Троицкие селения. Исторический очерк

logo
До тех пор, пока Троицкие слободы находились под управлением Троице-Сергиевой Лавры, превращение их в независимое от Лавры поселение было невозможно. Лишь в 1764 году, в силу опубликованного указа Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения, Троицкие слободы с их жителями после четырех веков подчинения Лавре перешли в ведение государства.
Государственную власть в Троицких слободах олицетворял посаженный здесь чиновник, имевший должность «экономического казначея», один из четырех казначеев назначенных в тогдашнем Московском уезде. Экономический казначей в Троицких слободах был очень важной фигурой. Он управлял жителями слобод, причисленными к разряду «экономических» крестьян, ведал судом и расправой над ними, он также выдавал Лавре положенное ей по штатам государственное содержание взамен изъятых у нее земельных вотчин.
Троицкие селения. Исторический очерк


Вид на Лавру с юго-заподной стороны. Фрагмент гравюры 1862 г.

Вне ведения казначея остались лишь две категории жителей. К первой относились бывшие приказные служители Лавры, населявшие дворы Рождественского прихода. Впрочем, почти все они, грамотные люди, имевшие опыт канцелярской службы, перейдя чиновниками на службу гражданскую или военную, навсегда покинули Троицкие слободы. Вторую категорию составила сотня так называемых штатных служителей – крестьян экономического ведомства, добровольно приписавшихся к Троице-Сергиевой лавре для обслуживания ее хозяйства. Большинство принятых в штат владели каким-либо мастерством, как например, мастерством конюха, котельника, каменщика, плотника, хлебника, повара и так далее. В число штанных Лавры были зачислены живописец, десяток канцелярских служителей, два десятка солдат, вероятно, отставников, необходимых для охраны обители и ее хозяйственных дворов. Жалованье служителям, совсем небольшое, зато регулярное, отпускалось от государства согласно утвержденным штатам, отсюда и название этой группы населения – «штатные служители». Вместе с членами семей они подчинялись священноначалию Лавры. В случае выхода или исключения из штата служитель автоматически возвращался в число государственных крестьян.
Новый период в истории Троицких слобод, продолжавшийся всего восемнадцать лет, можно назвать переходным. Как раз в это время, в июле 1778 г., Троице-Сергиеву Лавру посетил профессор истории член Санкт-Петербургской Академии наук Г.Ф. Миллер, автор двухтомной «Истории Сибири», «Географического словаря» и других сочинений. Итогом поездки стал небольшой путевой очерк о Лавре и Троицких слободах. Из очерка узнаем, что расстояние от Москвы до Лавры составляло 64 версты, и что «64-я верста кончится при самом въезде в первую монастырскую слободу, которая Клементьевской называется. А проехавши монастырь, 65 верста назначена на столбе при выезде из последней слободы». Далее автор очерка обращает внимание на жителей слобод, разделяя их на имеющих землю «настоящих крестьян» и безземельных бобылей. Последние, по его замечанию, в три четверти превосходят числом первых. Бобыли, пишет Миллер, «однакож разными рукодельями, постоялыми дворами и извозом не менее имеют случаев снискать себе довольное пропитание. Поэтому здешние обыватели без различия, а особливо те, кои собственное свое прилежание к тому употреблять не оставляют, довольно зажиточны…». Из очерка Миллера узнаем, что в одной Клементьевой слободе насчитывается 148 душ крестьян, а в прочих же еще 948 душ, что во всех слободах стоят каменные и деревянные церкви. 
Замечание о каменных церквях во всех слободах особенно интересно. Действительно, ко времени приезда Миллера, в трех слободах почти в одно время, между 1769 и 1779 годами были построены и освещены три каменных приходских церкви. Все они были построены в красочном, ярком стиле барокко, соответствующим архитектурному стилю лаврской колокольни, строительство которой началось в 1741 и завершилось в 1771 г. Надо полагать, что именно стройная увенчанная золотой короной 88-метровая вертикаль лаврской колокольни подвигла жителей Троицких слобод к строительству каменных церквей. Вместе со старыми каменными храмами подола и Служней слободы (Введенская, Пятницкая, Рождественская) и вертикалью колокольни, новые каменные приходские церкви оживили низкую деревянную застройку Троицких селений, усилили их сходство с настоящим городом.
Константин Филимонов,

ведущ. научн. сотрудник Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная. Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...

[2]Колокольня (1741 – 1768)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...

[5] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[6] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...