Храм на Красюковке

logo
 Храм на Красюковке

Тридцать лет назад в церкви Михаила Архангела была восстановлена приходская жизнь

За железнодорожной линией, между Троице-Сергиевой лаврой и Гефсиманским скитом, в одном из самых живописных микрорайонов Сергиева Посада расположен Храм во имя Архангела Михаила постройки 1902-1903 годов. Это местечко до сих пор носит название Красюковка, по имени бывшего владельца этих земель Михаила Красюка. За последние сто с лишним лет здесь мало что изменилось.

По преданию, сам преподобный Варнава Гефсиманский указал своему духовному чаду Михаилу Красюку, где тому ставить дом, богадельню и храм.

По своей архитектуре храм уникален. Это своеобразная трёхэтажная постройка в виде восьмигранной башни из красного кирпича, которую венчает небольшая звонница с пятью колоколами. Башня перекрыта восьмигранной полусферической кровлей. Сбоку к двум нижним этажам башни пристроена прямоугольная трапезная. Сам храм занимает второй этаж, на первом этаже сейчас находятся служебные помещения. Третий этаж восьмерика отведён под чердачное помещение. К трапезной примыкает церковно-приходской дом в два этажа.

 Храм на Красюковке

После революции в этом месте города селились дворяне со своими семьями (Трубецкие, Олсуфьевы, Нарышкины, Иловайские, Истомины, Лопухины и другие), чтобы быть поближе в Лавре. Известно, что возле Михайловского храма жили бывший глава Москвы князь Владимир Голицын и писатель Михаил Пришвин. На Красюковке провёл последние годы жизни философ Василий Розанов. Его отпевали в этом храме. В чине отпевания и погребения Розанова принимали участие отец Павел Флоренский и священномученик Иларион (Троицкий). Похоронен  Розанов в Гефсиманском скиту рядом с другим философом Константином Леонтьевым (в монашестве Климентом).

После закрытия Троице-Сергиевой лавры и её скитов храм Архангела Михаила стал духовным центром для монашествующих и мирян. Монахи ходили сюда на службу, где обычно стояли на хорах в западной части церкви. В храме часто молились наместник Лавры священномученик архимандрит Кронид (Любимов) и начальник Гефсиманского и Черниговского скитов игумен Израиль (Андреев) со своей братией. Игумен Израиль расстрелян в Семипалатинске в 1937 году. На клиросе пели сестры Хотьковского монастыря во главе с игуменьей Варсонофией.

В Михайловском храме венчался Вениамин Воронцов (в будущем митрополит Елевферий), известный иерарх нашей Церкви. В 1923-1924 годах в храме служил как приходской священник епископ Сергиевский Никон (Соловьёв). Последним настоятелем храма перед его закрытием был архимандрит Иероним (Захаров), скончавшийся в 1966 году в сане архи-
епископа Ростовского и Новочеркасского. В 1930 году храм был закрыт местными властями.

В сентябре 1990 года Михайловский храм возвращён Церкви. Его настоятелем был назначен священник Вячеслав Тулупов. Первая Божественная Литургия во вновь открытой церкви была совершена 21 октября 1990 года.

21 ноября 2020 года в день престольного праздника храма здесь будет отмечаться 30-летний юбилей со дня восстановления приходской жизни. На праздничные торжества ожидается прибытие епископа Серпуховского Романа.

 Храм на Красюковке

В преддверии юбилея мы пообщались с настоятелем храма протоиереем Вячеславом ТУЛУПОВЫМ.   

— Отец Вячеслав, расскажите о том, как вы оказались здесь в первый раз.

— Впервые в этом месте я оказался в 1978 году. В тот год праздновалось шестидесятилетие восстановления патриаршества нашей Церкви. Я был иподиаконом у архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева), будущего митрополита. И здесь, в Загорске, должна была совершаться одна из праздничных Литургий. Я работал у владыки в издательском отделе, и нам поручили освещать это событие. Я приехал в Загорск ночью с одним иподиаконом, который жил возле храма. Переночевали и утром пошли в Лавру. Шли по Бульварной улице, и я обратил внимание на необычное каменное здание, на его своеобразную архитектуру. Однако не придал этому особого значения. Даже не понял, что это храм. Вот так я оказался на Красюковке в первый раз.

Потом я закончил Московскую духовную академию, женился на местной жительнице и поселился в Загорске. В 1983 году меня рукоположили во диаконы, в 1987 году — в священники. С супругой гулял несколько раз в этом районе, проходили здесь по улицам. Смотрели на храм, на его архитектуру. И нужно сказать, что тогда у меня не было никакого предчувствия, что я здесь буду когда-нибудь служить. В то время ничто не предвещало, что станут снова храмы открывать.

