«Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая»: Успение Божией Матери в Лавре

logo

«Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая»: Успение Божией Матери в Лавре

28 августа 2020 года братия и паломники обители молитвенно почтили кончину земной жизни Преблагословенной Богородицы. Накануне и в самый день престольного праздника Успенского собора монастыря в Лавре прошли торжественные богослужения, воспевающие жизнь и смерть «Честнейшей херувим и Славнейшей без сравнения серафим».

«Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая»: Успение Божией Матери в Лавре

Момент перехода человека в вечность является венцом жизненного пути и важнейшим из событий в личной истории каждого потомка Адама. Оставляя бренную землю, человеческая душа устремляется на встречу со своим Небесным Отцом и водворяется в приготовленных для нее селениях. Воспевая великое таинство смерти, премудрый Соломон говорит: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения» (Еккл. 7:1). Будучи итогом земного странствия, человеческие смерти отличаются друг от друга так же сильно, как жизни. Кончина грешника исполнена скорби и тоски, в то время как успение праведника источает тихую светлую радость.

«Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая»: Успение Божией Матери в Лавре

Являясь результатом исключительной жизни Пречистой Девы, Ее блаженное Успение не могло не быть особенным и даже уникальным, отличным от обыкновенной смерти. Святая Церковь учит, что хотя Пресвятая Богородица и не была изъята из закона смерти, Она, подобно Своему Божественному Сыну, восторжествовала над тлением.

За три дня до кончины архангел Гавриил, некогда принесший Деве благую весть, вновь предстал перед Ней, чтобы возвестить скорую встречу с Сыном. Спустя это время в окружении апостолов и христиан Иерусалима Пречистая Дева предала Свою душу в руки Господа. Святые апостолы похоронили тело Небесной Владычицы в Гефсимании. Через три дня, когда гроб Пресвятой Богородицы был открыт для опоздавшего на погребение апостола Фомы, тела Богоматери там не оказалось.

Церковь подчеркивает важность праздника Успения Пресвятой Богородицы уникальным строем богослужения. Накануне Успения в обители преподобного Сергия служится малая вечерня с чтением акафиста. Это почти вышедшее из употребления богослужение совершается в Лавре только перед особо чтимыми праздниками. Во время чтения акафиста духовенство и паломники воспоминают жизнь и кончину Богоматери.

Позже, на всенощном бдении, совершается особый чин выноса и погребения Плащаницы Божией Матери. Сопровождаемое чтением 17-й кафизмы молитвословие прообразует надгробную молитву, звучащую над телом каждого усопшего христианина. После великого славословия, уподобляясь святым апостолам, священство и миряне совершают крестный ход с Плащаницей, который символизирует произошедшее в Гефсимании погребение.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вновь напоминает христианам о том, что ради спасения человека Христос побеждает естественный порядок вещей. Чудесная кончина Богоматери являет нам образ бесконечной любви Спасителя, преодолевающей всякую преграду между Богом и человеком. Праздник Успения научает христиан, что побежденная ради нас смерть не означает конца жизни, но напротив – становится началом нашего воскресения и восхождения в горние обители.

Справка.

Малую вечерню с чтением акафиста в Успенском соборе Лавры возглавил архимандрит Таврион (Иванов).

Всенощное бдение с литией, выносом Плащаницы Божией Матери и чином погребения в Успенском соборе обители совершил наместник епископ Фома.

На вечернем богослужении пели два хора: братский хор под управлением игумена Силуана (Баранова) и мужской хор архимандрита Глеба (Кожевникова).

Божественную литургию в Успенском соборе монастыря совершил Преосвященный наместник.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...