Память преподобного Серафима Вырицкого (†1949)

logo
Память преподобного Серафима Вырицкого (†1949)
В 1930-е годы к преподобному Серафиму Вырицкому с обыском не раз приходили чекисты. Однажды лежащий больной старец попросил подойти к нему старшего из представителей власти. Кроткие глаза батюшки лишь на мгновение встретились с глазами чекиста. Старец погладил посетителя по руке, а потом приложил свою правую руку к его голове и сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий…» — и назвал его имя. Старший чекист заплакал и сказал: «Если бы таких старцев было больше, мы все были бы верующими». 
3 апреля Православная церковь чтит память этого великого молитвенника и печальника за русскую землю. Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий Николаевич Муравьев, был уникальным человеком. Родился он в 1866 году в деревне Вахромеево под Ярославлем в верующей благочестивой семье. От природы сообразительный, трудолюбивый, с великолепной памятью, мальчик очень рано и самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь. Он зачитывался житиями святых и с самого детства мечтал о монашестве. С девяти лет Василий постился наравне со взрослыми. В воскресные и праздничные дни вся семья исповедовалась и причащалась, много паломничала по святым местам. Чаще всего Муравьевы посещали Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Гефсиманский скит, в котором в то время подвизался знаменитый старец Варнава (Меркулов).  
Память преподобного Серафима Вырицкого (†1949)
 

Преподобный Серафим Вырицкий
Отец Василия умер, немного не дожив до 40 лет. Десятилетнему мальчику пришлось стать кормильцем семьи. Он уезжает в Санкт-Петербург на заработки и благодаря своим недюжинным способностям, порядочности, трудолюбию и исполнительности, из простого рассыльного одной из лавок Гостиного Двора к 17 годам вырастает до старшего приказчика. По тем меркам это считалось головокружительной карьерой. 
Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери. Он по-прежнему мечтал о монастыре. Однажды юноша пришел в Александро-Невскую Лавру в надежде встретиться с наместником. Игумен был в отъезде, и Василию предложили поговорить с одним из старцев. Тот благословил его оставаться в миру, жениться, воспитать детей, а уже потом, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. С того момента вся жизнь Василия в миру стала подготовкой к иночеству. 
В свободное время он бывал в храме, читал душеполезные книги, молился, занимался самообразованием. Особенно любил историю. Отличные математические способности помогли ему быстро освоить премудрости коммерции. Молодой приказчик много ездил по России и всегда посещал святые места, находившиеся поблизости. А когда позволяли дела, спешил в Гефсиманский скит. Ведь здесь подвизался его духовный наставник отец Варнава. Ну а старец, бывая в Санкт-Петербурге, всегда останавливался в доме своего духовного сына. 
В 1890 году Василий женился. Его супруга Ольга тоже происходила из благочестивой семьи. Через пару лет Муравьев открыл собственное дело по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Основную часть заработанных средств молодой бизнесмен тратил на помощь Церкви и неимущим, содержал богадельни. Многочисленные пожертвования старался совершать втайне от окружающих. Ольга Ивановна Муравьева признавалась, что, несмотря на свою отзывчивость к людям и близость по духу к супругу, порой ей было нелегко понять Василия Николаевича. Он мог, не раздумывая, отдать последнее и при этом несказанно радовался. По праздникам после Литургии Муравьевы накрывали в доме столы и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. Василий Николаевич поздравлял всех с праздником, рассказывал его историю и смысл, а потом благодарил всех за то, что посетили его дом. Будучи верным учеником отца Варнавы, Василий Муравьев говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже…». Муравьевы не раз принимали к себе пациентов казенных больниц. Благодаря заботе супругов, безнадежно упавшие духом и истощенные люди вставали на ноги.  
Память преподобного Серафима Вырицкого (†1949)
    
После кончины дочери Ольги супруги по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы стали жить как брат с сестрой. Старец готовил их к иночеству. В феврале 1906 года отец Варнава скончался. В том же году Василий купил большой двухэтажный дом-дачу в живописном поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, и после революции до 1920 года вместе с супругой жил там — оставаться в столице было опасно. В это время Василий погружается в чтение творений святых отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг и уединенную молитву. Вначале он собирался поступить в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, чтобы подвизаться у мощей своего наставника в Гефсиманском скиту. Но неожиданно получил благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской Лавре. 
29 октября 1920 года наместник Лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьева в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. В этот же день в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьева с наречением ей имени Христина. Через несколько лет отец Варнава был пострижен в великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца и стал духовником Александро-Невской лавры. 

