Харченко. Палитра творчества (к 70-летию художника)

logo
04 Mar 2017/Харченко. Палитра творчества (к 70-летию художника)

Досье

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Родился 13 февраля 1947 года на хуторе Ангелинском Краснодарского края. Детство и школьные годы провёл в станице Полтавской.

ОБРАЗОВАНИЕ: Окончил художественно-технологический факультет Московского технологического института в 1971 году.

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: Заслуженный художник Российской федерации (2008 год); награждён медалью Союза художников России «Мастерство. Духовность. Традиции», Золотой медалью им. В. Сурикова (2017 год) в связи с юбилеем; дипломами Академии художеств и Союза художников России. Участник городских, областных, всероссийских и международных выставок (Германия, Франция, США, Норвегия, Дания).

СЕМЬЯ: Жена — Татьяна Владимировна Харченко, преподаватель кафедры филологии Московской духовной академии; сын (от первого брака) Кирилл окончил МГУ, живёт с семьёй в Париже.

КУМИРЫ: в искусстве — Андрей Рублёв, Дионисий, Михаил Нестеров, Диего Веласкес, Эль Греко, Рембрандт ван Рейн, Уильям Тёрнер. В музыке — П. И. Чайковский.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ: учёба в Московском технологическом институте с 1966 по 1971 годы, затем в течение трёх лет преподавательская деятельность в Ставропольском художественном училище; участие в выставках — с 1971 года; в 1974 году — переезд в Загорск и преподавательская деятельность в Загорском художественно-промышленном техникуме игрушки (1983—1985 годы); далее — художественные мастерские, где он — член художественного совета и член правления; с 2001 по 2003 годы преподаёт в Московском открытом педагогическом университете им. М. А. Шолохова; с 2004 года по настоящее время — председатель Сергиево-Посадского отделения Союза художников России.

04 Mar 2017/Харченко. Палитра творчества (к 70-летию художника)
04 Mar 2017/Харченко. Палитра творчества (к 70-летию художника)

04 Mar 2017/Харченко. Палитра творчества (к 70-летию художника)

Иван начал рисовать в шесть лет. Его родители — отец-кузнец и мать-агроном по образованию — не принимали участия в его художественном образовании: для отца главным было дело, а уж потом всё остальное; он мечтал видеть своего сына инженером, мать — агрономом. В семье было четверо детей. Жили трудно, на зарплату отца. Мать занималась хозяйством и детьми.

— На моё становление большое влияние оказал дядя, — говорит Иван Харченко, — он окончил Строгановку и был скульптором. Он-то и посоветовал мне по окончании школы поступить в Московский технологический институт, помогал в учёбе. Я успешно окончил художественно-технологический факультет, где преподавались текстиль, моделирование, керамика. А вот батик (текстильную фреску) я освоил самостоятельно. Этот вид прикладного искусства не был популярен, хотя у батика широкие возможности и с транспортировкой проблем нет: текстиль лёгкий, что немаловажно в выставочной деятельности. Через три года после окончания вуза я переехал в Загорск, имея уже некоторый опыт в прикладном искусстве, выставочной и педагогической деятельности. Был впечатлён личностью Сергия Радонежского, образ которого с тех пор занимает важное место в моём творчестве. И что бы было с Россией без него?

— Иван Иванович, помните ли вы свою первую значимую работу?

— Да. Это «Нашествие татар» (серия «Войны России»). Вечная тема. Заставляет расти личностно — сидишь в библиотеках, архивах, изучаешь исторический материал, размышляешь. Один из моих первых батиков на исторические темы «За землю русскую» (три метра на семь) был представлен в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО. Оказалось, что возможности ткани позволяют заниматься любой тематикой, а не только цветочками, бабочками. Таким образом исторический батик пробил себе дорогу в искусстве.

— Вы довольны собой?

— Нет! И это хорошо: есть возможность роста. Всё в сравнении. Я понимаю, что Рембрант — гений! Голова кружится от восторга. Так что есть к чему стремиться.

Однако Иван Иванович скромничает. Он всё же добился определённых высот в искусстве, зарекомендовав себя как мастер батика и тонкий мастер живописи. Уже в далёкие теперь 70-е годы прошлого века Иван Харченко удивил монументальным подходом к вопросам истории Древней Руси в прикладном искусстве, каковым является батик. Его текстильное панно «За землю русскую» притягивало зрителя как магнит. Тогда же в экспозиции выставки в Доме художника была представлена пейзажная живопись — всего несколько работ, но этого было достаточно, чтобы понять и масштаб творчества художника, и масштаб его личности.

Иван Харченко — яркая индивидуальность. Он всегда стремится к наибольшей выразительности в работах, умеет найти захватывающую тему, и любая тема под его кистью приобретает космический масштаб. Его пейзажи будто светятся изнутри мягким светом благодаря лёгкой, изящной манере письма.

Показательна в этом плане и несомненная удача художника — картина «Рыбак». Она околдовывает зрителя своей глубокой и какой-то ирреальной палитрой и манерой письма. Живописец сумел уловить все нюансы цветовых тончайших переливов раннего утра, когда природа ещё окутана дымкой пробуждения. В этом простом сюжете есть некая таинственность, недосказанность. Художника влечёт отражение непознанного, чего-то таинственного. Одинокая фигура рыбака, как бы растворившись в тумане утра, остаётся тем не менее центром мироздания; белесовато-серые оттенки палитры раздвигают рамки привычного мира и сливают воедино природу и человека.

— Хочу изобразить и видимое и невидимое, дать место фантазии зрителя, — говорит Иван Иванович. — «Рыбак» — ассоциативная работа, из детства. Я любил рыбалку, тихие утра, пробуждение природы… Человек всё же в конфликте с природой, и такие тихие утра очень важны для равновесия жизни. Потребительское отношение к природе печалит. Далеко за примером ходить не надо — наша река Кончура, например, требует вмешательства человека, если хотим сохранить её как водоём. И так далее. Если природа испорчена, то и жизнь человека уродуется.

— Ваш зритель какой? Элитарный?

— Разный. Хотя, думаю, что неподготовленному зрителю будет по душе скорее пейзажная живопись, чем батики серии «Космос», «Икар», например.

— И в завершение беседы — какая из современных тем вас волнует больше всего?

— Тема экологии, войны и мира. История человечества — история войн, к сожалению. Почему человек так агрессивен? Даже в политических телешоу, в которых принимают участие, казалось бы, образованные, культурные люди, столько злобы! Нет никакого уважения друг к другу, к телезрителю, никакой терпимости. Я стараюсь через живопись обратить внимание на красоту и хрупкость жизни, на разные её аспекты.

P. S. Юбилейная выставка работ Ивана Харченко открыта в выставочных залах главного корпуса Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника до 26 марта.

 

Римма Кренделькова-Иноземцева
Фото автора и Сергея Семенькова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...