Плоды благословенного труда. Ко дню памяти матушки Иулиании (Соколовой, † 16.02.1981)

logo
35 лет назад ушла из жизни монахиня Иулиания, в миру Мария Николаевна Соколова, один из крупнейших иконописцев XX века. Во многом благодаря ей в самые трудные для России времена на прервалась и сохранилась древняя традиция. Святые образы, созданные матерью Иулианией, стали не только значимым культурным явлением. Они явились живым свидетельством того, что духовная жизнь православного народа продолжалась и в годы богоборчества. О служении подвижницы благочестия рассказывает ее внучатая племянница и ученица, преподаватель иконописной школы Московской Духовной Академии, Наталья Алдошина.

Плоды благословенного труда. Ко дню памяти матушки Иулиании (Соколовой, † 16.02.1981)


Монахиня Иулиания (Соколова) 

— Трудно помыслить, как в 20-40-ее годы возможно было писать иконы, ведь тогда даже интересоваться христианством было опасно. Как удавалось матери Иулиании заниматься церковным искусством и что ее на это подвигло?
— Талант живописный у нее проявлялся с детства, да и ее родственники, отец, священник Николай Соколов, и дядя, были одаренными художниками. Поэтому уже тогда Мария Николаевна посещала все выставки и знала всех мастеров живописи, рисовала каждую свободную минуту.
Но с ранней юности ее отличал особый духовный настрой, почти монашеская строгость. Трудности революционного времени, а ей было тогда 18 лет, она воспринимала с необыкновенным мужеством, ее стойкость была удивительной. В самые страшные времена она не пропускала ни одной службы в церкви, была не просто прихожанкой известного московского храма Святителя Николая в Кленниках, но и впоследствии стала духовным стержнем его общины. Когда храм закрыли, а священники находились в ссылках и лагерях, Мария Николаевна собирала его прихожан для общей молитвы, к ней обращались за советом и за помощью.
С того времени сохранились десятки образов, написанных ей. Писать приходилось на разных картонках, холстах, досках небольшого размера, иногда с обоих сторон. И ведь каждую минуту мог быть обыск, даже за рождественскую елку могли арестовать, что уж говорить об иконостасе. 
И ее стремление вести христианскую жизнь было и испытанием, и спасением. Действительно, почти невозможно представить, что, едва держась на ногах от голода, она не оставляла своих занятий, много читала, молилась, осознавала необходимость духовного бодрствования. Но Господь, посылая нам и нашей стране тяжелейшие испытания, в то же время дает всегда утешение и надежду. Первым таким утешением стала для Марии Николаевны община храма на Маросейке – настоящая христианская семья. Все ее члены помогали друг другу выжить. В общину входили сотни людей и, хотя они были разного достатка и положения, все отдавали в храм десятину, а из этой казны выделялась помощь особенно нуждающимся.
И вторым таким утешением, причем не только для Марии Николаевны, но для всей верующей России, стало открытие мира древнерусской иконы. В 1913 году состоялась первая выставка старинных образов, расчищенных от поздних записей. Это было настолько великое событие для русской культуры, что душа Марии Николаевны не могла не воспринять его. Потом она изучала иконы в доме Васнецовых, где было большое собрание, в студии художников Рерберга и Хотулева, куда заходил и Нестеров. Это все были замечательные мастера, но этот мир икон был тайным, так как люди умели молчать.
Много взяла она и у известного иконописца, реставратора и ученого Василия Кирикова. Например, вместе они копировали чудотворный образ Владимирской Божией Матери.
— Жизнь матери Иулиании – удивительный пример монашеского подвига в миру. Как она пришла к этому?
— Ее духовного отца, сейчас прославленного в лике святых, священника Алексия Мечева, называли «старцем в миру». Монахи тогда еще не закрытой Оптиной пустыни говорили приходившим к ним москвичам: «Зачем вы приезжаете к нам, у вас же есть отец Алексий?». Ему в миру удавалось достигать духовного сосредоточения как в монастыре. Удивительно, что этот духоносный человек встретился Марии Николаевне, когда умер ее отец и она особенно искала наставничества. Ей было тогда всего 12 лет.
Потом в зрелости Мария Николаевна говорила: «Как важно встретить в своей жизни человека, который является живым носителем духа. Можно много читать, размышлять, но если ты хоть раз увидел близко святого человека, это меняет в корне всю жизнь». Надо сказать, что матушка особенно чутко принимала все, чему учил ее отец Алексий и те дары, которые ей были получены от него, она укрепила своей неустанной молитвой.

