Из истории древнего поселения
5 ноября 1616 года (405 лет назад) царь Михаил Фёдорович накануне дня своего небесного покровителя Архистратига Михаила пожаловал Троице-Сергиеву монастырю городок Радонеж (в прошлом село Радонежское), где жила некогда семья отрока Варфоломея, в будущем основателя Троицкой обители.
История Радонежа уходит корнями в VIII — IX века. К XIII веку рядом с бывшим мерянским городищем в излучине речки Пажа выросло славянское земледельческое селение.
Впервые Радонеж упоминается в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты (1325-1340 гг.) как село Радонежское. Великий князь завещал село своей жене княгине Ульяне с младшими детьми. Согласно Житию Преподобного Сергия, составленному в начале XV века, при Иване Калите в «весь, глаголемую Радонеж» переселились многие из жителей подчинённого Москве древнего города Ростова. В их числе был знатный, но обедневший боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями: старшим Стефаном, средним Варфоломеем и младшим Петром.
Стефан и Пётр избрали мирскую жизнь в супружестве и на службе у великого князя. Варфоломей же, с юных лет особо приверженный духу иночества и служению церковному, мечтал удалиться в монастырь. Тем не менее, по просьбе родителей он остался в селе Радонежском, утешая их в старости и немощи. Лишь по кончине Кирилла и Марии, принявших незадолго перед кончиной иноческий постриг в небольшом Покровском монастыре на Хотькове и там же погребённых, Варфоломей приступил к исполнению заветного намерения.
Оставив отчий дом на младшего брата, Варфоломей отправился на «взыскание места пустынного». Таковым местом был избран холм Маковец в 15 километрах севернее Радонежа, на краю Радонежской волости и самого великого княжества Московского того времени. Здесь, на Маковце, Варфоломей с помощью старшего брата основал скромную Троицкую пустынь — основу будущей великой Лавры. Со временем Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий, но память о селе Радонежском закрепилась за преподобным Сергием в прозвище «Радонежский».
Тем временем владетель Радонежья Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410 гг.), один из героев Куликовской битвы, превратил село Радонежское в укреплённый городок Радонеж. Пролегавшая мимо городка оживлённая Переславская дорога снабжала товарами местный торг, позволяла собирать в пользу князя торговые и проездные (мытные) пошлины.
Владимиру Храброму наследовал его четвёртый сын Андрей Владимирович (1410-1426 гг.) Радонежский. Получив в наследство наряду с сельскими волостями городок «Радонеж с тамгою и с мыты…», князь Андрей сделал городок столицей своего маленького княжества.
В 1456 году Радонеж с волостями был возвращён московским государям и обратился в село с названием «Городок Радонеж».
В годы смуты начала XVII века Городок Радонеж был разорён и запустел; часть его жителей укрылась за неприступными для врагов стенами Троице-Сергиевой обители. В 1616 году царь Михаил Фёдорович, в уважение памяти преподобного Сергия Радонежского, передал запустевшее село Городок Радонеж во владение Троице-Сергиева монастыря.
Льготы и ссуды, покровительство которыми монастырь привлекал крестьян в свои вотчины, способствовали восстановлению села. Единственной потерей стала утрата слова «Радонеж» в его названии; село всё чаще называли просто «Городок».
В вотчинном владении Троице-Сергиева монастыря (с 1744 года — Лавра) село Городок находилось вплоть до 1764 года, когда во исполнение указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения оно было переведено в ведение государства, и вплоть до отмены крепостного права в 1861 году имело статус экономического (государственного).
Жители Городка помнили его прежнее название Радонеж, хранили предания о великом земляке, преподобном Сергии Радонежском. Предания о Радонеже стали известны Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). В сентябре 1848 года митрополит писал своему наместнику в Лавре: «Близ села Городка место с валом, — думаете ли, что это древний Радонеж? Не была ли это опустелая древность, когда существовал Радонеж? Это требует рассмотрения».
В наши дни понятие «Радонежье» закрепилось как обозначение широкого культурно-исторического пространства, которое охватывает и Радонеж, и Покровский Хотьков монастырь, и усадьбу Абрамцево, и Троице-Сергиеву лавру с ближайшими к ней монашескими обителями конца XVIII — XIX века.
Константин Филимонов
Источник: Газета Вперёд
[1] — Покровский Хотьков Ставропигиальный Женский Монастырь
Покровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или... подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...
[4] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...