Тысячи судеб в одном файле

logo
 Тысячи судеб в одном файле

Имена 23 тысяч загорчан-фронтовиков оцифрованы и выложены в открытый доступ на сайте 9dno.ru/rvk

В этой базе — название города, куда был отправлен наш земляк, уточнённые имена, даты рождения и домашние адреса. Весь архив по сути — одна большая таблица «Экселя». Есть и ещё одна, составленная из записей военкомата села Константиново, в те годы самостоятельного.

 Тысячи судеб в одном файле

Такая сводная общедоступная база в нашем городе появилась впервые. До этого момента сергиевопосадцы в поисках родственников обращались в местный военкомат, где на обработку запроса уходили недели, а то и месяцы. «Военкоматы готовы помочь, но поиски затягивались, потому что у них нет человека, который бы мог заниматься этим постоянно», — говорит автор идеи Ольга Ромашова из Сергиева Посада.

Вместе с ней данные из старых книг военкомата переносили в цифру несколько десятков помощников-добровольцев из разных городов России, многие из которых никогда не были в нашем городе и никак вообще с ним не связаны.

Сейчас, когда звучат разговоры о памятнике, на котором были бы нанесены фамилии всех загорчан-фронтовиков, эти списки пришлись бы очень кстати. Более того: отсортировав базу по городским адресам или деревням, можно получить список и сверить данные со списками, что нанесены на местные небольшие памятники: например, на Красюковке в Посаде или в том же Константинове.

На 13 тысяч меньше, чем принято считать

Есть в этой истории интересный момент: по официальным данным, из города ушли на фронт 36 тысяч человек. Об этом можно прочитать на табличке, что установлена на стене военкомата. Но по факту, от корки до корки сфотографировав и пронумеровав все записи из книг призыва тех лет, архивисты насчитали всего 23 тысячи. Где остальные тринадцать тысяч?

 Тысячи судеб в одном файле

«Может и так, что многие оказались учтены два или даже три раза, — предполагает Ольга Ромашова. — Люди после ранения или лечения снова отправлялись на фронт через наш военкомат, даже спустя несколько лет»

В пользу этой теории говорит то, что в военкоматовских книгах встречаются полные тёзки с редкими фамилиями, но призванные в разные годы. Шанс, что это однофамильцы — минимальный. Впрочем, есть ещё вариант: надо поискать адреса в книгах демобилизации, списках похоронок, и тогда, возможно, цифры сойдутся.

Многие помнят Ольгу как поэтессу, голос нового поколения, лауреата премий, автора сборников. С поэтических томиков на архивные книги она переключилась лет десять назад, и интерес тогда был, как говорит, стопроцентно личный: хотелось узнать побольше о прадеде. У неё тогда только что родился сын, и приходилось выкраивать время, углубляясь в фолианты военных лет.

 Тысячи судеб в одном файле

Списки тем временем увеличивались: сначала нашёлся прадедушка, потом выяснилось, куда его отправили, а затем появились имена тех десяти человек, что прошли с ним войну вместе. Сложнее всего с «А» и «К» Другой характерный факт: хуже всего сохранились данные о людях, чьи фамилии начинаются на буквы «А» и «К». С первыми понятно: листая книгу, начинают с первой буквы, невольно прикасаясь к заглавным страницам. А с буквы «К» начинаются большинство русских фамилий, и этот раздел истрепался сильнее других. В электронной базе данных это хорошо заметно: больше всего пропусков там, где фамилии солдат начинаются с одной из этих двух букв.

 Тысячи судеб в одном файле

Надо отдать должное сергиевопосадскому военкомату: к призывным книгам там относятся с уважением. Ольга побывала в разных комиссариатах в области и видела порой, как такими книгами буквально подпирают падающую мебель, с трудом доставая их, когда приходит запрос на розыск человека

Похожие проекты в России есть. Один из самых известных — в Нижегородской области, где энтузиаст буквально живёт этим, собирает деньги на еду и оборудование, днюя и ночуя в военкоматах.

На свои деньги, в свободное время

Загорская база призывников сделана без пожертвований и без грантов. «Нужно было только время, а в прошлом году его оказалось много, — вспоминает Ольг Ромашова, у которой к тому моменту уже было трое детей, а времени максимум час в сутки. — Со мной работали очень дотошные помощники, которые пересматривали фото листов книг, уточняли названия городов, непривычных для нашего уха. Если, это, например, литовский Укмерге?»

Теперь у добровольцев-архивистов другая задача: нужен программист, который превратил бы офисную экселевскую таблицу в красивый графический интерфейс. Хочется сделать удобный поиск по фамилиям с учётом возможных неточностей и опечаток, поиск по первым буквам, избавиться от повторов… Если среди наших читателей есть такие специалисты, дайте знать. Адрес сайта — 9dno.ru

 

Владимир Крючев
Фото Светланы Володиной

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...