Троицкий синодик. 35-летие со дня блаженной кончины монахини Иулиании (Соколовой, † 1981)

logo
«…О матушке Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становится исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси…»
Архимандрит Иоанна (Крестьянкин)

 Троицкий синодик. 35-летие со дня блаженной кончины монахини Иулиании (Соколовой, † 1981)


Монахиня Иулиания (Соколова)

16 февраля 1981 года преставилась ко Господу монахиня Иулиания (в миру Мария Николаевна Соколова). За час до кончины она в полном сознании причастилась Святых Христовых Тайн. Господь милостиво избавил ее от мучительных страданий, присущих ее тяжкой болезни. Чин погребения совершался в Лавре, в храме Преподобного Сергия. «Его возглавил наместник Лавры архимандрит Иероним (Зиновьев). Ему сослужили собор монастырского, академического и приезжего духовенства… Духовник Лавры и Академии архимандрит Кирилл (Павлов) прочитал разрешительную молитву над новопреставленной монахиней Иулианией. Первым простился с покойной прибывший в Лавру Святейший Патриарх Пимен, который благословил ее небольшой Владимирской иконой Божией Матери…
В день памяти приснопамятной матушки Иулиании предлагаем Вашему вниманию надгробное Слово, произнесенное в Троице-Сергиевой Лавре 18 февраля 1981 года архимандритом Евлогием (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) и стихи насельника Лавры игумена Виссариона (Великого-Остапенко, † 2015)

* * *

Троицкий синодик. 35-летие со дня блаженной кончины монахини Иулиании (Соколовой, † 1981)

Слово на погребение монахини Иулиании (М. Н. Соколовой), 
произнесенное в Троице-Сергиевой Лавре 18 февраля 1981 года архимандритом Евлогием (Смирновым, ныне митрополит Владимирский и Суздальский)

Сегодня Лавра Преподобного Сергия и Московские Духовные школы преисполнены глубоких скорбных чувств и в то же время упования на Всемилостивого Бога о почившей новопреставленной монахине Иулиании – Марии Николаевне Соколовой, имя которой как большого, замечательного художника-реставратора стало известным не только в нашем церковном кругу, но и в светском, не только у нас, но и далеко за рубежом.

Прежде всего это было человек глубокой духовной настроенности. Она живо верила и любила Бога, предавала всю себя Его Премудрому водительству. Хотя она была в миру, но жила не по-мирски. Её больше влекло смирение в жизни, чем гордость житейская, знание истины, чем мирское мудрование.

Христианская кончина её открыла нам и другое её звание – монашеское, которое теперь ярко говорит всем нам, что жизнь её была непростой: она трудилась в поте лица не только над живописанием икон, но и над своим внутренним человеком, украшая его христианскими добродетелями. Не причислила ли она себя этим к лику иночествующих нашего аввы – Преподобного Сергия?!

Мы надолго бы остановились с вами, если бы стали вспоминать весь её долгий, трудовой и творческий путь жизни, оказавший, несомненно, свое доброе влияние на многих, с кем соприкасалась эта духовная личность. Если говорить кратко о её природном таланте художника-иконописца, то лучше не так рассказывать о ней, а показать её деяния, которыми она жила и которые станут теперь памятью на долгие времена.

На этот скромный погребальный гроб с почившей теперь смотрят все своды и стены этого храма Преподобного Сергия, которых не раз касалась её кисть.

Знаем ли мы с вами, что эти два придела – преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, этих великих чудотворцев Российских, — были созданы по её проекту и ею же написаны иконы.

Троицкий собор Лавры много раз знавал этого иконописца, умевшего ценить и хранить рублёвские шедевры. И нет такого храма в Лавре, где бы она не трудилась.

Да можно ли исчислить все произведения её за 60 лет всей трудовой жизни как художника и реставратора.

Сколько икон замечательных, одухотворённых изобразили её умелые руки. Сколько новых иконописцев она образовала в Лавре и Академии за последние четверть века своей неутомимой деятельности. Она создала, можно сказать, свою школу иконописи и свой метод обучения. Это был большой и редкий педагог православной иконы, хорошо знавший традиции древнего письма.

Сегодня мы погребаем и прощаемся с досточтимым церковным тружеником Марией Николаевной Соколовой, труды которой нам трудно оценить. Они несомненно большие и плодотворные. И мы верим, что Господь вознаградит сторицею того, кто всего себя посвящал Ему, кому заповеди Его были сладче меда и сота, дороже злата и топазия.

Не подает ли и нам всем пример почившая инокиня Иулиания – образ смиренного и деятельного жития, которым она отличалась в своей земной жизни и благодаря которому Господь удостоил её тихой, мирной истинно-христианской кончины.

Да упокоит Господь душу её в селениях праведных, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость.

* * *

Троицкий синодик. 35-летие со дня блаженной кончины монахини Иулиании (Соколовой, † 1981)

Воспоминание о матушке Иулиании
Четверь века с тех пор пролетело,

Как душа в мир иной отошла.

Растворилось с землёй её тело,

А душа покой вечный нашла.

Много лет она в Лавре трудилась,

По дорожке ходила святой.

Дарованьем своим не гордилась,

Бала кроткой, смиреной, простой.

Дар от Бога она получила

По уставу иконы писать.

Со смиреньем студентов учила,

Благородный сей труд не бросать.

И послушниц своих утешала

Реставратора подвиг ценить.

Не земной к ним любовью дышала

Мир душевный стремясь сохранить

Божьим даром она дорожила

Ко Творцу благодарность храня.

Мысль смиренную в сердце вложила

Боясь славы земной как огня.

В богословской среде пригодилась

Реставрацией древних икон.

О награде и думать стыдилась

На священный ссылаясь закон.

Днесь молитвы о ней мы возносим,

Умоляя Владыку Творца,

Вечных благ ей у Господа просим

Орошая слезами сердца.

Панихиду по ней совершаем

Пред могильным дубовым крестом,

Её близких, родных утешаем,

Чтоб и нас помянули потом.

Литургией она дорожила,

Сознавая потребность свою.

Вечных благо у Христа заслужила

Со святыми жить вместе в раю.

 
Игумен Виссарион, 12 января 2006 год

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...