В неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, в Троице-Сергиевой Лавре прошло Воскресное богослужение.
За выемкой святых просфор на проскомидии и во время заупокойной ектении духовенство монастыря молилось об упокоении душ новопреставленной братии: схимандритов Никона и Рафаила, архимандритов Лаврентия и Илиана, игуменов Игнатия, Тихона, Ферапонта, иеромонаха Модеста и иеродиакона Каллиста. Эти отцы скончались в дни Святой Пасхи во время распространения в нашей стране губительного поветрия.
За Богослужением прочитали евангельский отрывок о беседе Христа с самарянкой. Это место в Святом Писании важно для тех, кто хочет понимать законы духовной жизни. Это хороший урок правильной, сердечной молитвы.
После праздника Пасхи Господь Иисус Христос проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Он утомился от длительного пути и полуденного зноя и неподалеку от города Сихарь присел отдохнуть у колодца. В это же время к колодцу подошла женщина-самарянка. Господь обратился к ней и попросил воды, чтобы утолить Свою жажду, и между ними завязался разговор. В этой беседе Господь обещал и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную.
Когда самарянка подошла к колодцу, Господь попросил у неё пить. Она ответила Ему:
Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9).
Она еще не знала, что должно всех любить и всем помогать: вода для утоления жажды телесной у нее была, а воды духовной — благодатного учения Христова — в душе ее еще не было. Она не жаждала телом, но душою томилась от вражды и злобы на иудеев, а потому не имела и Христовой радости, которая неразлучна с любовью к ближним.
Кульминацией разговора стал ответ Христа на вопрос об истинной молитве. На вопрос самарянки, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме ли или на горе Гаризим, Господь ответил:
Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23-24).
Этим наставлением Спаситель указал на то, каким должно быть истинное служение Богу и какова должна быть истинная молитва. Господь требует от нас служения не телесного, но духовного. Наша молитва должна быть не телесная и внешняя, но сердечная, духовная.
Архимандрит Кирилл (Павлов) так говорил о молитве:
«Молитва — это не только поклоны да поклоны. Стать пред иконой дома или в храме Божием и класть поклоны — это отнюдь не есть настоящая, истинная молитва. Это не более, как одна наружная принадлежность молитвы, равно как и чтение молитв печатных также опять не есть молитва».
Господь требует от нас служения духовного, сердечного.
«Если хочешь, чтобы молитва была приятна Богу, молись Ему и дома, и в церкви, и от всего сердца».
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра