Преподобный Максим Грек

logo
 Преподобный Максим Грек 

Преподобный Максим Грек. Икона из собрания ЦАКа.



Преподобный Максим Грек – знаменитый русский богослов, переводчик и просветитель, жизнь которого была с одной стороны успешной и яркой, а с другой полной страданий и лишений. Он обучался у лучших представителей высшего образования средневековой Европы, исполнял послушания в монастырях Сан Марко во Флоренции и Афонском Ватопеде; он испытал радость учения, интерес творческого труда, стал участником жарких споров, отстаивая истины христианской морали, и сумел достойно перенести тяжелую скорбь заточения, длившегося почти четверть века. 
Преподобный Максим, общаясь с проповедником христианской морали Джироламо Савонаролой, под воздействием слов которого многие жители «Флоренции начали вести жизнь серьезную, скромную, покаянную» [1], смог познакомиться с католическим миром изнутри. После казни Савонаролы он покинул католический монастырь Сан Марко, и удалился на Святую Афонскую гору, где совсем иначе осмыслил религиозное понимание христианства. Православное понимание христианства, которое он почерпнул в творениях отцов Восточной Церкви, кардинально изменило взгляды преподобного Максима. Будучи склонен к иноческому образу жизни и имея сильное внутреннее желание посвятить себя Богу, он принял монашеский постриг в Ватопедском монастыре и провел в нем, как он сам говорил, лучшие десять лет своей жизни. 
Огромный вклад внес преподобный Максим в жизнь Русской Церкви. Добрую половину жизни он провел на русской земле, и, изучив наш язык и нашу культуру, оставил в наследие русской Церкви не только многочисленные переводы богослужебных книг и святоотеческих творений, но и большой свод собственных богословских трудов. В России авторитет преподобного Максима был очень велик, «если, – как отмечал митрополит Макарий (Булгаков), – сами иерархи, сам царь, требовали иногда мнения Максима». [2] Преподобный Максим Грек проявил себя и как ревностный подвижник, и как искренний проповедник, и как человек научного склада и образа мыслей.
Ученые свидетельствуют о нем: «Уникальность Михаила Триволиса – Максима Грека в истории европейской и русской культуры конца XV – первой половины XVI века заключалась в том, что он владел языками всех трех составных частей тогдашнего христианского мира – языком греческого православия и античной культуры, языком латинского мира, церковнославянским языком (в его русском изводе)» [3]. Таким образом, Преподобный Максим соединил в себе три культуры, три восприятия христианства, и выразил их в искреннем и чистом исповедании учения Православной Церкви. И «хотя он не был «первым просветителем» Руси, в его лице мы встречаемся едва ли не с первым ученым-энциклопедистом на Руси, греком по происхождению, славянином по духу и подлинно русским по своему беззаветному служению русскому народу». [4]
Жизненный и духовный опыт преподобного Максима дали ему силы и возможность выразить многие постулаты христианского учения в форме, доступной для понимания любого человека, вне зависимости от его сословия и уровня образования. «К нему собирались люди книжные, чтобы побеседовать с ним «о книжном», к нему обращались за советами и разрешениями недоумений». [5]
В многочисленных высказываниях преподобного Максима Грека ясно слышен отзвук его глубокой утонченной интеллектуальной культуры, имевшей свое основание в воззрении на мир как на область ущербного, преходящего и скоротечного бытия. Для него ни что земное не является столь значимым, как всецелая устремленность в мир Горний. На этот мир преподобный Максим Грек смотрит как на место временного пребывания человека. «Непостоянна, о душа, – говорит он – здешняя жизнь, нет ничего в ней верного, вся она исполнена скорбей и обмана». [6] Так преподобный Максим характеризует качества временной земной жизни, оставляя место для поиска вечных и неизменных ценностей заложенных в нее Богом.
Выдвигая в качестве высшей религиозно-нравственной добродетели постоянство души в её стремлении в Царство Небесное, о котором святой апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2.9), преподобный Максим не пытается выразить неизреченное или изобразить реальность будущей вечной жизни какими бы то ни было средствами. Он акцентирует внимание на средствах и способах достижения этой цели. Именно поэтому согласно преподобному Максиму в земной жизни: «Одна только главная должна быть у нас цель – это радостно трудиться до самого гроба для славы Божией». [7]
Затрагивая тему духовного делания, преподобный Максим говорит: «Иноческое житие, душа, подобно полю, на котором сеется пшеница, и нуждается в большом трудолюбии. <…> Трудись и принеси Господу своему плод сторичный, или в шестьдесят, или в тридцать. Это потребуется – говорит он – и от тех, которые сочетались законно с женами» [8]. На первый взгляд видится некоторый парадокс – преподобный Максим требует одно и то же и от монахов и от людей светских. В свете православной сотериологии эта идея приобретает особое осмысление. Поскольку «цель у всех христиан одна – быть в живом единении с Богом» [9], соответственно одна цель нравственного делания у всех христиан, независимо от избрания жизненного пути в достижении этой цели. По причине единства цели – одинаковы и моральные требования. Эти требования не сложны, но в то же время охватывают все стороны человеческого бытия – «Милость, оказанная нищим, и любовь от чистого сердца ко Господу и ко всем людям, – вот все, чего ждет от нас Христос Бог; без этого же, все остальное не приносит пользы, — ни воздержание в пище, ни продолжительные молитвенные подвиги».[10] Преподобный Максим показал, что сама нравственность является для христианина не целью, а условием на пути к спасению. «Господь ясно учит, – говорит преподобный Максим – что настоящая жизнь служит временем подвигов, как для приобретения добродетели, так и для истребления всякого зла, а по смерти соответственно сему, получается или награда, или наказание». [11] 
Богословские труды Максима Грека несут в себе огромную пользу, раскрывая многие истины христианства в свете возможности их практического применения в личном опыте каждого, кто к ним обратится. 
Наиболее яркую характеристику личности преподобного Максима Грека дал знаменитый русский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев: «Истинно русский человек, – говорит он – христианин, по убеждению лучших представителей русского самосознания, полон благоволения ко всему человеческому – к добру, красоте и правде в каждом смертном». [12] Характеризуя его моральный принцип взаимоотношений, Соловьев заключил: «Для него нет имён, нет званий и положений, а есть другая человеческая личность, ищущая правды и добра, заключающая в себе искру Божию, которую следует найти, пробудить, истолковать». [13]


