Для согрешивших по святом Крещении едина надежда осталась — истинное покаяние. Слава Богу о сем, слава Богу, еще мы не погибли. Грешники! Еще осталась надежда для нас, еще щедроты Божии не скончалися, еще покаяние грешникам проповедуется, еще милость
Царя Небесного везде благовествуется, еще двери милосердия не затворены, еще благодать Божия всем доступна, еще Евангелие и Агнец Божий, вземляй грехи мира, проповедуется, еще Царствие Божие возвещается, еще кающиеся грешники спасаются, и мытари, и любодеи, очистившиеся покаянием, входят в Царствие Божие; еще Бог милосердный всех отвратившихся к Себе призывает и ожидает, и обещает милость; еще Отец чадолюбивый приемлет блудных сынов, от страны дальней возвращающихся, и отверзает им двери дома Своего, и в первую облекает их одежду, и дает перстень каждому на руку, и сапоги на ноги, и всей Церкви Своей Святой велит радоваться о них: «Радуйтесь, Ангелы и все избранники Мои! Грешники ко Мне обращаются, человеки, создание Мое, по образу Моему и по подобию сотворенные, грешники погибшие спасаются, мертвые оживляются, погибшие обретаются». Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Бедные грешники! Что же мы медлим в дальней стране и не идем к Отцу нашему? Что гладом гибнем? Что беззакониями, аки рожцами, питаемся? В дому Отца нашего всякое изобилие есть: там и наемники до избытка насыщаются. С великим усердием и желанием ждет Отец наш нас, возвращающихся к Нему издалеча любезно увидит нас и милосердными очами воззрит на нас, и милы будем Ему, и грехов наших и беззаконий наших не помянет к тому, и начнут о нас радоваться и веселиться все святые Ангелы и избранные Его. Придем же в себя и, восставши, пойдем, и поспешим к Отцу нашему, и пусть каждый из нас скажет Ему со смирением и жалением: Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмъ достоин нарещися сын Твой; сотвори мя яко единаго от наемник Твоих! Поспешим, поспешим, грешники, пока время не ушло, пока Отец ждет, пока двери дома Его святого не затворены. Покаемся, пока милосердие Божие действует, да не познаем на себе дело правды Божией — вечного Суда! Аминь.
Из творений святителя Тихона, епископа Задонского
Видели ли, возлюбленные, на самом деле пользу поста? Кто узнал его на опыте в сию неделю, тот уразумеет, что пост более приблизил его к Богу, — и продолжит подвиг поста в следующие недели. А кто не постился, тот не знает пользы поста. Кто никогда не вкушал сахару или хлеба из лучшей пшеничной муки, как тому объяснить сладость их? Хотя бы я и много стал хвалить их, слушающий не поймет. Достоинство же поста сами вы видите: ниоткуда нет никакой ссоры, никаких оскорблений друг другу, везде молчание и тишина; пост и Молитва пресекли злые наши обычаи. Итак, не отложим, братия, начатого поста. Первая неделя прошла; с тем большей бодростью будем проходить прочие, помня, что с ревностью должно стремиться ко всему доброму. Послушайте, что говорит блаженный Апостол: …задняя забывая, в предняя же простираяся (Флп. 3; 13), — и размыслите о том, возлюбленные.
Семь недель в Святом посте. И седьмая неделя досточтимее всех, она и Великой называется не потому, что в ней более часов, чем в прочих, но потому, что в ней совершились великие тайны, разумею Страсти Господни. Потому эта неделя и больше первой, как царь более князя, князь — воеводы, воевода — боярина, боярин — сотника сотник — пятидесятника, пятидесятник — слуги. Размыслите же, братия: если бы кто-нибудь имел дело до царя, то наперед обратился бы к низшим слугам его, а чрез них дошел бы и до великих, чтобы об нем доложили. Если же в чем виноват, то весьма бы стал заботиться, как бы оправдаться. Так и мы, братия, желая не только явиться Небесному Царю, но и принять Его в сердце своем, чрез Причащение Святых Тайн, должны при помощи сих святых недель поста приблизиться к Богу.
При этом я хочу сказать вам некоторую притчу. В одной стране был царь, весьма добрый и щедроподательный; всех равно он любил, как своих детей, и всех равно принимал, и не только промышлял о телах их, но и о душе каждого заботился. И земля та кипела обилием благ, как сказано у Давида: …от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася (Пс. 4; 8). Постоянным занятием царя было подавать нуждающимся; да и заповедь он положил, чтобы имеющие подавали неимущим. Как пишется в Деяниех Апостольских: Народу же веровавшему бе душа едина, и даяшеся коемуждо, егоже аще кто требоваше (Деян. 4; 32, 35). Так было и в стране той, и таков был царь тот. У этого доброго царя было семь дочерей, весьма красивых. И заповедал он всем своим поданным (желая испытать их), чтобы они пришли и почтили его дочерей дарами. Посадил он дочерей своих по рождению: меньшую подалее от себя, а старшую подле себя. И некоторые почтили всех равно и тем угодили царю. А другие худо поступили: меньшую хорошо почтили, а прочих только приветствовали и прошли мимо. Видев это, добрый царь переменил милосердие на гнев, и повелел слугам своим изгнать недостойных от лица своего.
Хотите ли знать, возлюбленные, кто сей царь? Скоро соображающие умом уже поняли, а прочим я скажу: Царь есть Благий всех Бог. Земля, кипящая всеми благами, есть Церковь. Все вы знаете, сколько в ней благ, в ней спасаются души всего мира. В ней закон, и Пророки, и Сам Господь, Который нас ради сошел с Небес и стал человеком, нам подобным, распят за нас, умер, потом послал Своих Апостолов, зовя нас чрез них в Свое Царство. Ибо всегда взывает к нам чрез святых Евангелистов: Приидите ко Мне ecu труждающиися и обременнии… (Мф. 11; 28), — и: грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6; 37). Что может быть более такой благости! А семь дочерей царских — семь недель Святого поста, которые повелел нам Господь пред всеми днями года чтить постом, молитвой и милостыней. Итак, если мы хорошо почтили первую неделю, т.е. (по притче) меньшую дочь царя, которая подалее других сидела от отца, как же можем пройти мимо всех прочих? Что скажем Господу в Страшный день Суда, какой дадим ответ в том, что не хотим соблюдать себя в чистоте и в прочие дни поста? — Умоляю вас: не мудрствуйте, не говорите так: «Не можем все дни проводить одинаково». Худое это извинение и полное вины! Если мы могли провести первую неделю в посте, после толикого объедения и пьянства, то тем более, привыкши к доброму, можем прочии недели провести в посте и тем угодить Богу, и спасти, и освятить свои души. Не принуждаю вас поститься и подвизаться сверх силы, но сколько кто может, по силе. Только отвергнем от себя житейские заботы, невоздержание, пьянство, зависть, клевету, памятозлобие, блуд и лихоимство. Богатые, преимущественно пред прочими днями творите милостыню, чтобы, с чистой совестью приступив к Христовым Тайнам, причастившись Пречестнаго Тела Христова, получить жизнь вечную; воздайте благодарение убогим, которые непрестанно за всех молятся Богу. Требования сии не тяжки, если захотим их исполнить. — Только не обленимся, не придем в уныние. Не погубим труда, который понесли мы в первую неделю. Богу нашему слава, всегда, ныне и присно.
Из рукописного «Сборника » XIV в.
Библиотека Троице-Сергиевой Лавры
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...