Однако в 1990 году уже начали передавать церкви верующим. Воздвиженский храм в селе Воздвиженском, Успенский храм на Болотной и наш храм. Служил я тогда священником в селе Верзилово Ступинского района. Это другой конец Московской области. У меня уходило на дорогу пять-шесть часов в один конец. Конечно, хотелось, чтобы место служения было поближе. Ведь традиционно батюшка должен жить рядом со своим приходом. Здесь уже была инициативная группа местных жителей, ратовавших за открытие храма. Возглавлял их архимандрит Иннокентий (Просвирнин), которого я хорошо знал по работе в Издательском отделе Московской патриархии. Он очень тепло воспринял весть, что меня назначили сюда настоятелем. И отец Иннокентий познакомил меня здесь со всеми людьми. В основном это были прихожане Лавры. И мы стали вместе молиться, ходить по всем инстанциям.

— Расскажите, что здесь находилось до открытия храма.

— После закрытия храма в 1930 году здесь была открыта школа. Она существовала до 1950-х годов. Сам храм был разделён разными перегородками на классы. Конечно, иконостас и киоты были уничтожены. Слава Богу, что хоть само здание время от времени ремонтировали. Затем здесь в 1960-е годы было медицинское училище. После него располагалась ПМК (передвижная механизированная колонна). Вот она, по словам местных жителей, здесь в основном всё и разгромила, доведя здание до плачевного состояния. А с 1980-х годов здесь находилось общество инвалидов. Они клеили бумажные пакеты.

 Храм на Красюковке

В советское время в закрытом храме располагалась школа, а летом — пионерский лагерь. Фото 1937 г.

— С какими сложностями вы столкнулись при открытии храма?

— Отношение к открытию храмов у местных властей было в целом нормальное в то время. Хотя Загорск отличался из всего Подмосковья особенной атеистичностью. Лавра была под опекой КГБ и различных идеологических органов, поэтому здесь был подход очень антицерковный. Времена же в 1990-е годы уже были другими, и власти ничего категоричного не говорили. Однако у них была отговорка, что здесь находится организация, и выселить её они не могут. Мы целый год ходили по государственным инстанциям, добиваясь открытия храма. В Москве в обществе инвалидов к нам, кстати, хорошо отнеслись. Сказали, что готовы будут съехать, если загорские власти дадут помещение. Вот так всё тянулось. Был даже момент, когда, можно сказать, у нас опустились руки, потому что на все наши просьбы ответ был один – помещения нет. Но  Господь сказал: «Сила Моя совершается в немощи». Всё-таки инвалидам дали хорошее помещение на проспекте Красной Армии. И это было воспринято нами как Божественный ответ на наши чаяния и молитвы.

— Какие были ваши действия после того, как дали разрешение?

— Служить в храме было невозможно. Всё помещение разделяли перегородки, и их нужно было убрать. Храм здесь с трудом узнавался. Поэтому сначала полностью освободили помещение, и нам открылось, что здесь было. Клирос выявился, где он был изначально, а также арка, отделяющая основное помещение от алтаря. Солея появилась с порожками каменными, отверстия в полу точно указали, где стоял каркас иконостаса.

— Нашлись ли какие-то спонсоры, которые давали деньги на восстановление?

— Мы восстанавливали храм на народные деньги. За всю тридцатилетнюю историю храма были пожертвования частных лиц, но их нельзя назвать какими-то решающими. Постоянных спонсоров, которые бы нас месяцами, годами спонсировали, не было. Всё здесь восстанавливали люди. Иконы, например, приносили из домов. Одно время наши прихожане стояли с кружкой у Лавры. И это был тогда основной источник дохода для храма. Строительными материалами помогали несколько раз. Но в основном работы шли так: накопили средства – сделали, накопили – сделали, так и жили. Наши спонсоры – это наши прихожане и все те люди, которые работали в храме. Вначале основная работа была черновая. Со двора, например, мы вывезли сорок КамАЗов мусора. Храм восстанавливался силами прихожан.

— Отец Вячеслав, расскажите, кто ваши родители. Как вы пришли к священству?

— Родился я в Подольске. Мама была служащая, папа рабочий. По маминой линии – Никольские, священнический род. Все предки служили в Тульской епархии. В архивах я проследил их генеалогию до восемнадцатого века.

Мама ходила в храм, папа нет. Мама дала мне основные понятия о вере, Боге, несмотря на атеистическое давление вокруг. Дедушка был сыном священника, но боялся со мной даже говорить о Церкви, потому что всю жизнь был сыном «врага народа». Прадедушка служил настоятелем в Тульской области в селе Каменка.
В 1920-е годы его хотели сослать, но местный сельский сход встал на защиту своего настоятеля. Власти всё равно храм закрыли и дом отобрали. Сначала прадедушку с многодетной семьей приютили прихожане. Потом он вынужден был переехать в  саму Тулу и там работал на самых простых светских должностях. Его сын, мой дедушка, рыдал, когда узнал, что я поступил в семинарию, считал, что я загубил себе жизнь.