Иеромонах Кассиан (Плоский), преподаватель Московской духовной академии, заместитель Проректора по научно-богословской работе. 



Примечания:
[1] Синайский А., свящ. Краткое описание жизни и деятельности преподобного Максима Грека. СПб. 1902. С.9.
[2] Макарий (Булгаков) митрополит. Литературные труды Максима Грека. // Христианское чтение №1. 1872 г. С. 604.
[3] Синицина Н. В. Максим Грек. М., 2008, С. 210
[4] Никитин В.А. Богословские воззрения Максима Грека. // Символ Париж, 1988. 20. С. 121.
[5] Макарий (Булгаков) митрополит. Литературные труды Максима Грека. // Христианское чтение №1. 1872 г. С. 604.
[6] Максим Грек, преподобный. Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 3.
[7] Там же. Ч. 1.С. 4.
[8] Там же. С. 11.
[9] Феофан Затворник Вышенский, святитель. Собрание писем. Вып. 2. М., 1898. С. 152.
[10] Максим Грек, преподобный. Сочинения в русском переводе. Ч. 1. СП., 1910. С. 19.
[11] Там же. С. 15.
[12] Соловьев В.С. Русский национальный идеал. // Сочинение. Том 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 287.
[13] Там же. С. 287.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]История Сергиева Посада
Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.