Еще до принятия монашества Василию Муравьеву приснился сон. В жизнеописании старца Варнавы Гефсиманского есть упоминание об этом: «Виделось мне, будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, — рассказывал Муравьев, — что близ моей родины в Гороховецком уезде (неподалеку от Иверско-Выксунского женского монастыря, основанного преподобным отцом Варнавой. Прим. авт.) Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь. Старец сказал: «Пойдем, проведу тебя, я туда же иду». Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем о. Серафима (святого прп. Серафима Саровского) и сам спросил у него: «Батюшка, вы будете отец Серафим?» «Да, я Серафим», — ответил мне старец и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я. Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собой и стали что-то говорить. Но что они говорили между собой, я не мог понять и проснулся». Батюшка Варнава, выслушав этот рассказ, только весело заметил: «Ну вот, был между нами, а не слыхал, что говорили!» 
Молва о благодатном старце Серафиме быстро разнеслась по северной столице и за ее пределами. Он стал народным духовником. Под его окормлением находилось множество духовных чад — мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви. Постригавший Василия Муравьева архимандрит Николай (Ярушевич) через несколько лет стал епископом и духовным сыном старца Серафима. Батюшка окормлял архиепископа Хутынского Алексия (Симанского) – будущего Патриарха Московского и в свое время отговорил его уезжать за границу.
Духовником Александро-Невской Лавры отец Серафим пребывал почти три года. От постоянного переохлаждения, больших физических и душевных перегрузок его здоровье резко ухудшилось. Сильно болели ноги. Новое испытание старец принял спокойно, приговаривая: «Я, грешный, еще не этого достоин! Есть люди, которые и не такие болезни терпят!» Врач в миру митрополит Серафим (Чичагов) благословил батюшку переехать в Вырицу. Вместе с ним, по благословению владыки, в дорогу отправились схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита. Уход за старцем и забота о его здоровье стали главным их послушанием.
В Вырице отец Серафим жил просто: небольшой столик, кожаное потертое кресло, пара стульев, узенькая железная кровать. Потертый ватный подрясничек, старенькая полинявшая ряса, все та же летом и зимою теплая скуфеечка составляли все его одеяние. В понедельник, среду и пятницу старец не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. В некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, иногда не съедал и одной картофелины, или ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба. И ежедневно причащался Святых Христовых Таин.  
Когда старец чувствовал себя лучше, он выходил в сад и там молился, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского. За день в келье отца Серафима скапливалось большое количество записок о здравии и об упокоении. Их батюшка читал ночами и совершенно искренне удивлялся: «Да какой же из меня молитвенник? Я же лежу…» 

Около 1939 года старец Серафим написал такое стихотворение:
Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.
Эти стихи передавались из уст в уста, распространялись в списках, достигали мест заточения и ссылок. 
Память преподобного Серафима Вырицкого (†1949)

Господь наградил отца Серафима даром прозорливости, исцелений, духовного утешения, власти над лукавыми духами. Знал он и о приближении Великой Отечественной войны. А когда она началась, стал молиться на камне ежедневно. Родные подвижника рассказывали: 
«В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу… Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг — ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил — иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка — это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси…» 
Немцы, заняв Вырицу, расквартировали в ней часть, состоящую из православных. Осенью 1941 года, по многочисленным просьбам жителей Вырицы, был открыт храм, в нем начались регулярные богослужения. Это был единственный действующий храм во фронтовой полосе, причем, по ту сторону фронта! 
С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Немцам донесли об этих пророчествах, и вскоре в дом старца пожаловали гости. Капитан, который был начальником вырицкой команды, спросил старца, скоро ли немецкие части пройдут победным маршем по Дворцовой площади? Отец Серафим ответил, что этого никогда не будет. Немцам придется поспешно уходить, а сам вопрошающий при отступлении погибнет под Варшавой. 
В 1945 году умерла схимонахиня Серафима. Сам старец в это время был уже прикован к постели. Однажды ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. В тот день батюшка причастился. Около двух часов ночи он благословил читать молитву на исход души, потом осенил себя крестным знамением и сказал: «Спаси, Господи, и помилуй весь мир». Это были его последние слова. 3 апреля 1949 года преподобный Серафим Вырицкий скончался.
Три дня к его гробу шел нескончаемый людской поток. Все отмечали, что руки старца были удивительно мягкими и теплыми, словно у живого. Некоторые ощущали возле гроба благоухание. В первый день после блаженной кончины старца исцелилась слепая девочка. Мать подвела ее ко гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девочка прозрела.  
 Память преподобного Серафима Вырицкого (†1949)
    

Старец был похоронен в Вырице. В свое время он говорил пастве: «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам».
В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иеросхимонаха Серафима к лику святых. Сейчас его мощи покоятся в вырицкой часовне под спудом рядом с могилой схимонахини Серафимы. 
Фото с сайта http://www.serafim.com.ru/

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...