Светопись в Сергиевском посаде

logo
 Светопись в Сергиевском посаде

О дореволюционных фотомастерах нашего города

Газета «Вперёд» продолжает рассказ о дореволюционных фотографах Сергиевского посада, ранее начатый статьёй «Удивительный мастер Платонов и его ученик Аристов». Мы поведаем о мастерах светописи, также оставивших яркий след в истории фотодела — от снимавших Лавру монахов до фотографа Его Императорского Высочества. Их снимки, хранящиеся в крупных музеях и библиотеках, известны до сих пор.

Фотоателье Лавры

В 1858 году знаменитый французский писатель Теофиль Готье приезжал в Россию, осмотрев Санкт-­Петербург, Москву и окрестности. Побывал он и в Сергиевском посаде, где, помимо прочего, большое впечатление на него произвела фотолаборатория Троице­-Сергиевой лавры.

Предоставим слово классику: «…Я  вошёл в прекрасно оснащённую инструментом лабораторию, где Надар (очень популярный в то время французский фотограф. — Прим. ред.) смог бы работать как у себя дома… Я только что покинул монахов, рисующих панагии по золотому фону, и пришёл к другим монахам, покрывавшим коллодиумом стеклянную пластинку. Вот он, этот трюк, который устраивает с нами цивилизация в момент, когда вы меньше всего думаете о ней! Монахи Троице­-Сергиевого монастыря, последователи святого Сергия, занимались фотографированием, производством видов своего монастыря, репродуцировали прекрасно удавшиеся снимки. У них в распоряжении были лучшие инструменты, им известны были самые новые способы этой работы, и совершали они свои манипуляции в застеклённой жёлтым стеклом комнате, а цвет этот обладает свойством дробить световые лучи. Я купил у них вид монастыря, который и сейчас ещё храню, и он не слишком выцвел».

Фотографическое заведение в Лавре появилось как раз в 1858 году, но «узаконить» его монастырские власти решили лишь несколько лет спустя: ходатайство митрополита Филарета на эту тему датируется 1862 годом.

Интересен документ: письмо сергиевопосадского полицмейстера от 21 декабря 1862 года: «…в Сергиевской лавре находится одна фотография, о которой Учреждённый собор Сергиевской лавры отношением своим от 17 декабря за № 1425 мне сообщал, что эта фотография ещё только начинает в лавре учреждаться в пособие школам иконописи для снятия с древних икон и вещей ризницы копий».

Иван Дьяговченко

 Светопись в Сергиевском посаде

 Иван Дьяговченко. Лев Толстой

Среди стажёров этого заведения мы можем найти купца 2 гильдии Ивана Григорьевича Дьяговченко, позднее — официального фотографа императорской семьи, друга многих писателей и художников.

Житель Сергиевского посада, в 1867 году он открыл в Москве на Лубянке ателье «Новая светопись Дьяговченко». Слава пришла к нему пять лет спустя: на Большой Политехнической выставке он был удостоен Большой золотой медали за «фотографические виды» и портреты героев Крымской кампании. После чего в его регалиях появилось звание «фотографа Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Императорских театров в Москве».

Ателье Дьяговченко процветало, к его услугам прибегали Лев Толстой, Александр Островский, Иван Тургенев, Дмитрий Григорович и многие другие.

В 1887 году после продолжительной болезни Иван Дьяговченко умер. Его дело в полной мере продолжил Карл Фишер, выкупивший студию у вдовы. Впоследствии Фишер стал одним из основателей и председателем Русского фотографического общества.

Феофан Осипов

 Светопись в Сергиевском посаде

Феофан Осипов. Иннокентий Московский

Тоже относился к числу сергиевопосадских светописцев. На той же Политехнической выставке он получил Бронзовую медаль за снимки Троице­Сергиевой лавры. Его работы и сегодня хранятся в московском Политехническом музее, Российской государственной библиотеке и т. д.

Среди фактов, связанных с творчеством Феофана Григорьевича, интересен такой: в числе его фоторабот есть портрет митрополита Иннокентия Московского, впоследствии прославленного Православной церковью как апостола Сибири и Америки. Этот снимок лёг в основу иконографии святого.

В 1873 году в московской типографии Т. Риса Феофан Осипов издал «Список фотографических снимков в фотографии Свято­Троицкой Сергиевой Лавры». Из реестра мы узнаём, что карточки («визит­портреты») стоили 10 копеек серебром, а фотографии большого размера — 50 копеек серебром.

Василий Бутус

 Светопись в Сергиевском посаде

Василий Бутус. Семейный портрет

Василий Алексеевич Бутус принадлежал к мещанскому сословию Сергиевского посада, где организовал своё первое фотоателье. Оно было открыто в собственном доме мастера с 1873 года и просуществовало до начала 1890-­х годов. Предположительно, студия находилась на Белой улице (ныне ул. Шлякова).

Позже он организовал фотоателье в Клину (1879 год) и Угличе (1882 год).

Интересные сведения о мастере даёт ярославский историко­-краеведческий сайт «Яркипедия». «Известна переписка В. А. Бутуса и ростовского исследователя русской старины А. А. Титова (1886 г.). В одном из писем он сообщал: «Милостивый государь, Андрей Александрович! Всепокорно прошу простить мне, что задержал высылкою Вам видов, причина — не мог выбрать свободного времени. По­моему, лучше исполнить обещанное поздно, чем не сдержать слова. Посылаю Вам четыре снимка, за которые деньги 4 руб. будьте так добры переслать по адресу: в г. Углич, в фотографию Василия Алексеевича Бутуса. Причём остаюсь к услугам Вашим. В. А. Бутус» .

 

Алекс Рдултовский

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Пошив одежды на заказ
Екатерина Пятаева и её дочка в костюмах, пошитых в ателье: «Золотые ручки» По сложившейся уже традиции, продолжаем знакомить наших читателей с местными мастерами и мастерицами своего дела.... подробнее...

[2]Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...