Ещё в школе я захотел быть священником, ходил в храм. Я очень любил читать книги по истории, из которых узнал, что, как говорил Плутарх, во все времена во всех народах все верили в Бога. Любя историю, изучая её, особенно дореволюционный период, я видел, что Россия была совершенно другой страной. Мы живём на пепелище православной цивилизации. Меня это подвигло задумываться, рассуждать… Изучая в школе химию, физику, астрономию, биологию, я понимал, что столь многообразный и совершенный мир мог создать только всемогущий Бог.

В школьные годы я не испытал за свою веру никаких притеснений. У нас, кстати, храм стоял рядом со школой, но я не объявлял себя верующим во всеуслышание, и меня никто об этом не спрашивал. Я иногда говорил с кем-то из одноклассников о вере, но это, как правило, никого не интересовало. Со мной даже учился внук настоятеля храма. Когда я ему предложил вместе поступать в семинарию, он просто посмеялся.

После школы я поступил в медицинское училище. Окончил его с красным дипломом. Работал в МОНИКИ в отделении физиотерапии методистом по лечебной физкультуре. Некоторое время учился в медицинском институте. В 1978 году поступил на работу в издательский отдел Московской патриархии на должность референта. Стал иподиаконом у владыки Питирима. В том же году, по рекомендации митрополита Питирима, поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии. Учился вместе с игуменом Андроником (Трубачёвым, внуком отца Павла Флоренского), епископом Дмитровским Феофилактом (Моисеевым), протоиереем Димитрием Смирновым (новопреставленным). Иподиаконствовал вместе с будущими митрополитами Волоколамским Иларионом (Алфеевым) и Владимирским Тихоном (Емельяновым), епископами Красногорским Иринархом (Грезиным), Клинцовским Владимиром (Новиковым) и Ржевским Адрианом (Ульяновым).

В 1980 году я закончил семинарию и поступил в академию. В 1983 году женился, в том же году меня рукоположили в диаконы. В 1987 году закончил академию и защитил кандидатскую работу «Святоотеческое учение о страхе Божием». В том же году был рукоположен в священники.

— Как вам удаётся совмещать и настоятельство, и богословские труды, и художественную прозу пишите, в семинарии и академии преподавали, и председателем Епархиального суда были?

— Дело в том, что я особенно ко всему этому не стремился. Есть такое правило духовное, которое применимо и в миру: ничего не ищи и ни от чего не отказывайся. Я старался следовать этому правилу.

— Расскажите о святынях храма, чтимых иконах.

— Самая главная икона храмовая, большая, в рост, Архангела Михаила. Как храм открыли, нам её принесли. Откуда она, неизвестно, может, даже не в нашем храме была. Потом написали икону святой Матроны Московской, сейчас она стоит с мощами. Есть мощи преподобного Сергия Радонежского. Есть икона Тайная Вечеря в окладе, которую мы выносим только в Великий Четверг. Она была снята в годы гонений с врат Глинской пустыни, нам её передали.

— Чем отличаются прихожане 1990-х годов от сегодняшних?

— Прихожане 1990-х в основном были пожилыми людьми 1920-1930 годов рождения. Это были труженики. Труд для них был образом жизни. Они отличались дисциплинированностью, серьёзностью, смирением, заботой о близких. Они выросли в многодетных семьях, заботились о братьях и сёстрах. Они понимали, что такое семья. У них были семейные ценности. Сейчас прихожане в основном поколение послевоенное. Люди, родившиеся в 1950-60 годах, более образованны и эрудированны. Однако связь поколений в нашем приходе крепка и гармонична. Девяностолетние бабушки у нас до сих пор в храме убираются. Я благодарен Богу, что на моём жизненном пути встретилось столь много добрых, отзывчивых и благочестивых людей. Именно их трудами и восстановлен Михаило-Архангельский храм.

 Храм на Красюковке

Священник церкви Михаила Архангела Николай Милославин с семейством, 1906 г.

 

Беседовал священник Дионисий Семенцов

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Любимов Константин Павлович (Кронид)
Кронид (Любимов Константин Павлович) 13.05.1859-10.12.1937Кронид (Константин Павлович Любимов), 13.05.1859-10.12.1937 Священномученик, архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1877 году в... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3]Леонтьев Константин Николаевич
Леонтьев Константин Николаевич (родился 13(25) января 1831 года в Кудиново, ныне Малоярославецкого района Калужской области; умер12(24) ноября 1891 года в Троице-Сергиевом посаде Московской области),... подробнее...

[4]Розанов Василий Васильевич
Василий Розанов – известный русский философ, литератор, писатель и мыслитель. В его честь названа Городская районная библиотека на Валовой улице. Василий Розанов родился в городе... подробнее...

[5] — По праву считается главной транспортной артерией Сергиева Посада. Это самая протяженная и широкая улица города. Недаром, в прошлые века она называлась Болъшедорожной улицей. подробнее...

[6] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[7]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях   Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...

[8]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[9]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...