Один человек рассказывал историю: дело было далеко, в маленьком посёлке со сложным названием. Грустное это, в общем, было место. Но времена менялись, и жизнь как-то начала налаживаться. И о том, что в посёлке что-то по-настоящему сдвинулось, он понял по одной незначительной детали — открылся вдруг у них там цветочный магазин.
Магазин оказался окупаемым, и ощущение грусти в посёлке исчезло. Цивилизация и благополучие — они и такими бывают, в виде магазина с цветами.
Суть этой истории проста: если люди могут позволить себе перераспределить доходы в пользу недолговечной красоты, значит, не всё так плохо. А ещё вот что — один самый простой цветок может изменить многое в самой скучной жизни.
«И тогда клиента приходится обламывать»
Открыть цветочный магазин — это даже не полдела, а лишь малая его часть. Настоящее дело — удержаться на плаву и создать круг постоянных клиентов. Особенно это трудно в больших городах, где флористический рынок перенасыщен.
Предсказывать что-то в этом бизнесе гораздо сложнее, чем во многих других. «Цветочный бизнес похож на ресторанный, — рассказали нам в сергиевопосадском магазине Green Box на Карла Маркса, который появился несколько лет назад в той же части города, где уже работали несколько цветочных магазинов. — Здесь, как и в общепите, у товара есть срок годности. На цветах даты, конечно, не ставят, но срок годности виден невооружённым глазом».
Или, предположим, продолжают в магазине, клиент любит пионы и ничего больше. Он заказывает букет и ждёт. Но выясняется, что у поставщика пионы-то есть, но ужасного качества. То же самое у второго, у третьего… «И тогда мы вынуждены звонить клиенту и, грубо говоря, обламывать его, — говорят в магазине. — Это, конечно, плохо, но всё же лучше, чем продать цветы низкого качества и жалеть об этом».
Незаметная революция
Мы и сами не заметили, как в цветочных магазинах свершилась революция: на прилавках и за стеклом холодильных шкафов в последние годы появилось много новых видов цветов. Иногда, на первый взгляд, странных.
— Вам какой букет?
— Мне вот тот, с капустой…
По совпадению в тот момент, что мы разговаривали с продавцом, в дверях магазина появился клиент и попросил букет с декоративной капустой — брассикой, родственницей самой обычной огородной капусты, которая используется также и в букетах. И неплохо выглядит!
Но такие эксперименты по вкусу не каждому. Продавцы замечают, что сорокалетние покупатели и даже те, кто слегка постарше, интересуются цветочными новинками почти с таким же азартом, что и молодые. Всё меняется после пятидесяти — в том, что касается букетов, это по-прежнему очень консервативные люди.
Но в целом женщины, как правило, с большим интересом изучают новый цветочный ассортимент. Это, предполагают наши собеседники, типично женская черта — точно так же дамы следят за новинками моды.
Мужчины иногда выбирают букет по картинке в интернете. Они просто показывают продавцу изображение цветка на экране телефона: «Жена любит такое». Другие зачитывают название по слогам: ра-нун-ку-люс… Это садовый лютик, популярный в последнее время.
Вам с ароматом или без?
Покупатели ориентируются не только на то, как выглядит цветок. Нельзя списывать со счетов и запах — незаметную для глаза, но важную часть букета.
Кто-то считает, что импортные цветы совсем не пахнут, и покупает только местные, подмосковные. Другие, наоборот, предпочитают как раз только те цветы, что не имеют запаха — иногда это вопрос предпочтений, а, бывает, дело в аллергии.
«У нас есть клиентка, которая любит только лилии, а пахнут они сильно, как и гиацинты, — продолжают в «Гринбоксе». — В любом случае хороший продавец, увидев нового покупателя, спросит, нет ли у получателя букета аллергии на какие-либо цветы».
Путь букета
Мы нашли в Сергиевом Посаде логиста — человека, который связывает различные розничные магазины с крупными дистрибьюторами. Это он определяет, какой путь пройдёт цветок, прежде чем окажется на прилавке.
Алексей развеял популярное представление о том, что большинство цветов прилетает в Россию по воздуху. «Дешевле нанять грузовик-рефрижератор, который приедет напрямую из Голландии через Белоруссию или Эстонию. В Россию самолётами доставлять дорого, аэропорты много берут за пре-кулинг — охлаждение до пяти градусов после выгрузки».
Его слова позволяют судить о прибыльности этого бизнеса. Крупные российские закупщики приобретают розы оптом из Эквадора, которые в магазине стоят 150 рублей, на самом деле обходится закупщику рублей в 15.
А вот растить цветы на продажу в России в промышленном масштабе, по мнению Алексея, затея рисковая. Слишком дорого и неконкурентно получается. Единственное, что может принести доход, — выращивать цветы и самому же их каким-то образом продавать, не связываясь с цепочкой посредников.
Но ещё сложнее будет вклиниться в этот рынок, если вы захотите стать крупным игроком, который импортирует цветы крупными партиями, — эта часть российского рынка поделена давно и, похоже, надолго.
Комментарий
Наталья Ярская, магазин «Цветы у Дэна»:
Сезон российской розы начнётся летом, потому что только летом в естественных условиях местная роза растёт хорошо. В остальное время года мы предпочитаем импортную розу — она выращена в открытом грунте, и оттого, на наш взгляд, крепче.
Лучшие тюльпаны — российские. Мы не работаем с импортными тюльпанами на
8 Марта: наши более крепкие, высокие, могут вытягиваться до метра в высоту и простоят неделю-полторы.
Неплохого качества отечественная хризантема. К тому же, она дешёвая, хотя не такая пышная, как импортная — цветочков на ветке меньше. Судя по всему, селекция коммерческих цветов у нас не настолько хороша, как в других странах.
Отказаться полностью от импортных цветов невозможно. В стране настолько велик спрос, что в любом случае приходится полагаться на импорт, даже при том, что продажи отечественных цветов увеличиваются. Десять процентов рынка — это та максимальная доля, которую, на мой взгляд, сегодня могут обеспечить российские производители.
Источник: Газета «Вперёд»