Троицкие листки, № 421. Елеон

logo
Троицкие листки, № 421. Елеон

Любил Господь наш Иисус Христос святую гору Елеонскую и часто освящал ее Своими святыми стопа­ми — то путешествуя в Вифанию, в дом друга Своего Лазаря, то возвращаясь оттуда в Иерусалим, то уеди­няясь здесь для молитвы ночной или беседуя со Свои­ми избранниками — Апостолами. У подножия этой горы, в тиши­не Гефсиманского сада, начались Его спасительные для нас стра­дания, когда Он, Агнец Божий, вземляй на Себя грехи всего мира, начал скорбеть и тужить до пота кровавого; с вершины Елеона Он, Победитель смерти и ада, яко Царь славы, вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца.

Гора Елеонская или, — по-русски, Масличная — получила свое название от масличных рощ, которыми в древности были покры­ты ее скаты; она возвышается к востоку от Иерусалима, по ту сто­рону Иосафатовой долины, в расстоянии от города не более вер­сты. Самый прямой путь к ней — через восточные ворота святого города, близ коих был побит камнями святой Первомученик Ар­хидиакон Стефан. Лишь только путник минует сад Гефсиманский и немного поднимется по тропинке, как ему покажут ровный, бе­ловатый камень, на котором, по преданию, имела обычай отды­хать Матерь Божия, когда, живя на Сионе, в дому Иоанна Бого­слова, посещала эту любимую Ею гору, где все Ей напоминало о Ее Божественном Сыне. Тут же стояла Она, как говорит преда­ние, в то время, когда еврейское сонмище побивало камнями свя­того Стефана и укрепляла страдальца своей всесильной молит­вой. — Шагов шесть повыше показывают камень на месте, где, по преданию, стоял Апостол Фома, когда, после успения Богоматери, Она, Царица Небесная, благоволила явиться ему на воздухе и бро­сила ему свой девственный пояс. — На полпути к вершине, среди масличных деревьев, видны развалины на том месте, где Господь плакал об Иерусалиме во время Своего торжественного входа на осляти после воскрешения Лазаря. Провидел Он, в Своем Бо­жественном всеведении, что этот непостоянный народ, который теперь встречает и провожает Его с радостными восклицаниями: Осанна Сыну Давидову! — чрез несколько дней будет неистово кри­чать Пилату: распни, распни Его!— провидел, что за такое оже­сточение постигнут ужасные беды этот несчастный народ, этот го­род, этот храм, который отсюда открывался Его взору во всей сво­ей тогдашней красоте и величии, — и вот Его любящее сердце не выдержало: слезы, святые слезы любви к земной родине потекли обильно из очей Его: и видев град, плакася о нем, глаголя: яко аще бы разумел и ты — о если бы ты узнал, хотя бы теперь, в день сей твой, еже к смирению твоему, — что служит к благополучию твоему!.. Ныне же скрыся от очию твоею! Яко приидут дние на тя, и обложат врази твои острог о тебе (обложат окопами), и обыдут тя, и обымут тя отвсюду. И разбиют тя и чада твоя в тебе, и не оставят камень на камени в тебе, понеже не ра­зумел ecu времене посещения твоего! (Лк. 19; 41 -44).

Несколько выше указывают место, где Господь научил уче­ников Своих молит­ве «Отче наш «. Далее, шагах в 90 отсюда, красуется великолепный русский храм во имя Равноапостольной Марии Магдалины; он построен на месте, где Спаситель произ­нес свои Божественные пророчества о разорении Иерусалима и о кончине мира.

Но вот и самая вершина священного Елеона. Вот то самое мес­то, о котором за 500 лет до события предсказал пророк Захария: изыдет Господь, и станут нозе Его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалима на восток… (Зах. 14; 3, 4). Вот место, куда в сороковой день по Воскресении Своем Иисус Христос при­вел учеников Своих из Иерусалима, и воздвиг руце Свои, благосло­ви их, и бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо (Лк. 24; 50, 51). Приметьте, что Евангелист не гово­рит: егда благослови, когда окончил благословение: но — егда благословляше, когда еще продолжал благословлять… Какой чуд­ный образ действия, замечает Московский святитель Филарет. Господь благословляет, и еще не оканчивает благословения, а про­должает благословлять и между тем возносится на небо. Что это значит? То, что Он не хочет прекратить Своего благословения, но продолжает без конца благословлять Свою Церковь и всех веру­ющих в Него. Помыслим, братия, что аще веруем, и ныне, и над нами простерты руце Его, и взор Его, и благословение Его. Какая радость для любящих Его! Какой стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его!

На месте Вознесения Господня святая Царица Елена воздвиг­ла величественный храм; самый верх купола в этом храме не был сведен; молящийся в храме мог видеть над главой своей то же небо, на которое взирали Апостолы во след удаляющегося от них Гос­пода, и тем живее воспоминать славное Вознесение Его и будущее второе пришествие, о коем светоносные мужи Ангелы сказали Апостолам: Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, им же образом видесте Его идуща на небо (Деян. 1; 11). — Теперь от этого храма остались только развалины, среди коих сто­ит небольшая часовня, украшенная колоннами из хорошего бело­го мрамора с прекрасной резьбой. При входе в двери на правой стороне виден след левой стопы Господа Иисуса, оттиснутый в природной скале, и обложенный мрамором. Другой след — от правой стопы — турки вырубили из скалы и перенесли в свою мечеть Эль-Акса, или древнюю церковь Введения Божией Матери, где этот след и сохраняется доныне. Оставшийся на горе след пока­зывает, что при Вознесении Спасителя, Его Божественное лицо об­ращено было к северу, в нашу сторону, чем Он как бы призывал к Себе, и призывая, благословлял наших предков… Внутри сей ча­совни имеют право служить только латины; алтари же прочих вероисповеданий — греков, армян, сириян и коптов, устроены на дворе, около часовни. В Лазареву субботу и в день Вознесения Гос­подня собирается сюда духовенство всех исповеданий для торже­ственных служений и народ толпами покрывает эту святую гору.

Недалеко от места Вознесения Господня, к востоку, в недав­нее время построен русский храм в честь Вознесения, и при нем дом для отдохновения русским богомольцам (сей храм изображен на приложенном рисунке). Елеонская гора — самая высокая и кра­сивая из всех гор, облегающих Иерусалим; с нее открываются во все стороны прекрасные виды. На Западе внизу длинной полосой расстилается долина Иосафатова с ее безчисленными надгробны­ми памятниками, а за ней Иерусалим; он представляется отсюда так ясно, что можно рассмотреть каждый дом; на земле нигде не заметно жизни и почти никакой растительности, исключая не­сколько скудных пальм, маслин, да печальных кипарисов. На вос­ток, чрез обнаженные, пустынные горы Иудеи взор достигает долины Иорданской, где Мертвое море от солнечных лучей блес­тит как растопленный металл, а за ним — пустынные горы песча­ной Аравии. К северу — горы Ефремовы, к югу — горы Иудины с их глубокими ущельями, в коих исчезает Кедронский поток. В древние времена пещеры Елеона были наполнены пустынножите­лями, так же как и вся эта лежащая к юго-востоку пустыня Иудей­ская, а теперь — все голые скалы да развалины, и опять развалины…

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *