Несмотря на то, что со смертью в нашей культуре традиционно ассоциируют черный цвет, популярным материалом для изготовления надгробий является светлый мрамор. На странице https://granit-pamyati.ru/pamyatniki/mramornye-pamyatniki/ можно увидеть, какие мраморные памятники на могилы делают в наши дни, ну а мы сейчас рассмотрим, когда появилась эта традиция и как она трансформировалась с течением времени.
О мраморе люди впервые узнали, стали его добывать и делать из него скульптурные изваяния еще в эпоху античности:
- первое месторождение было открыто недалеко от древнегреческих Афин;
- древнеримских скульпторов сырьем для изготовления мраморных памятников снабжали знаменитые Каррарские каменоломни (которые со времен Юлия Цезаря функционируют до сих пор).
Наряду с древними греками и римлянами этот камень для создания скульптур применяли этруски, обнаружив месторождение на территории современной Тосканы, которую Этрусская цивилизация населяла в первом тысячелетии до нашей эры. Таким образом, как видите, надгробные мраморные памятники на могилы люди ставят уже много веков.
В древности этот камень считался большой редкостью и даром богов, потому что месторождений в те времена было открыто мало. Соответственно, стоили мраморные памятники очень дорого, такие скульптурные изваяния украшали места погребения только очень состоятельных господ.
В эпоху Возрождения вернулся интерес к античной культуре, а вместе с ним и «мода» на надгробия из мрамора. Некоторые из них сохранились до наших дней и являются настоящими произведениями искусства.
Самые впечатляющие надгробные мраморные памятники прошлого
В качестве примеров можно привести следующие:
- Надгробия Лоренцо и Джулиано Медичи в родовой мемориальной капелле при базилике Святого Лаврентия во Флоренции. Эти мраморные памятники искусства созданы в начале XVI века. Скульптурное убранство капеллы Медичи считается одним из наиболее грандиозных творений легендарного Микеланджело Буонарроти.
- Надгробие Рене де Шалона, принца Оранского, в церкви Сен-Этьенн (г. Бар-ле-Дюк, Франция). Этот мраморный памятник создан также в первой половине XVI века. Является одним из ярчайших образцов так называемых «транзи» — скульптурных надгробий, натуралистично изображающих разлагающиеся трупы. Своеобразная мода на надгробные мраморные памятники подобного вида охватила всю Европу и продержалась несколько веков, начиная с периода позднего Средневековья и на протяжении всей эпохи Возрождения.
- Надгробная статуя «Целомудрие» в капелле Сан-Северо в Неаполе, сделанная в середине XVIII века итальянским скульптором Антонио Коррадини по заказу неаполитанского князя Раймондо де Сангро для его матери. Памятник выполнен в сложнейшей технике «мраморной вуали».
К сожалению, мрамор недолговечен, он довольно быстро разрушается под воздействием атмосферных осадков. А поскольку надгробные скульптуры устанавливаются в основном под открытым небом на кладбищах, то с прошлых веков до наших дней их сохранилось не так много — только те, которые были установлены в капеллах и церквях, как вышеперечисленные примеры.
[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...