Недавно — в начале июля — в парк-отеле «Абрамцево» прошла Международная школа Михаила Казиника — музыканта и искусствоведа мировой величины, эксперта Нобелевского концерта, члена Международной ассоциации писателей и публицистов, страстного просветителя. Корреспондент «Вперёд» посетил несколько занятий, поговорил с самим маэстро и убедился, что почувствовать себя причастным к великому искусству проще, чем кажется.
Абрамцевский парк-отель выбран организаторами школы неспроста: территория эта, как уверяют рекламные проспекты, когда-то принадлежала «знатному помещику Галушкину». В начале XX века его имение сгорело, от былого великолепия осталась лишь липовая аллея. Теперь она и новые корпуса, «под классику», воссоздают для современного посетителя дворянскую атмосферу. Сам Михаил Казиник признаётся, что в Париже, Вене, Барселоне, городах Италии проводил свою школу всего по одному разу (исключением стала только Швеция, куда музыкант эмигрировал ещё в перестройку) и Абрамцево — «намоленное место», сюда он возвращается уже в четвёртый раз.
Школа Михаила Казиника задумывалась как мероприятие только для взрослых, но теперь чуть не половина участников — дети от четырёх до четырнадцати лет. И каждый учебный день начинается с занятия, какого не увидишь ни в одной российской музыкальной школе.
Дети окружают рояль, всё время улыбающийся маэстро садится за инструмент с одним из малышей, просит его нажимать на клавиши и, молниеносно реагируя, подыгрывает. С теми, кто помладше, он играет в три руки, с более взрослыми — в четыре. Подбадривает, давая советы. Некоторых просит встать из-за инструмента, поднимает на руки и заставляет повиснуть «тряпичной куклой»: «Ни один педагог не в праве оставлять ребёнка зажатым».
Дети к такому нетипичному учителю явно тянутся, родители говорят о нём с придыханием: «Музыка входит в тело, в душу. Это навсегда запомнится». Воспоминания, впрочем, обходятся недёшево: стоимость обучения в школе — от 30 000 рублей за человека. Михаил Казиник объясняет стоимость условиями парк-отеля; он же, если вычесть гонорары приглашённым музыкантам, якобы работает себе в убыток: «Сейчас еду с концертами в США, там и заработаю, а здесь это, можно сказать, благотворительность».
Москвичка Ксения приехала в «Абрамцево» с дочерью Алиной, они уже три года слушают лекции Михаила Казиника, ходят почти на все его столичные концерты и уже второй раз сумели выкроить средства из семейного бюджета, чтобы встретиться с маэстро лично. По словам Ксении, такие встречи действуют на ребёнка удивительно: девочка не только полюбила занятия музыкой, но, услышав от учителя, что гармония напрямую связана с математикой, даже решила перейти в математический класс.
После занятия с детьми наступает время лекции для взрослых под названием «Великие композиторы Гайдн и Моцарт». Маэстро говорит об античной культуре, риторике, Ренессансе, упоминает числа Фибоначчи, золотое сечение, читает стихи Рильке и Пастернака, а главное — не забывает повторять обнадежённым слушателям, что любой человек изначально гениален, просто не знает об этом.
Он рассказывает анекдоты из своей жизни, упоминает малоизвестные факты биографий композиторов и писателей, часто подбегает к роялю, чтобы исполнить очередной музыкальный отрывок, отчаянно жестикулирует и под конец вводит зал в самый настоящий транс.
Казиник вслед за поэтом Иосифом Бродским утверждает, что творчество — путь к спасению каждого человека и всего человечества. А меня не оставляет ощущение, что этот блестящий эрудит и фанатик искусства умело применяет теорию общения Дейла Карнеги.
Участники школы расходятся на обед, у них впереди еще два концерта в исполнении пианиста Андрея Шибко. А мы с Михаилом Семёновичем выходим на веранду. Он закуривает, наконец перестаёт улыбаться и оказывается, что у него печальные глаза мудрого человека.
«В России у меня больше всего недругов, но выступать здесь я очень люблю. Как сказал Михаил Жванецкий, здесь «помнят, но не платят». Если бы государство, почитав мои книги, посмотрев фильмы, сходив на концерты, предложило бы помощь в просвещении… Но таких предложений в России мне никогда не поступало. А в Швеции уже через четыре года я получил огромные деньги на обучение ста тысяч молодых человек из регионов».
Среди российских последователей Казиника не только дети и их родители, его обожают подростки и пенсионеры. Один сорокалетний тренер по боксу, о котором Казиник любит рассказывать, после его лекций начал учиться игре на скрипке, а затем нашёл себя в новой профессии — стал скрипичным мастером.
Вслед за Казиником люди верят, что искусство отрывает их от обыденности, тревожных новостей, бытовой неустроенности, социальной несправедливости и даёт крылья, на которых они могут воспарить — слушая классическую музыку, читая высокую поэзию, рассматривая картины признанных мастеров взглядом подкованного искусствоведа.
Вслед за Казиником они посмеиваются над массовой культурой и её потребителями — зрителями ток-шоу, любителями популярной музыки и детективов в мягкой обложке.
Я выхожу за ворота парк-отеля «Абрамцево», всё ещё слыша звуки рояля, и оказываюсь в деревне Жучки. У автобусной остановки захожу в продуктовый магазинчик, к грязным решёткам на окнах которого приклеено расписание, и слышу, как из приёмника у кассы играет «Сиреневый туман». Почувствовать себя причастным к великому искусству проще, чем кажется. Сложно будет потом.
Мила Дубровина
Фото автора
Источник: Газета Вперёд
Комментариев к материалу — 2
Добавить комментарий
[1] — Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...
[2] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...
Сложно всем, Мила, не только ученикам Казиника. Они-то как раз будут жить в этих сложностях осознанно. Я за просвещение, тогда есть надежда. На эту тему мне очень нравится рассказ Майка Гелприна «Свеча горела».
И спасибо за хорошую просветительскую публикацию. Только Карнеги ни причём.