 
По кончине отца Алексия настоятелем храма на Маросейке стал его сын, отец Сергий, впоследствии священномученик. Мария Николаевна, которая всей душой с ранней юности стремилась к монашеству, просила его благословения на постриг. Сохранился ответ священника, который он ей написал: «Отречение от мира шире пути иноческого. Иночество есть один из видов этого отречения. Его высшая форма. Заживите по-настоящему для Господа и Его жизнью и почувствуете, что идете тем же путем, что и иноки… Только не забывайте, что сейчас время особенного служения ближним. Пусть в Вашей мере это служение будет и Вашей молитвой, и Вашей жизнью в Нем и с Ним. Никогда еще не страдали так Его братия меньшие, как теперь. Главное, живите для Бога и в Нем с людьми, выполняя в меру все положенное каждому христианину. Тогда, в свое время, если благословит Господь, войдете легко и в лик ангелоподобных. Только так, а не иначе». 
И Мария Николаевна выполнила указание своего духовника. Тайный монашеский постриг она приняла только в 1970 году с именем святой мученицы Иулиании (память 30 августа, совпадает с празднованием преподобного Алипия Иконописца). О том, что она была монахиней, все узнали только после ее смерти.
— Известно, что Мария Николаевна спасла несколько святынь Никольского храма. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
— У нее дома в комнате находился написанный ею образ Святителя Николая, внутри которого был спрятан антиминс храма на Маросейке. Также она хранила Феодоровскую икону Божией Матери, ту самую, перед которой молился отец Алексий Мечев и незадолго до революции он увидел, как слезы потекли из глаз Матери Божией. Святыни Никольского храма оказались у нее после того, как он был закрыт, а все священнослужители были отправлены в лагеря или ссылки. За Марией Николаевной тоже шла слежка, неоднократно были попытки ее арестовать, она буквально в последний момент иногда успевала выпрыгнуть в окно или уйти из дома через черный ход. Но, с другой стороны она ничего не скрывала – посещала священников в лагерях, дома у нее проходили тайные литургии, если находился священник. Много лет спустя мать Иулиания передала Феодоровский образ в Московскую Духовную академию, а в 90-е годы он был возвращен открывшемуся храму Святителя Николая в Кленниках. 
— Как была создана знаменитая икона «Всех Святых, в земле Российской просиявших»?
— У Марии Николаевны была очень тесная духовная связь с владыкой Афанасием (Сахаровым), который составил службу Всем Святым, в земле Российской просиявшим. Как известно, в 1918 году было восстановлено церковное празднование этого дня. Именно Святитель Афанасий благословил и вдохновил Марию Николаевну на создание иконописного образа всех русских святых. Эта икона стала предельным выражением чаяний верующих людей в то время, молением о спасении ко всем святителям, преподобным, мученикам, юродивым русской земли, которые жили в разные исторические эпохи и с любовью и смирением разделили все испытания, которые были посланы Богом нашей Родине. Икона была освящена в 1934 году. Кто еще, как не наши дивные угодники Божии мог помочь выстоять, выжить в то время? Конечно, икона стала плодом духовного делания и многолетних размышлений Марии Николаевны. Владыка Афанасий сам свидетельствовал о том, что только она могла создать подобный образ. Ведь всегда сила и глубина иконы рождалась из внутренней ясности и духовного совершенства того, кто эту икону писал.
Подобных соборных икон до этого не было, такая иконография вообще была создана Марией Николаевной впервые. Были отдельные святые, собранные в ряд. А вот здесь они в таком созвездии, собраны вокруг Града Избранного, пришедшие от всех концов земли, что подчеркивает символическая география Руси, показанная на иконе. Круговая композиция, отражает полноту церковной соборности и подчеркивает икону Святой Троицы преподобного Андрея Рублева освящающую собор русских святых. Непосредственно живописному труду предшествовало глубокое изучение жития и иконографии каждого угодника Божия, который изображен на иконе. 
Как вспоминал Владимир Быков, близкий человек к матушке Иулиании, тоже верный член приходской общины Никольского храма, тайный священник: «После написания этой иконы она перестала быть просто иконописцем Маросейской общины и стала иконописцем всей Русской православной Церкви».
— С момента кончины монахини Иулиании прошло больше 30 лет. Что для современных иконописцев значит ее наследие сегодня?
— Она оставила нам наследие не только художественное. Те 23 года, которые она трудилась в Лавре Преподобного Сергия и где она организовала иконописную мастерскую, все, кто хотел научиться иконописи могли воспринять это искусство непосредственно от нее, на практике. Она никому не отказывала и принимала всех желающих. Это было очень важно для нее, она хотела привить понимание древней иконы, любовь к ней в церковной среде. Все-таки для многих было непонятно каноническое искусство, традиции реалистической религиозной живописи были укоренены. И ее сообщения, лекции, рассказы были для учеников не только технической, но и духовной школой. Сама матушка говорила, что духовное видение, духовное прозрение являются основой изобразительного искусства – это как дар Божий, он дается только за смирение и чистоту жизни. Не каждый талантливый художник сможет написать икону. 
Сейчас много споров о том, какой должна быть современная икона. Есть множество иконописцев, проводится много выставок, в храмах все доступно. Но что удивительно, именно работы матери Иулиании производят необыкновенное впечатление даже на искушенных современных профессионалов. Например, известная выставка ее работ в музее имени Рублева – сначала планировалось, что она пройдет в течении месяца, но из-за необычайного интереса к этим иконам она длилась втрое больше. Это действительно был живой интерес, а ведь многие хорошо знали творчество матушки по репродукциям, но все равно были поражены. Все отмечали необычную духовную атмосферу, от образов исходила необыкновенная тишина и ясность. Смотришь и понимаешь, что каждый образ очень молитвенный. Эти иконы отличает духовная наполненность – то, что делает икону иконой.
— В чем особенность метода обучения иконописи, который применялся матерью Иулианией в стенах Троице-Сергиевой лавры?
— Как известно, в старину мастерство иконописи передавалось от учителя к ученику. В монастырях молодые послушники долгие годы наблюдали за работой мастера, постепенно проходя все ступени обучения и духовного возрастания, от подготовки материалов и красок до непосредственно писания образов. До нас дошли также сведения о школе Палеха – о прорисях, методах припороха, переводов и т.д. Другой исторически сложившийся принцип обучения – академическая школа реалистической живописи.
Метод монахини Иулиании, можно сказать, синтезировал в себе все эти различные приемы обучения, в этом его уникальность. Всю жизнь она очень углубленно изучала все существующие научные труды, посвященные иконе, у нее была удивительно богатая библиотека – и потом она делилась этими знаниями с учениками.
Поэтому ее книга «Труд иконописца» действительно удивительное пособие, доступное, четко выстроенное по этапам сложности. Оно описывает весь процесс создания иконы от начала и до конца. Конечно, его нельзя назвать синтезом всего духовного наследия матушки Иулиании. Но оно дает нам ценную методику, понимание того, с каким молитвенным настроением должна писаться икона, и, с другой стороны, четкие технические рекомендации, теоретическую базу. Матушкой также были сделаны образцы, на которых она показывала этапы иконописания – это позволяло наглядно показать каждую стадию работы. По этим пособиям сегодня учатся современные иконописцы.
Плоды благословенного труда. Ко дню памяти матушки Иулиании (Соколовой, † 16.02.1981)


