Троицкий синодик. 3 марта — день памяти епископа Симеона (Ду, † 1965)

logo
Троицкий синодик. 3 марта - день памяти епископа  Симеона (Ду, † 1965)
Епископ Шанхайский Симеон, в миру Ду Федор Жуньчэнь (杜潤臣), родился 11 февраля 1886 года в Китае, в православной семье. Отец его был псаломщиком. Род Ду (Ду – китаезированная фамилия Дубинин) пренадлежал к числу так называемых албазинцев – потомков русских казаков из гарнизона Албазинской крепости поселившихся в Пекине в 1685 году.

Во время боксерского восстания в 1900 году его отец, близкие родственники и сам Федор чудом избежали смерти.

Окончив в 1904 году курс духовной семинарии при Православной Миссии в Пекине, он несколько лет исполнял обязанности псаломщика и катехизатора.

На 22 году жизни в 1908 году был рукоположен начальником 18-й духовной миссии епископом Иннокентием (Фигуровским) во диакона и назначен в Благовещенскую церковь подворья Миссии в г. Харбине, где кроме диаконовского служения, исполнял обязанности миссионера, эконома и заведующего канцелярией.

В 1919 году много потрудился над изданием русских учебников для харбинских школ.

В последующие годы ему пришлось миссионерствовать во многих городах Китая: в Шанхае, Ханькоу, Хаймыне, Кайфыне, Чжандэ, Вейхое, Баодинфу, Калгане, Мукдене, Цицикаре и на станциях Маньчжурии.

С 1932 года проживал в Тяньцзине, где в 1934 году возведен в сан протодиакона, а 16 сентября 1941 года рукоположен во иерея с назначением на должность настоятеля Свято-Иннокентиевского миссионерского храма. На этом слежении он состоял до времени своей хиротонии во епископа.

В 1943 году возведен в сан протоиерея, а в 1945 году награжден палицей.

После победы коммунистической партии в 1949 году, которой завершилась Китайская Гражданская Война, массовый исход русских эмигрантов из Китая поставил Российскую Духовную Миссию в Китае перед необходимостью приложить все усилия для того чтобы взрастить Китайскую Православную Церковь и закрепить Православие среди китайцев. Уже в апреле 1949 года 20-й Начальник Миссии, архиепископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин) испрашивал у Патриарха Алексия благословления на хиротонию митрофорного протоиерея Феодора Ду во епископа Тяньцзиньского, второго викария Пекинской епархии. На одном из заседаний Синода по Китаю в июле 1950 г. в Москве было принято решение поставить прот. Феодора во епископа Тяньцзиньского.

23 июля 1950 г. он принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой Лавре с именем Симеон. 27 июля состоялось наречение архимандрита Симеона во епископа Тяньцзиньского, а 30 июля в Патриаршем Богоявленском соборе состоялась его епископская хиротония. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий I, митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий (Воронцов), архиепископ Пекинский и Китайский Виктор (Святин), епископ Орловский и Брянский Флавиан (Иванов) и епископ Вологодский и Череповецкий Гавриил (Огородников). Таким образом, поставлением первого епископа-китайца было положено основание для миссионерских трудов по созданию Китайской Православной Церкви.

26 сентября 1950 года владыка Симеон, по распоряжению Начальника Миссии и Экзарха Виктора, назначен епископом Шанхайским.

Новый китайский владыка с трудом находил общий язык с быстро убывающей местной русской общиной а его отношения с Экзархом Виктором становились все более натянутыми. Епископ Симеон в рапортах в Москву критиковал начальство Миссии за то что «(они) не могут отказаться от феодальных замашек, хранят дела Миссии в секрете, нерационально решают их, также придают большое значение различию в национальностях», а также обвинял Экзарха Виктора в удержании средств высылаемых Москвой для Шанхайской епархии. В свою очередь Начальник Миссии докладывал Патриарху: «От высокого сана у епископа Симеона несколько вскружилась голова и стали появляться шовинистические чувства и настроения», а патриаршее пособие для Шанхая просил направлять не через Пекин, а непосредственно епископу Симеону во избежание претензий.

