Архимандрит Георгий Тертышников
Повторяя эти слова, произнесенные святым пророком Давидом, мы просим, чтобы Господь очистил наше сердце от всего порочного и исполнил его Духом Своим. Для нас не должно быть ничего более дорогого, чем чистота и одухотворенность сердца, потому что сердце есть центр всего нашего духовно-физического существа. Биением сердца измеряется жизнь, определяется здоровье; духовное же сердце является центром и источником духовной жизни. В нем начало и корень всех наших действий, как внутренних, так и внешних. Из сердца, по слову Христа, могут исходить помышления. как добрые, так и злые (Мф. 15.19). Господь призывает ищущих спасение обновить свое сердце: «Сотворите себе сердце ново, и дух нов» (Иез. 18.31). Это обновление сердца совершается благодатию Святого Духа только тогда, когда мы сами всецело предаем себя Богу, отдаем ему свое сердце в ответ на его призыв: «Сыне, даждь ми сердце твое» (Притч. 23.26). Сердце, обновленное благодатию Святого Духа, воскресает в новую жизнь и становится престолом Божиим (1 Кор. 3.16). Святые отцы называли сердце человека сокровищницей, в которой происходит встреча человека с Богом и со всем духовным миром. «Потщись войти во внутреннюю сокровищницу твою, — пишет св. Исаак Сирский, — и узришь сокровище Небесное. Лестница в Небесное Царство сокрыта внутри тебя, т. е. в сердце твоем».
Очищение сердца, этой внутренней обители, для принятия Бога является целью христианского подвига (Мк. 5.8). Те же христиане, занимающиеся только телесным, внешним подвигом, надеясь на свои собственные силы, не достигают зрелого духовного возраста.
«Случилось видеть старцев, — пишет еп. Игнатий Брянчанинов, — занимавшихся исключительно телесным подвигом и пришедших от него в величайшее самообольщение.
Душевные страсти получили необыкновенное развитие».
В Патерике описывается подобный случай. Однажды великому старцу-пустыннику явился Господь и сказал: «Иди в мир, и я тебе покажу судьбу двух людей». Старец вышел из пустыни и дошел до монастыря близ большого города. В обители он увидел множество иноков и мирян с зажженными свечами. Ему сказали, что умирает затворник, молитвами которого Бог хранил обитель и город. И вот наступил момент кончины затворника. Старец душевными очами увидел князя бесовского, который взял трепещущую душу затворника и отвел ее в место вечных мучений. Причиной такой участи был, как оказалось, неправильный подвиг затворника, заключавшийся только в телесных трудах.
Потом старец вошел в город и увидел нищего. Много лет лежал этот нищий на улице, забытый людьми. Он претерпевал всяческие лишения и страдания, но благодарил Бога за такую судьбу и непрестанным внутренним подвигом, при содействии благодати Божией, очищал сердце от страстей, пока, наконец, не стал обителью Святого Духа. Наступил конец страданиям нищего, и Господь послал за его душой Ангелов и пророка Давида с гуслями. И когда св. пророк Давид заиграл в гусли и запел Ангельский хор, душа нищего разлучилась с телом и была отнесена в место блаженства.
Этот пример, братья и сестры, подтверждает слова Спасителя нашего, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5.8).
Каков же путь к достижению чистоты сердца?
«Молитва, — говорит преподобный Макарий Великий, — есть глава, источники мать добродетелей». Молитва является живоносной силой для души, как воздух — для всего живущего на земле. И как без воздуха все живое умирает, так становится мертвой и душа без молитвы. «Молитва. — пишет святой Игнатий Богоносец, — есть цепь, соединяющая человека с Богом», Который заповедал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15.5).
И когда христианин постоянно и усердно молится, он постепенно открывает в своем сердце пороки, которых он до сих пор не замечал. И тогда он вступает в борьбу со своими грехами и страстями. Подвиг, который несет христианин, невидимо борясь со страстями, приравнивается к подвигу мучеников. Сознавая всю трудность этой невидимой брани, подвижник приобретает глубокое смирение, ибо опытно убеждается в том, что освободить его от страстей может только благодать Святого Духа. «Без непрестанной молитвы невозможно приблизиться к Богу, — учат св. отцы, — ибо что бывает с рыбой, вынутой из воды, то бывает с умом, который выступил из памятования о Боге». Бороться со страстями человеку приходится долгое время, почти всю жизнь. Но вот наступает такой момент его духовной жизни, когда сам Господь проходит в его сердце и вечеряет с ним.
Будем, братья и сестры, почаще прислушиваться к голосу Спасителя, Который невидимо стоит у дверей сердца нашего и взывает: «Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною» (Апок. 3.20) Да будет молитва наша еще более усердной, чтобы посредством ее мы очистили свое сердце от страстей и нашли в нем бесценное сокровище — Царство Божие, о котором говорит Господь: «Се Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17 21). И тогда каждый из нас сможет сказать с апостолом Павлом: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп. 1.21). Аминь.
«Вышенский паломник». Журнал религиозного объединения «Благотворитель» во имя святителя Феофана Затворника Выщенского. Рязань. Июль 1996
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра