Наша история. Юннаты Птицеграда

logo

Весной 1951 года почитатели литературы в Загорске были заинтригованы интересным событием – издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет книгу «За тремя озёрами», посвящённую Птицеграду и юннатам птицеградской школы. Её автором значилась Нина Раковская, но существовала легенда, будто на самом деле книгу написал Лев Кассиль после посещения опытного мичуринского пионерского сада в бывшей Вифании.

Наша история. Юннаты Птицеграда

У «кассилевской» версии была определённая историческая основа: писатель, действительно, приезжал в Птицеградский детский дом  в 1949 году и дважды, в 1949 и 1957 годах, был гостем Загорской детской библиотеки. И у него на самом деле была статья (а не книга) об уникальном опыте птицеградских юннатов.

С этого и начнём. Перед самой войной по инициативе директора школы А.Т. Уварова и преподавателя биологии К.О. Пастуховича в Птицеграде был заложен школьный сад. У идеи было много недоброжелателей, считавших, что директор устраивает сад для себя, а дети будут его обслуживать. Это даже получило отражение на страницах местной печати – несколько лет спустя, в 1946 году, в газете «Вперёд» появился очерк, напрямую обвинявший Уварова в «частнособственнических интересах». Впрочем, никаких особых последствий этот выпад не имел.

Наша история. Юннаты Птицеграда

Старое здание школы Птицеграда

Работа экспериментального школьного хозяйства ярко продемонстрировала себя в годы войны. Выращенные ребятами овощи и фрукты шли как в госпитали, которых в Загорске было много, так и в качестве тимуровской поддержки семьям военнослужащих и детям вновь открытого в Птицеграде детского дома. Именно в военные годы сложилось сотрудничество юных мичуринцев и кафедры кормления ВНИИ птицеводства — на базе школьного участка шли экспериментальные работы по акклиматизации сортов зерновых культур. Приведём два интересных факта: незадолго до начала войны коллективу были переданы семена чумизы (чёрного риса) – подарок первого секретаря МК ВКП(б) Н.С. Хрущёва. А в 1944 году из США доставили семена различных видов знаменитой канзасской пшеницы.

В 1944 и 1945 годах птицеградские юннаты занимали престижные призовые места во Всесоюзных конкурсах мичуринцев. Про их опыт сообщали статьи в «Пионерской правде» и справочнике-ежегоднике «Книга юного натуралиста».

Как известно, в послевоенное время селекционному движению придавалось очень большое значение. В 1949 году в стране развернулась кампания «Украсим Родину садами», предполагавшая активное участие школьников в озеленении городов и сёл. Тогда же появились и первые садовые товарищества, очень нуждавшиеся в посадочном материале. Им на помощь тоже пришли юннаты.

В Загорске к этому моменту сложились два наиболее крупных и методологически грамотных центра мичуринского движения – Женская средняя школа №6 и Птицеградская средняя школа. Работа последней шла в тесном контакте с Лесхозом и Отделом озеленения городского жилищного управления. Результатом работы ребят стало огромное количество высаженных в городе и районе саженцев декоративных и плодовых деревьев, кустарников и различных сортов клубники. В Птицеград для обмена опытом приезжали даже зарубежные делегации (например, из Чехословакии).

Наша история. Юннаты Птицеграда

Юрий Горбунов «Посадка деревьев в пионерском лагере», 1970-е. 

Эта работа требовала всенародного признания! И вот в серии «Рассказы о хорошем опыте» вышла книга «За тремя озёрами». Как мы уже упоминали, её автором была Нина Раковская.

О жизни Нины Евгеньевны известно мало. Даже материалы Российского государственного архива литературы и искусства дают о ней только скудную информацию – «прозаик», «родилась в 1905 году», «училась на Высших государственных литературных курсах». Последние документы, связанные с её именем, датированы 20 мая 1965 года.

Во «всемирной паутине» мне удалось найти групповой снимок преподавателей и слушателей этих курсов, которые в 1933 году преобразовали в Государственный литературный институт. Наша героиня фигурирует там как Н.Е. Раковская (Варьяш). Интересно, что её однокурсником был поэт Арсений Тарковский.

Первая повесть Нины Раковской «Мальчик из Ленинграда» увидела свет в 1943 году в Ташкенте (во время эвакуации). Несмотря на то, что её встретил жёсткой рецензией сам С.Я. Маршак, книга выдержала несколько переизданий.

Писательница пробовала себя в разных жанрах – «школьная повесть», военно-патриотический роман, писала пьесы. Однако наиболее востребованными оказались её книжки познавательного жанра, героями которых были не надуманные, ходульные «пионеры и школьники», а растения, животные и даже пищевые продукты. Например, её книжка «Знакомьтесь, я молоко» неоднократно издавалась в 1950-1970-е годы. Адресованные детям тексты Нины Раковской часто цитировались в учебниках для начальной школы, входили в антологии для детского чтения («Живые страницы», альманахи «Круглый год»).

Неудивительно, что её заинтересовала тема работы птицеградских мичуринцев! Жаль, что ознакомиться с книгой сейчас непросто: по электронному каталогу РГБ я нашёл это издание с пометкой «не оцифровано».

Сад при Птицеградской школе прекратил своё существование в середине 1960-х годов после постройки нового школьного здания. В 1966 году на страницах газеты «Вперёд» был опубликован очерк журналистки Н. Ефремовой «Судьба школьного сада», призывавший общественность встать на защиту уникального плода трудов многих поколений школьников и педагогов. Увы, это был «глас вопиющего в пустыне», властям это было уже безразлично. Часть яблонь прожила до начала 1970-х годов и погибла во время морозов 1973-74 гг.

Александр РДУЛТОВСКИЙ, заведующий краеведческим отделом библиотеки им. В. Розанова

 

Источник: Сергиевские ведомости

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *