
Мученики, иже в Крите
Предпразднство Рождества Христова. Святых десяти мучеников, иже в Крите.
Ожидали грядущего Избавителя персы под именем человека мира, который спасет мир, победив злого бога; ожидали индийцы под именем победителя великого змия и основателя великого царства; ожидали китайцы под именем искупителя мира от грехов и возобновителя всего мира; ожидали северные народы под именем победителя змия; ожидали западные народы, устремив взоры на восток, откуда восходит солнце и всякая мудрость. Светоний [1] и Тацит согласно свидетельствовали о всеобщем сказании, распространенном в Римской империи, что в Иудее будет устроено новое всемирное царство.
Предчувствие и чаяние в языческом мире новых времен с новым порядком вещей ясно высказано Вергилием [2]. В одной из своих эклог он говорит, что настает последнее время… что вот-вот начнется новый ряд веков и новый род человеческий низойдет с высоты Олимпа; потом указывает на лицо, с будущим Царством Которого минует железный век и зацветет на всей земле век золотой: тогда, говорит, добродетель будет управлять миром человеческим. Но более всех, конечно, ждали Мессию иудеи, хотя их книжники успели уже исказить образ Его,— ждали Его как Царя — Завоевателя и Освободителя их от ига иноплеменников. Между тем с внешней стороны почти весь тогдашний мир образовал собою одно царство. Народы, некогда совершенно чуждые и враждебные один другому, составляли одно политическое тело.
От Рейна и Дуная на севере до пустынной Африки на юге и от Евфрата на востоке до Атлантического океана на западе господствовала одна власть. Большие военные дороги пролегали чрез всю империю и соединяли собой концы ее; а общее употребление в ней языка греческого и всесветная торговля еще более сближали входящие в состав ее различные народности. Так соединение мира в один государственный организм предуготовило возможность скорого и удобного распространения между народами нового начала жизни, долженствовавшего обновить и возродить человечество.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. – С. 420-421
Примечания:
[1] Светоний Гай Транквилл (ок. 70 — ок. 140) — римский историк и писатель. В своем главном сочинении «О жизни двенадцати цезарей» с равной обстоятельностью излагает исторические события и привычки цезарей.— Ред.
[2] Вергилий Марон Публий (70-19 до Р. X.) — римский поэт; в его произведениях эпикурейские и идиллистические мотивы сочетаются с интересом к политическим проблемам, идеализируется Римская империя.— Ред.
Денница был один из самых светлых духов, самое любимое творение Божие. Он согрешил гордыней, и Господь осудил его и низверг в адскую пропасть со всеми его клевретами. Какое падение! Какая перемена! Прежде — лицезрение Бога, вечность славы и блаженства, а теперь — ад, злоба, отчаяние! Вот каковы плоды одного только греха! А ты погряз в бездне греховной и пьешь беззакония, как воду. Демон приходит, льстит твоим страстям, и ты совершенно покоряешься его воле; если же иногда и противишься ей, то скоро опять делаешься рабом ее, как будто утомленный борьбою и сопротивлением оной; между тем как победа была весьма легка для тебя. Враг твой силен потому только, что ты слаб духом; он уловляет тебя в свои сети потому только, что ты неосторожен, он торжествует над тобою потому только, что ты не решаешься твердо победить его.
И не всегда ли я был готов защищать тебя, подвизаться с тобою, спасать тебя, если бы ты обратился и прибег ко мне? Ты оставляешь Отца Небесного, сын Адама, и предаешься мучителю рода человеческого, — этим ты подражаешь праотцу своему. Его преступление было так велико, что все лики небесных Ангелов не могли заслугами своими искупить греха его и удовлетворить Божьему правосудию.
Тогда-то мы познали беспредельную любовь, которую Господь имеет к тебе. Сын Божий восхотел быть твоею искупительною жертвою, сделался человеком, принял образ раба, понес на себе грехи твои, очистил их Своими страданиями и самою смертью на кресте; кровь Его текла на твою душу, все твое существо сделалось Божественным: ты таинственно соединился с Иисусом Христом.
Но что же? Ты ныне оскорбляешь Его, ты предаешь сатане свою душу, которую Он искупил такой дорогой ценой. Бог умер на кресте, чтобы даровать жизнь тебе, а ты вкушаешь плод смертоносный, который превращает тебя в труп бездушный. Ужели не станешь оплакивать своих беззаконий? Участь твоя решается: тебе предстоит жизнь или смерть вечная. Можешь ли ты быть спокоен хотя одну минуту, когда совесть обличает тебя в преступлениях? Если ты и чист совестью,— берегись, ибо ты стоишь на краю пропасти. Но возложи упование свое на помощь Божию и на заступление твоего Ангела. «Приди под кров мои, — так внушает Ангел, — и не бойся козней диавола. Будь всегда со мною, и я буду всегда с тобою и тебя избавлю от всякого зла».
Слышу глас твой в душе моей, святый Ангел-хранитель, и как человек, заблудившийся и оставленный вероломным спутником, обращаюсь к тебе: будь моим спасителем.
Как воин, обезоруженный и покрытый ранами, влекомый в плен ожесточенным победителем, я обращаюсь к тебе, небесный заступник, прими меня под кров свой.
Как несчастный, впавший в руки разбойников, угрожающих смертию, я припадаю к тебе, небесный посланник: будь моим защитником!
Как мореход, потерпевший крушение и волнами поглощаемый, я взываю к тебе, носитель небесной силы, спаси меня! Как путник, идущий во мраке ночи и вдруг усматривающий разверстую пропасть перед собою, из которой протянутая рука хватает его и увлекает, я прибегаю к тебе, небесный страж моей жизни, сохрани меня!
Как дитя, покоившееся сладким сном и во время сна исторгнутое из объятий отца и матери и пробуждающееся в мрачной темнице, я обращаюсь к тебе, небесный покров моей немощи; будь моим избавителем!
Как бедный сирота, брошенный без защиты среди ожесточенных злодеев, я прибегаю к тебе. Ангел-хранитель; яви мне твое милосердие, сохрани во мне плод искупления Иисуса Христа.
Его кровь освятила душу мою. Он вверил ее твоему охранению. И я вверяю тебе ее, и я отдаю себя под покров твой. Ты мое упование, мое прибежище, мое спасение.
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра