырём.

ГУП МО «Мострансавто» направило руководству компании требование применить к водителю строгие меры дисциплинарного взыскания. Принято решение об увольнении водителя.

ГУП МО «Мострансавто» приносит извинения пассажиру».

mosregtoday.ru

Источник: Газета Вперёд

 


Контекстная справка

[1]Новоугличское шоссе
Это, пожалуй, вторая по важности дорожная артерия города (первая — пр-кт Красной Армии). Начинаясь от проспекта Красной Армии, Новоугличское шоссе уходит на северо-запад и его протяженность составляет порядка 3000 метров. На выезде из Сергиева Посада Ново-Угличское шоссе пересекает железнодорожный переезд рядом с платформой «40-й километр». подробнее...

[2]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[3]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.