130 лет Русской частной опере

logo

130 лет Русской частной опере

9 ноября в Сергиево-Посадском культурно-просветительском центре «Дубрава» им. протоиерея Александра Меня открылась выставка «Русской частной опере Саввы Мамонтова — 130 лет. Фотоматериалы из фондов музея-заповедника «Абрамцево».
Выставку представила заместитель директора музея-заповедника «Абрамцево» Елена Митрофанова.
Представители общественности с немалым интересом слушали о временах далёких и недавних…

На выставке представлены редкие фотографии из коллекции музея-заповедника «Абрамцево», рассказывающие о театральных традициях Абрамцевского художественного кружка. В экспозиции – сцены из домашних спектаклей, портреты их участников, а также солистов Русской частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова, расцвет деятельности которого связан с творчеством Федора Шаляпина.
Усадьба «Абрамцево» – одно из живописнейших мест Подмосковья. Оно знаменито не только красотой природы, но и своим историческим прошлым. В XIX веке усадьба дважды становилась центром литературной и художественной жизни России.
С 1843 по 1858 год в Абрамцеве жил и работал писатель,литературный и театральный критик Сергей Аксаков. С усадьбой неразрывно связана творческая судьба писателя. Здесь были задуманы и написаны его книги о природе, а также семейная трилогия, в которую вошли «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».
Живой, непосредственный рассказ, яркий образный язык повествования сделали их привлекательными для современников. В Абрамцеве Аксаковых навещали их друзья – художники, актеры, писатели. Приезжал молодой Тургенев, которого связывала с хозяином дома творческая и личная дружба. Большой радостью для семьи были приезды Николая Гоголя.

С 1870 по 1918 год усадьба принадлежала семье предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Мамонтовы относились к купеческому сословию, которое сыграло значительную роль в истории культуры и промышленном развитии России. Они были образованы, знали иностранные языки, много путешествовали по Европе, знакомились с историей и искусством стран, где им приходилось бывать.
Савва Иванович Мамонтов обладал многочисленными талантами: музыканта, певца, скульптора, художника, драматурга, актера, режиссера. К этим дарованиям присоединялись деловая хватка, блестящие организаторские способности. Благодаря его стараниям были построены Ярославская и Донецкая железные дороги. Он любил искусство, чувствовал талантливых людей, помогал им и поддерживал в трудные периоды жизни.

По инициативе Мамонтова в Абрамцеве сложилось своеобразное творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства как «Мамонтовский (абрамцевский) художественный кружок». В него входили тогда молодые, а впоследствии такие известные художники как В.Д. Поленов, братья В.М. и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин,И.С. Остроухов и другие. Всех их объединяло желание воплотить в своем творчестве русскую жизнь – природу, людей, народные предания. С Абрамцевом связано создание таких шедевров русской живописи,как «Девочка с персиками» В.А. Серова, «Богатыри» В.М. Васнецова, «Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова, «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина.
130 лет Русской частной опере


Абрамцево стало своеобразной творческой лабораторией, где художники пробовали себя в разных областях искусства – архитектуре, театральной декорации, керамике, резьбе по дереву. В Абрамцеве появляются две мастерские – столярная и керамическая.

Всеобщим увлечением кружка был домашний театр. Актерами становились все: взрослые художники и их дети. Первые домашние представления прошли в московском доме Мамонтовых под новый 1879 год. По инициативе Поленова были устроены «живые картины».
После московского вечера и в Абрамцеве стали ставить шарады, пантомимы, маленькие сценки, режиссурой которых увлекся Савва Мамонтов. Со временем семейные развлечения превратились в специально подготовленные домашние спектакли. «Первая пьеса на домашней сцене Саввы Ивановича,— писал В. Васнецов,— которую пришлось мне видеть, была лирическая драма Майкова «Два мира». Прекрасная постановка, декорации, костюмы В. Д. Поленова меня, видавшего только казенную сцену, просто поразили своей художественностью, я почувствовал, что тут веет чем-то новым, свежим».

Уже первые работы кружка показали значительность театральных опытов. Со временем сложился определенный порядок в подготовке спектаклей. Мамонтов сочинял пьесы и был режиссером, художники писали декорации и участвовали в постановках как актеры. Особое внимание уделялось костюмам, их соответствию актеру, роли, декорации, в отдельных случаях использовали настоящую крестьянскую одежду, которую собирали в деревнях.

Виктор Васнецов, выступая на вечере, посвященном 15-летию домашних постановок, сказал, что театральная деятельность сообщества «уже выходит за рамки семьи, это уже общественная деятельность». Из домашних постановок в Абрамцеве и в доме на Садово-Спасской выросла первая в России частная опера. Она открылась в январе 1885 года постановкой оперы А.Н. Даргомыжского «Русалка» в декорациях и костюмах по эскизам В.М. Васнецова. В труппу вошли молодые актеры, практически все не имевшие опыта «казенной сцены».
В этот период вырабатываются основные принципы мамонтовской оперы: спектакль должен представлять органическое единство всех компонентов – музыкального, драматического, вокального и художественно-оформительского.
«Опера — есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества…» Мамонтов привел в театр настоящих больших художников, и именно с частной оперы идет само понятие «художник театра».
Спектакли оформляли выдающиеся художники: В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, И.И. Левитан.

