Троицкий синодик. 6 ноября – день памяти монаха Александра (Кумачева, †1963), звонаря и келаря Троице-Сергиевой Лавры

logo
Троицкий синодик. 6 ноября – день памяти монаха Александра (Кумачева, †1963), звонаря и келаря Троице-Сергиевой Лавры
Монах Александр (в миру Александр Ильич Кумачев) родился в 1885 году в городе Сергиев Посад. В 1897 году окончил начальную школу. До революции служил сторожем в церкви Вознесения Господня в Сергиевом Посаде, потом был призван в армию – в 1917 году, работал заведующим дровяным складом на железной дороге, затем продавцом кооператив «Смычок». Во время войны Александр Кумачев не воевал по состоянию здоровья и по возрасту.
В Троице-Сергиеву Лавру Александр Ильич пришел сразу же после ее открытия. В апреле 1946 года он был зачислен в число братии, а в апреле 1952 года был пострижен в мантию. Отец Александр долго трудился на послушаниях келаря и закупщика обители, но более всего проявил себя в лице искусного лаврского звонаря. В 1961 году, за два года перед кончиной, он был пострижен в монашество с сохранением имени, данного при крещении.
Монах Александр (Кумачев) скончался 6 ноября 1963 года в лаврской больнице. После предварительной исповеди и причащения Святых Христовых Таин он мирно отошел к Богу.
Сохранились воспоминания об отце Александре насельника обители преподобного Сергия – архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеимона : «…Я даже не знаю, читал ли когда отец Александр (Кумачев) святое Евангелие. Было ли когда у него время для этого важного дела, уделял ли он в день хотя бы несколько минут для рассуждения над словом Божиим? Пожалуй, что нет. Да и когда ему было браться за книгу жизни? Может быть, в детстве, в юности он читал святое Евангелие. Читал и усвоил его. А вот теперь, когда он находился в святой Лавре Преподобного, мы видели только одно, что он жил по Евангелию. Он служил братии день и ночь.
Отец Александр был в Лавре закупщиком, то есть он для братии закупал на рынке, в магазинах, в колхозах, в городах, селах все необходимое для жизни. Он был как бы экономом, или, по-мирскому, заведующим хозяйством (завхозом). Ведь братии было около ста человек. Каждого надо было накормить, одеть, обуть, обогреть и прочее, и кто же будет заботиться обо всем этом? Ведь в монастыре у них нет ни отца, ни матери, ни жены, ни родственников. Они монахи. От всего мирского и суетного отреклись.
Ну а кушать, одеваться-то им надо. Вот отец Александр о всех, как родная мать о своих детях, и заботился, не жалея ни сил, ни здоровья. И днем и ночью, летом и зимой, в дождь и в пургу он выходил из монастыря или выезжал на машине и добывал все, что нужно для братии.
Это было необыкновенно тяжелое и сложное послушание, требующее многих сил, умения и расторопности. В святой Лавре отец Александр появился со дня ее открытия, то есть в 1945 году. В то время он был молод и здоров. И как только его зачислили в число братии, так и получил он это послушание, которое нес в течение ряда лет беспрекословно, безропотно, неустанно. Если вы, мой друг, не знаете, не видели или уже забыли внешний облик отца Александра, то я вам, хотя бы в бледных красках, его нарисую.
Отец Александр был ниже среднего роста, телосложением немного полноват, но быстрый и энергичный. Лицо имел грубоватое и далеко не приветливое. Волосы на голове и борода рыжие. Он всегда спешил, пронзительно кричал или громко говорил. Голос у него был резкий. Одевался всегда в нечто на вид мешковатое и неопрятное. Словом, был непоседа-труженик, бесконечный работяга и беспрекословный послушник.
Да, послушник. Он только за два года до кончины принял монашество, а то все был послушником. Ведь вот выпадает же от Бога людям разная судьба. Иной – епископ, иной – архимандрит, игумен, иеромонах, а этот – послушник, который должен слушаться всех и беспрекословно все выполнять. Поистине пред Богом нет выше дела, как служение ближнему. Послужить, быть полезным другому – это благородно и в высшей степени спасительно.
Сам Господь показал нам верх самоотвержения. Он до конца исполнил послушание Небесному Отцу – принял добровольно яд наших преступлений, грехов, дал нам жизнь, а Сам умер на Кресте. К этому же идеалу – послужить ближнему – стремился отец Александр. Если мы сказали, что с виду он был груб и неприветлив, а подчас даже суров и неблагодушен, то само дело служения ближнему делало его ангелом во плоти, человеком высокой жертвы, монахом абсолютного самоотречения.