Роспись Серапионовой палаты Троице-Сергиевой Лавры
В обители преподобного Сергия

В 1946 года была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра, и ее наместник, архимандрит Гурий (Егоров), сразу же пригласил Марию Николаевну Соколову помочь восстанавливать обитель. Она как раз вышла тогда на пенсию и уже могла все свое время посвятить только иконописи. Если в 20-30 годы мать Иулиания накапливала мастерство, знания, с помощью своей огромной духовной библиотеки скрупулезно исследовала все тонкости древнего искусства, то в 50-годы наступил период ее творческого расцвета. В Лавре она могла свободно писать на полноценных больших досках, выполнять масштабные работы.
В 1949 году она сделала роспись Серапионовой палаты, места кельи преподобного Сергия – особой лаврской святыни. С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой лавре в храме Преподобного Сергия наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Мария Николаевна выполнила проект иконостасов и написала все иконы. Нужно отметить, что реставрационные работы, которые проводились во всех храмах лавры до 1980 года, осуществлялись под руководством матушки и при ее непосредственном участии.
Примечательно, что в лавре она не копировала, а сама должна была создавать иконописные образы. Например, ее роспись Серапионовой палаты поражает каждого, кто туда попадает: это удивительное по своему замыслу монументальное творение, были найдены такие неожиданные решения, которые заставляют пространство как бы раздвигаться, стены, архитектура не чувствуются. Известно, что большое влияние на художницу оказали фрески Дионисия, которые ей довелось изучать и копировать, и в Серапионовой палате это особенно заметно — здесь особая жемчужная, светозарная красочная палитра.
В обители преподобного Сергия мать Иулиания основала иконописную мастерскую, которая стала alma mater для нескольких поколений современных иконописцев. Неизвестно в точности, сколько всего икон было ею написано. Именно в лавре Преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства для нее было очень важно утвердить традиции канонического искусства, значение которого тогда еще было недооценено многими даже в церковной среде.
Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь иконы ее письма. Как выяснилось потом, почти каждый, кто приходил в Лавру, учился или молился здесь длительное время, имел образ своего святого покровителя, написанный Иулианией. Теперь эти иконы находятся в разных монастырях, храмах и у частных лиц. Так до конца своей жизни она неустанно трудилась, умела очень четко организовать свое время, чтобы выполнить множество послушаний. 
В 1990 году при Московской духовной академии была создана первая в стране иконописная школа. Образы, написанные матерью Иулианией, и метод ее обучения легли в основу программы школы. 

Плоды благословенного труда. Ко дню памяти матушки Иулиании (Соколовой, † 16.02.1981)

16 февраля 1981 года последовала блаженная кончина монахини Иулиании. Чин погребения совершался в лавре в храме Преподобного Сергия. Первым простился с покойной Святейший Патриарх Пимен. Похоронена монахиня Иулиания на кладбище микрорайона «Семхоз» в Сергиевом Посаде.
В Московской духовной академии особо чтят память матушки. Ежегодно в день кончины монахини Иулиании, 16 февраля, в Покровском академическом храме совершается панихида, ученики и последователи замечательной подвижницы благочестия собираются, чтобы вместе помолиться о ней.
Отец Иоанн Крестьянкин говорил: «О монахине Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившим Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси…»
По материалам книги Натальи Алдошиной «Благословенный труд»

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...