130 лет Русской частной опере

Заметный след в творческом развитии домашних спектаклей, а в дальнейшем в Частной опере, оставил В.Д. Поленов. Василий Дмитриевич – не только художник, но и глубокий знаток театра, композитор, постановщик. Он добивался исторической точности, верности эпохе, как в декорациях, так и в костюмах, бутафории и реквизите.
Спектакль во всех своих компонентах представлял единое художественное целое. О пьесе-сказке Мамонтова «Алая роза» (1883) на сюжет народной сказки «Аленький цветочек» в постановке Поленова, Васнецов говорил: «Декорации Поленова к «Алой ро¬зе» — гениальные декорации. Надо быть волшебником, чтобы пе¬ренести нас в эти сказочные сады и дворцы».
В Русской Частной опере был основным художником-оформителеми принимал участие в оформлении спектаклей «Фауст» Ш. Гуно 1885, «Виндзорские проказницы» Д. Верди 1885, «Линда» Г. Доницетти 1885, «Алая роза» Н.С. Кроткова 1886, «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка 1897, «Орлеанская дева» П.И. Чайковского 1899.
Мамонтову удалось создать сильный оперный коллектив.

Именно из Частной оперы вышли многие певцы, с большим успехом выступавшие в дальнейшем на столичных сценах. Он был первым, кто в полной мере угадал талант Ф.И. Шаляпина, воспитал его и, как певца, и как артиста. Ф.И. Шаляпин впоследствии вспоминал, что именно у Мамонтова он понял, что «искусство пения нечто большее, чем блеск бель-канто, голос мертв, пока не одухотворен чувством и воображением».
«Свет я увидел только в Частной опере, у Саввы Ивановича Мамонтова, – вспоминал Ф.И. Шаляпин. Он создал самое главное – творческий воздух, среду, в которой совершенно естественно зарождаются и расцветают удивительные замыслы. Можно себе представить, с каким наслаждением я окунулся в эту атмосферу подлинного искусства».

Новаторский подход к постановке опер, воспитание плеяды замечательных певцов в стиле русской национальной школы пения — основные заслуги Русской Частной оперы С.И. Мамонтова.
Абрамцево и в ХХ веке являлось одним из самых известных в России исторических мест.
Сюда любил приезжать с гостями протоиерей Александр Мень, а Поленов был одним из самых любимых его художников.
«Абрамцево… Там жили великие русские писатели, работали художники, деятели театра, искусства. Всё это тоже было связано с жизнью Церкви. Гоголь приезжал туда не только пообщаться со своими друзьями Аксаковыми, но и для того, чтобы побывать в храмах Троице-Сергиевой Лавры. По нашей дороге много ездил знаменитый художник Нестеров, здесь он писал свои картины. Пейзажи, проникнутые молчанием, сосредоточенностью, молитвой, сцены из жизни св. Сергия в большинстве своём были написаны здесь, как и знаменитая картина «Философы», которая является памятником, я бы сказал, реквиемом, то есть погребальным песнопением, по русской религиозной мысли, — говорил отец Александр в одной из своих лекций.
130 лет Русской частной опере


Мария Григоренко
Фотографии Олега Данилова

Выставка «Русской частной опере Саввы Мамонтова — 130 лет» продлится до 19 января 2015 года. Время работы: с 10.00 до 17.00 ежедневно, кроме понедельника.

Источник: Радио Посад



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Репин Илья Ефимович
Родился в г. Чугуев Харьковской губернии (ныне Харьковская область в Украине). Учился в Петербурге в Обществе поощрения художеств (1863) и в Академии художеств (1864–1871). Живописец, график.... подробнее...

[3]Васнецов Виктор Михайлович
Родился в с. Лопьял Вятской губернии (ныне Кировская область). Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Обществе поощрения художеств (1867) и в Академии художеств (1868–1874). Живописец, график,... подробнее...

[4]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[5]Мамонтов Савва Иванович
Савва Иванович Мамонтов — российский промышленник и меценат. Из семьи винного откупщика, родился 3 октября (15 октября) 1841 года, в городе Ялуторовск, Тобольской губернии, ныне Тюменской... подробнее...

[6] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[7]Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...

[8] — Представляем Вам наиболее интересные Достопримечательности Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района.

В этом разделе сайта мы публикуем наиболее интересные достопримечательности, рекомендуемые к посещению туристами и гостями города и района. Это музеи, памятники архитектуры, театры, церкви, храмы и конечно-же жемчужина Сергиева Посада — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. подробнее...

[9]Мень Александр Владимирович
Александр Мень родился 22 января 1935 года. Он получил высшее светское образование. Закончил Московскую Духовную Академию. С 1960 - священник Русской Православной Церкви. Отпевал В. Высоцкого.... подробнее...

[10] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...