Особенно трудно было отцу Александру справляться со своим послушанием в годы, когда везде и всюду ощущался недостаток самого необходимого. Тогда отец Александр буквально сбивался с ног, чтобы только раздобыть что-либо для братии. Государство старалось обеспечить прежде всего производственников – рабочих и служащих, а монахи подбирали, что останется. И хорошо, если что-либо оставалось. И это вполне правильно. За что вообще нас кормить и обеспечивать? С точки зрения государства мы настоящие трутни, живущие за счет других, не приносящие никакой пользы для общества. Монахи и одеваются как-то не по-человечески. Идет монах – не то мужчина, не то женщина, такое непонятное существо; а иной монах еще и нос задирает – на всех смотрит свысока, считая себя и правым, и красивым. А на трапезу придет – нос воротит: дай ему получше, да повкуснее, да побольше.
Вот о таких-то людях и заботился всей душой отец Александр. Если где на рынке или в магазине ему поначалу не отпускали просимое, то он все это умел улаживать и так или иначе добивался своего.
«Рыжий, рыжий», — звали его молодые монахи, которые побойчее. Но отец Александр нисколько не обижался. Он и сам хорошо знал, что рыжее его и не сыщешь во всем свете. Его лицо расплывалось в широкой улыбке, и, как ни в чем не бывало, он мирно и весело беседовал с молодыми, которые так «вежливо» его величали.
Ведь вот бывает так в жизни. Иной человек и читает слово Божие, и ходит в храм не очень редко, и к людям будто бы относится по всем правилам христианской морали, а все-таки жизнь свою духовную как следует не может наладить. Все у него идет кувырком, все как попало да как придется. Словом, нет настоящей духовной жизни, дыхания благодати в его душе. А иной человек совсем «ушел» в других. Он как будто совсем собой и не занимается, мало и молится, и в храм редко ходит, и книг божественных мало читает, а вот живет не собой, а другими, отдает им все свои силы и страдает о них. Они совсем ему и не родные и не близкие, а вот в них вся его жизнь. И физически, и духовно он о них болеет, о них переживает, о них заботится.
Вот такого рода человеком и был отец Александр. Все его благочестие, вся молитва, все минуты жизни были посвящены как раз не себе, даже не своему духовному совершенствованию, а пользе ближних, заботе о них, об их здоровье, питании, одежде и прочем. И одним этим служением он восполнил в себе недостаток всех прочих добродетелей. Служение ближним заполнило всю его душу, взяло у него все силы, и… такой самоотверженный подвиг был Господом любовно принят.
Он скончался совсем неожиданно. Крепкий, подвижный, всегда занятой, в нем не было и намека на скорую кончину. Но смерть не за горами, а за плечами — говорит народная пословица. Слово Божие учит: «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дниелукави суть» (Еф. 5, 15-16).
Отец Александр, как и прочие старцы, умер в лаврской больнице. Его поисповедали, причастили, и он мирно отошел к Богу. Братия жалели своего заботливого завхоза, горячо помолились, поплакали, погоревали, а потом и отнесли гроб, оклеенный белой бумагой и с крестиком на крышке, на новое кладбище, где покоятся другие из братии, усопшие раньше. Там была уже вырыта свежая могила, а земля, вынутая из глубины, лежала холмиком рядом. Этой свежей землей, суглинком, и готовились рабочие засыпать новый гроб отца Александра. По краям вырытой могилы разместились некоторые из братий. Стояли тут же и многие прихожане нашей Лавры: женщины, старушки, девушки, несколько монашенок — все они были молчаливы, сосредоточенны, строги, почти суровы. Иеромонах и братия отслужили последнюю панихиду о почившем, и комья суглинка с шумом посыпались на крышку гроба, что был там, внизу, в крепких объятиях родной матери сырой земли. «Земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем» (Икос по 6-й песни канона из последования панихиды).
Так похоронили отца Александра. На могилке сейчас стоит одинокий крест с надписью. Но мы не забыли нашего брата. Его имя, как и других умерших из братии, сразу было записано в лаврский заупокойный синодик. Но самое главное, что оно записано в наших сердцах, а навечно оно записано в книге жизни. Дай Бог и нам с тобой умереть такой же тихой и благодатной смертью.
Да не изгладится имя твое, брате наш, из наших сердец никогда. Вечная тебе память! Вечная тебе жизнь! Вечное тебе счастье!».
Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого монаха Александра, в селениих праведных и сотвори ему вечную память.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Церковь Вознесения Господня
Каменная одноглавая церковь в духе провинциального барокко с трапезной и кoлoкoльней, построенная в 1766-1779. В трапезной Трёхсвятский и Скорбященский приделы. Закрыта не позже 1930-х,... подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[6]Мень Александр Владимирович
Александр Мень родился 22 января 1935 года. Он получил высшее светское образование. Закончил Московскую Духовную Академию. С 1960 - священник Русской Православной Церкви. Отпевал В. Высоцкого.... подробнее...