Пустынник — умиротворитель князей

logo
Пустынник — умиротворитель князей

Великий избранник Божий преподобный Сергий даро­ван был Богом земле Русской в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, безправие, татарские насилия и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенной гибелью. Смутное, тревожное было то время. Читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь по­ехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разо­рил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву или тех же татар идти ратью на Москву… Кровь лилась потоками в этих ссорах и раздорах княжеских, и только мудрое, властное сло­во святителей да таких великих подвижников, как преподобный Сергий, удерживали князей, и то не всегда, от этих гибельных усо­биц и кровопролитных войн. Так, есть сведения, что еще в мало­летство Донского героя, при жизни Великого князя Иоанна Иоанновича в 1358 году, преподобный Сергий путешествовал в свой родной город Ростов, чтобы уговорить Ростовского князя Кон­стантина Васильевича признать над собою власть Великого князя Московского. В 1363 году мы видим святого игумена опять путе­шествующим в Ростов. Думают, что преподобный Сергий прихо­дил в Ростов не на богомолье только, но имел еще поручение убе­дить старого Ростовского князя ничего не затевать во вред Вели­кого князя Московского. Действительно, мы видим, что князь Константин обязался после сего быть в совершенной зависимос­ти от Великого князя Московского. Прошел год, и пустынник — примиритель князей, снова должен был отправиться в путь, на этот раз уже в Нижний Новгород. Дело было так. Брат Суздальского князя Димитрия Константиновича, Борис Константинович, не за­хотел признать власти Московского князя и самовольно захватил у брата Нижний Новгород. Димитрий Суздальский жаловался на него Московскому князю. Не желая прибегать к кровопролитию, Великий князь просил святителя Алексия послать преподобного Сергия в Нижний, чтобы вызвать Бориса в Москву. Сергий ис­полнил послушание, но Борис не послушался его и в Москву не пошел. На увещание Сергия он отвечал, что князей судит только Бог, что он знает только хана, который утвердил за ним Нижний Новгород, и больше не желает подчиняться никому. Приходилось смирять гордого князя более строгими мерами. По данной от мит­рополита власти преподобный Сергий затворил все храмы в Ниж­нем. Богослужение прекратилось. Борис вынужден был покорить­ся, тем более, что из Москвы под начальством его брата, Димит­рия Суздальского, пришла сильная рать. И Борис вышел навстречу брату с повинной. Это было в 1365 году.

Особенно много хлопотал из-за великокняжеского ярлыка Тверской князь Михаил Александрович. Он не раз путешествовал в Орду, не раз нападал на пределы московские; два раза он подни­мал против Великого князя Димитрия Ольгерда Литовского. Ду­мают, что умиротворению Тверского князя с Московским содей­ствовал своим благодатным словом игумен Радонежский. Другой безпокойный сосед Московского князя был Олег, князь Рязанс­кий. Хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры, входил в сношения то с Ольгердом и Тверским князем, то с Мамаем и Тохтамышем. Великий князь не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но Олег не хотел и слышать о мире. Тогда Великий князь призвал преподобного Сергия и лично про­сил его принять на себя труд убедить упрямого князя Рязанского к примирению. Поздней осенью 1385 года смиренный старец от­правился, по своему обыкновению пешком, в Рязань. Его кроткие увещания смягчили сердце Олега, который чистосердечно открыл­ся ему в своих замыслах и «взял с Великим князем Димитрием веч­ный мир и любовь в род и род». Этот мир впоследствии скреплен был семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь Вели­кого князя Софию Димитриевну.

Так, при неусыпном попечении и отеческом ру­ководстве святителя Алек­сия и благодаря деятель­ному участию игумена Радонежского преподоб­ного отца нашего Сергия, постепенно возрастала власть Великого князя Московского, а под ее зна­менем стала постепенно объединяться и Русская земля, обезсиленная раз­дорами удельных князей. Мало-помалу эти князья свыклись с мыслию о не­обходимости подчиниться власти Московского кня­зя, а в народе пробужда­лось сознание нужды сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное иго татарское. Бог знает, мог ли бы достигнуть какого-нибудь успеха в этом великом деле Великий князь Московский, предоставленный самому себе, без содействия Церкви в лице таких святых мужей, исполненных Духа и силы, каковы были угодники Божии — митрополит Алек­сий и Богоносный Сергий, игумен Радонежский. Лишившись в свя­тителе Алексие отца и благодетеля, князь Димитрий всей душою расположился к смиренному игумену Радонежскому. В нем он нашел мудрого советника и теплого молитвенника; к нему не раз обращался за помощью в делах государственных, его приглашал быть восприимником от купели Святого Крещения детей своих, Юрия и Петра.

Преподобный Сергий присутствовал при кончине и погребе­нии угасшего во цвете лет Великого князя Димитрия Иоанновича (он умер в 1389 году, 19 мая). В его прекрасном по духу христиан­скому завещании нельзя не ощущать веяния духа Сергиева. «Вы, дети мои, — говорил благочестивый Князь, — живите за одно, а матери своей слушайтесь во всем. Кому что даст она, то тому и есть; дети мои из воли ее не выйдут… Который сын не будет слу­шаться матери своей, на том не будет моего благословения… Вот, я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ее будьте всегда… Бойтесь Бога, бояр своих любите, будьте при­ветливы ко всем слугам своим. А вы, бояре, знаете мой обычай и нрав, я родился у вас на глазах, при вас я возрос, с вами ходил на врагов, с вами свою отчину защищал… Я любил вас и детей ва­ших, с вами делил и радость, и горе… Вспомните, что говорили вы мне всегда: на службе тебе и детям твоим мы должны сложить и свои головы… Будьте же верны слову своему, послужите же Кня­гине моей и чадам моим, повеселитесь с ними в их радости, не оставте их и во время скорби…» Так говорил умирающий Донс­кой герой; а в своей духовной грамоте он навсегда заповедал сво­им детям и потомству своему, чтобы после отца наследовал ве­ликокняжеский престол старший сын его, помимо других лиц, старших в роде, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и притязаний со стороны братьев усопшего Великого князя. И вот, охранение этого столь важного постановления, которому не только Моск­ва, но и вся Россия навеки обязана укреплением единой самодер­жавной власти, было вверено Промыслом Божиим не иному кому, как великому печальнику земли Русской преподобному Сергию! Его драгоценная для нас подпись украшает и скрепляет его вели­кое по своему значению государственное законоположение, которому в 1889 году, 19 мая, исполнится ровно пятьсот лет…

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...