К 1955 году дошло до того что епископ Симеон опубликовал в шанхайском Церковном листке все полученные им из Москвы директивы по реорганизации церковного управления присовокупив к ним свое, отличное от видения высших церковных властей, мнение о путях реформ церковной жизни в Китае которое он отказался брать назад, и вместо этого запросил отставки. В эту пору владыка Виктор давал такую характеристику действиям епископа Симеона: «в основе всех стремлений, заблуждений и нарушающих элементарную дисциплину поступков преосвященного Симеона лежит грубый ничем не прикрытый шовинизм, а также тщеславие, властолюбие и некоторая корысть».

Самочинные действия владыки Симеона во многом обуславливались его видением будущего Китайской Церкви. Со времени своего вступления на кафедру владыка неустанно стремился к скорейшему основанию самостоятельной Китайской Церкви которая стала бы делом рук самих китайцев с китайским епископом во главе. Первым шагом ему виделось открытие автономной епархии, во главе которой должен стоять епископ-китаец с наименованием «епископ Пекинский и всего Китая», в которою кандидатуру он прочил себя – единственного китайского архиерея. Так, он просил разрешить ему открыть подворья Китайской Православной Церкви в пределах Пекинской, Харбинской, Тяньцзиньской и Синьцзянской епархий для окормления китайцев, тогда как русские храмы должны были быть объединены в одно благочиние. Недвижимое имущество должно было быть передано новой китайской епархии.

Не дожидаясь ответа из Москвы, в 1952 году владыка Симеон разослал всем православным китайцам в пределах этих епархий анкеты, в которых просил высказать их мнение о его проекте создания автокефальной Церкви в Китае. Владыка Симеон писал в Пекин протоиерею Михаилу Мину: «Я — епископ-китаец, ты — кафедральный протоиерей. Мы оба несем священную обязанность и главную ответственность за возрождение православной веры в Китае… это личное дело китайского народа… под руководством компартии я уяснил, что мы должны объединяться с массами… мы должны точно понять прошлые ошибки и уклоны в проповедовании и образе нашей жизни…».

Несмотря на неудачу самочинной организации, епископ Симеон предпринял еще одну попытку взять в руки власть в Китайской Церкви. 19 октября 1956 года он прибыл в Пекин, где остановился в архиерейских покоях бывшего Начальника Миссии. За время своего пребывания в Пекине владыка Симеон дважды устраивал собрания, на которых поднимал вопрос о возглавлении Китайской Православной Церкви. Он предлагал упразднить вдовствующие кафедры. Однако, отчасти потому, что взгляд китайских властей на структуру Православной Церкви в Китае был уже наполовину сформирован, ему пришлось отказаться от этого плана и настаивать лишь на том, чтобы самому возглавить церковное управление, в чем тоже он потерпел неудачу.

Только в 1957 году, когда китайские власти уже вынудили Церковь сдать все свое имущество государству, автономия Китайской Церкви была наконец провозглашена и состоялась хиротония китайца архимандрита Василия (Яо) во епископа Пекинского, её правящего архиерея. К этому времени почти полное исчезновение русской диаспоры и все крепчающие репрессии государства поставили Православие в Китае на грань исчезновения. В годы «великой пролетарской культурной революции»  большинство церквей в Китае подверглось разрушению, а духовенство – мученичеству.

Оба китайских владыки не пережили суровой годины. После преставления епископа Василия 3 января 1962 года, владыка Симеон остался единственным китайским архиереем и в Пекине, его имя поминалось за богослужением после имени Патриарха.

Епископ Симеон (Ду) преставился 3 марта 1965 года в Шанхае.

После его смерти был закрыт Шанхайский кафедральный собор (сегодня в нем расположился банк). Некому было даже послать в Москву извещение о его смерти — об этой утрате сообщила харбинская прихожанка Светлана Вшивкина в письме архимандриту Ювеналию.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...