О котах Эрмитажа, официально и легально обитающих в Зимнем дворце Петербурга со времён Екатерины II, слышали, вероятно, все. Телерепортажи на эту тему появляются с завидной регулярностью, а их хвостатые и усатые герои давно привыкли быть в центре внимания СМИ.
Подмосковному Сергиевому Посаду в этом отношении тоже есть, чем похвастать. Коты Троице-Сергиевой Лавры – отдельная, малоизученная тема, о которой широкой общественности практически ничего не известно. Сегодня мы хотим восполнить этот досадный пробел.
В центре внимания туристов
Говорят, что случайности не случайны. Как-то раз, прогуливаясь по дорожкам Лавры, мы обратили внимание на крупного чёрно-белого кота, неспешно шествовавшего мимо по своим делам. Он явно чувствовал себя дома, никого не боялся и не обращал ни малейшего внимания на снимавших его крупным планом китайских туристов.
Понаблюдав и поняв, что кот этот – далеко не единственный, мы решили вникнуть в проблему поглубже. Едва ли не первый запрос в Интернете привёл к такому объявлению: «Братья и сёстры! В Троице-Сергиеву лавру постоянно отовсюду подбрасывают кошек, перекладывая заботу о животных с себя на монахов. Бог Судия этим людям. Некоторые сердобольные монахи, как могут, пытаются помочь этим бедным бездомным животным, выброшенным своими хозяевами из дома. Но возможности этих монахов ограничены. Помогите нам, возьмите хотя бы кого-нибудь из несчастных животных в свой дом, и Господь воздаст вам за вашу доброту».
Обращение было подписано монахом Амфилохием. Нам удалось связаться с ним, и этот добрый сердцем человек согласился стать нашим проводником в скрытый от чужих глаз мир монастырских котов.
Подкидывать не благословляется
По словам отца Амфилохия, коты – единственные животные, чьё присутствие допускается даже в храмах. Существует легенда, что подобная привилегия «закреплена» за ними со времён Ноя, когда кошка смогла урезонить мышку, пытавшуюся прогрызть в борту ковчега дыру. Борьба с грызунами и сейчас остаётся одной из главных обязанностей этих животных – во многом ради этого их в монастыре и держат.
Отец Амфилохий
Сегодня в Лавре существует несколько неофициальных кошачьих колоний. Например, в окрестностях комендантского корпуса обитают кошка Бабуля, кошка Муха и рыжий кот Янтарик, подброшенный кем-то прошлой весной. Их «возглавляет» крупный серый кот по имени Разик (от слова «разбойник»). Отец Амфилохий следит, чтобы животные вели себя прилично и не доставляли проблем окружающим: «Здесь у нас начальство, поэтому колония должна быть образцовой». Если кто-то из котов заболевает, он отвозит его в ветеринарную клинику, а при необходимости длительного лечения забирает к себе в келью. Так, Разик однажды безвылазно прожил у него полтора месяца, и этот случай далеко не единственный.
Подобные неформальные колонии численностью пять-семь животных есть при Предтеченском и Варваринском корпусах Лавры, возле Духовной академии и монастырской хлебопекарни. Свой постоянный кот по имени Маркиз живёт в Братском корпусе, бывшем городском главпочтамте. Насколько можно судить, животные не горят желанием выходить в город. Единственное исключение – прилегающий к Лавре Пафнутьевский сад, куда можно попасть через ворота у Водяной башни. Говорят, их можно видеть там часто.
Количество четвероногих обитателей монастыря по возможности регулируют: кошек стараются стерилизовать, а котят, если они всё-таки появляются, пристраивают в добрые руки через знакомых и Интернет. При этом одной из актуальных проблем уже не первый год остаются животные, которых тайно подбрасывают в монастырь горожане. «Надо сказать, чтобы люди имели в виду: подбрасывать кошек в Лавру не благословляется священноначалием! Тащить их откуда-то сюда – нехорошо и с светской, и с христианской точек зрения. Перекладывать заботу о своих питомцах на других людей – за это Господь спросит с человека. Пристроить кошку всегда можешь сам, сегодня это не так сложно. А выбрасывать их из дома в Лавру нельзя!», — убеждённо говорит отец Амфилохий.
Характеры и хозяева
Есть в Лавре и «персонифицированные» животные, у которых есть конкретные хозяева. Таков, например, чёрно-белый кот Нямчик (которого мы наблюдали возле колокольни) или кошка Тютюня. «Её кто-то подбросил сюда совсем маленьким котёнком. Мы хотели её пристроить, но она оказалась такой замечательной, что монах, у которого она жила первое время, не смог с ней расстаться и оставил жить в своей келье. Тютюня может гулять по территории, но ночевать, как правило, приходит домой», — рассказывает отец Амфилохий.
Характеры у животных бывают разные, у некоторых — под стать месту обитания. Например, в монастырской позолотной мастерской когда-то жил кот Рысик. Он вёл себя как настоящий аскет: с кошками не водился, общества других котов не жаловал. Монахи подобрали его совсем маленьким. «Наша мастерская располагалась в пристройке к стене, — вспоминает отец Амфилохий. – Однажды мы услышали чей-то писк, долго не могли понять, откуда он. Выглянули в окошко, видим — маленький такой комочек в кустах надрывается. Пришлось выйти наружу, продраться сквозь заросли, отогнать ворон, которые уже успели его поранить. Вытащили котёнка, выходили, и он стал у нас жить».
Другого кота в мастерскую подбросила кошка, у которой кончилось молоко. Принесла сама, пропихнула в окно и стала громко мяукать, звать людей. Котёнок был совсем крошечный, пришлось выкармливать его из резиновой груши. Когда подрос, переехал к сотрудникам мастерской домой.
Подобных историй о судьбах того или иного представителя рода кошачьих отец Амфилохий знает великое множество. Некоторых своих питомцев он вспоминает с грустью. Таков, например, кот Пыжик, которого монахи подобрали у одного церковного источника на природе – он подошёл к ним и долго мяукал, пока его не взяли с собой. Пыжик вырос крупным, коренастым котом. Потом оказалось, что у него диабет – с котами так тоже бывает. Отец Амфилохий забрал его к себе в келью, по рекомендации ветеринара два раза в день брал из уха капельку крови, определял на глюкометре уровень сахара, затем в холку подкожно делал укол инсулина. Но болезнь всё равно прогрессировала, в конце концов, Пыжик впал в кому и спасти его не удалось.
Выберите себе по сердцу
Лаврские коты продолжают жить в Троице-Сергиевой лавре, приносить пользу борьбой с грызунами и радовать паломников и туристов просто своим видом. Популярность животных достаточно велика: в 2015 году в монастырской книжной лавке можно было купить календарь «Лаврские соседи» с фотографиями местных кошачьих и птиц. В 2016 году издан календарь «Кот и поп», на страницах которого — фото священников со своими домашними питомцами.
Хотя живущие в монастыре животные не так уж и бедствуют, надо помнить, что все они были когда-то домашними и предпочли бы снова обрести своих постоянных хозяев. «Те, кто хочет сотворить доброе дело, проявить милосердие к братьям нашим меньшим — приходите в Лавру, присмотритесь к её четвероногим обитателям, выберите себе одного по сердцу и возьмите под свой кров. И Господь воздаст вам за вашу доброту», — говорит отец Амфмлохий.
Александр ГИРЛИН
Источник: Газета «Сергиевские Ведомости»
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
бездомные животные Господь животные инсулин Лавра легенда милосердие монастырь разбой священник храм