Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице. О богатом и Лазаре

logo

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! В прочитанном сегодня Евангелии изображается будущая судьба всего человечества, то, что ждет всех нас после смерти. В лице богатого человека изображается судьба всех грешных людей, а в лице Лазаря — всех праведников и раскаявшихся грешников. Особенно замечателен и назидателен разговор богатого с праотцом Авраамом, которого он увидел из ада вдали в райских селениях и вместе с ним бывшего нищего Лазаря. И вообще много поучительного и назидательного заключается в нынешнем евангельском чтении. В этом Евангелии, как в зеркале, отображено все человечество, и каждый из нас может усмотреть в нем самого себя и увидеть, куда склонилась его жизнь: в сторону грешных людей и ада или в сторону праведников и вечного Царства в раю.

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице. О богатом и Лазаре

«Некоторый человек был богат, — говорит Господь, — одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». [1] Богатый человек, забыв о небе, о своей бессмертной душе, о вечной жизни, о бедных своих ближних, очень роскошно одевался в одежды, равноценные золоту, и жил в полное свое удовольствие. Такую или подобную ему жизнь ведут и сейчас многие люди. Погоня за веселой жизнью, за пирушками, за щегольством, за роскошной житейской обстановкой и ныне в большом ходу; и для того чтобы пожить в удовольствие, люди не пренебрегают никакими средствами: ни обманом, ни кражами, ни убийствами. Но суд Божий, дорогие братия и сестры, вернее нашего. Господь Бог действительно осудил богатого сразу после смерти, отправив его в огонь, в муку. Он был достоин того за свое пристрастие к роскошной и веселой жизни, за свое жестокосердие по отношению к бедному Лазарю, которого ему было бы так легко приютить, приласкать, успокоить. Таково было жестокосердие богатого, что даже псы были ласковее к больному, потому что, приходя, облизывали струпья его, а богатый и куска бросить ему не хотел. Бываем и мы подобны упоминаемому богачу. Бываем и мы пристрастны к богатству, нарядам, объедению, винопитию, сластолюбию. А между тем, и у нас от этих страстей грубеет сердце, делается все менее и менее чувствительным к недостаткам, скорбям, болезням и несчастьям ближних. Нами все более и более овладевает преступное самолюбие, желание пожить всласть и в удовольствие. Все менее заботит нас душа наша, созданная по образу и подобию Божию. Не заботимся мы об исправлении своей жизни, искоренении страстей и злых навыков.

Братия и сестры! В ком господствует страсть к богатству, к нарядам, к наслаждениям плотским, в том не может жить христианская любовь и обитать благодать Божия: нельзя работать одновременно Богу и маммоне! [2]

Далее святое Евангелие говорит, что был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его [т.е. богача] в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламене сем. [3] Вот, дорогие братия и сестры, какова загробная участь верующих, преданных Господу, честных, бедных, больных, с покорностью и безропотно переносящих свое положение людей и какова участь жестокосердных, сластолюбивых, нераскаянных грешников и всех неверующих! Праведник наследовал невыразимые человеческим языком блага Небесного Царства, а беззаконник низвержен в пропасть адову, в огонь, в муку нестерпимую. Вот конец земных страданий и земных грешных радостей! Поэтому надо жить со страхом Божиим, не прилепляясь к земному праху, проводя дни в воздержании, в добродетели, особенно в милосердии к бедным.

Но вот что отвечал богатому патриарх Авраам: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» [4], то есть ты наслаждался на земле без меры, забыв Бога и добродетель, в полном нерадении о душе, предаваясь только удовольствиям плотским, и за это тебе праведное наказание от праведного Бога: ты попрал неблагодарно все дары Божий, презрел любовь Божию, которая вела тебя на покаяние, презирал ближних, за то ты осужден на вечную муку, а Лазарь за свою преданность Господу Богу, за свое терпение, за страдания свои теперь вечно утешается.

«И сверх всего того, — говорит далее Авраам богатому, — между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» [5]. Вот ужасное несчастье! Нераскаявшемуся грешнику нет никакой надежды на переход из ада в рай: всякое общение, всякая помощь прекращается! Блажен, кто запасся достаточным количеством добрых дел и окончил жизнь с искренним покаянием! После смерти нет уже места добрым делам и покаянию!

Услышав эти слова, богач пришел в еще большее отчаяние и говорит: «Так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». [6] Как сам богач, так и братья его, очевидно, не верили, что после смерти есть страшная и плачевная мука для грешников, и потому они жили, как и он, не заботясь о покаянии и исправлении. То есть богач хотел, чтобы Авраам послал умершего Лазаря для вразумления своих братьев, ему стало жаль их. Но святой Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. [7] Как многие из людей и теперь не верят в мучения адские и вообще в будущую жизнь! Они думают и говорят то же самое, что думал и говорил в свое время богатый: «Кто там был, чтобы сказать нам, что есть мучения адские? Нет мучений, здесь конец всем наслаждениям, после смерти нет ничего». Так, глубоко заблуждаясь, пустословят они. Как и ныне многие желали бы, чтобы кто-либо воскрес из мертвых и засвидетельствовал, что грешников ждет страшное мучение. Они не верят Самому Богу Спасителю, свидетельствующему нам о том в Евангелии, не верят святым апостолам и всем святым и воображают, что поверили бы воскресшему мертвецу! Но это невозможно: и воскресшего они сочли бы за призрак, за плод воображения и тоже не поверили бы. Так было и во время пришествия Христова. Когда Господь исцелил слепорожденного, то ослепленные душою и ожесточенные сердцем, видя это чудо, зная прекрасно слепорожденного, не поверили, что он был слепорожденным.

Итак, дорогие братия и сестры! Читайте слово Божие, слушайте, умудряйтесь и спасайтесь. Святое Евангелие есть слово Самого Бога: ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. [8]

Горе нашей жизни состоит в том, что мы сами удаляемся от неба, от незримого духовного мира, где в вековечной славе обитают вместе с Господом нашим все святые, что мы сами расширяем ту ужасную пропасть, которая — о ужас! — может, наконец, стать непереходимой… [9] Наше внимание всецело приковано к этому земному, внешнему миру, к его благам, к его суете; наш дух мы поработили плоти, ее вожделениям и забыли, что у нас есть бессмертная душа, что есть другой, незримый, духовный мир… Мы мало-помалу отвыкаем от живого общения с этим миром в вере, любви, уповании, молитве, таинствах, благоговейных размышлениях… Это воистину страшная болезнь нашего времени, всецело поглощенного одним внешним миром, одной житейской суетой. Вот та воистину ужасная пропасть, которая утвердилась между Авраамом в раю и богачом в адском пламени! Боже! Неужели мы стоим на краю этой пропасти?! Опомнимся, пока еще есть время, склоним колена сердца своего, прострем свои руки к небу со слезами искреннего раскаяния в нашей грешной огрубелости. Будем посещать усердно храм Божий и воспитывать здесь свои души для Царствия Божия, ибо храм Божий есть питомник душ, училище христианского благочестия. Будем усердны на всякое доброе дело; станем побеждать грехи, исправлять нравы; благоукрашаться незлобием, милосердием и сострадательностью, воздержанием, чистотою и целомудрием, и при кончине мы не останемся в стыде и после смерти не будем преданы мукам, а святые ангелы — верные наши хранители — вознесут нас на лоно праотца или больше того — ко Христу, как сказал Господь покаявшемуся разбойнику: «Днесь со Мною будеши в рай». [10] Аминь.

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Лк. 16, 19.

[2] Мф. 6, 24.

[3] Лк. 16, 20-24.

[4] Лк. 16, 25.

[5] Лк. 16, 26.

[6] Лк. 16, 27-28.

[7] Лк. 16, 29-30.

[8] Мф. 5, 18.

[9] Лк. 16, 26.

[10] Лк. 23, 43.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Все самые интересные и красивые места Сергиева Посада в нашем Инстаграм.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.