Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в пятую неделю Великого поста

logo
Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира)  в пятую неделю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слы­шали, как Христос взял двенадцать Своих учеников и открыл им о грядущем и неизбежном. Он говорил, что идет в Иерусалим, там Его осудят, там убьют Его.

Святая Церковь, своими песнопениями подводя нас вплотную к Страстной седмице, к воспоминаниям о страданиях и смерти Бо­гочеловека, предлагает и нам идти за ним в Иерусалим — страдать с Ним вместе, чтобы и вместе с ним прославиться. Ведь путь Креста Христова — это и наш путь. У каждого есть своя Голгофа. В этот день Святая Церковь совершает память преподобной Марии Еги­петской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить в назидание и утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего, смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем — привычка к греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим здесь женщину, с сердцем уже ис­порченным, настолько погруженную в греховные утехи, что ради них она забывает и стыд, и совесть, попирает все священное, по-ви­димому, близка к совершенной и окончательной погибели, люди уже отвернулись от нее с презрением.

Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими порока­ми, победой над своей страстью, при благодатной помощи Божией она становится великой подвижницей благодати Божией, земным ангелом является людям. И прошли годы и сотни лет, а величайший образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехе людей, желающих своего исправ­ления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисхо­дительно относятся к греху тела, воспоминание о жизни преподоб­ной Марии должно быть особенно полезно. Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткое мгновение заставляет расплачиваться дорогой ценой — душевной тоской, унижением, разочарованием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка ко злу, и как трудно вырвать из своей души, как негодное растение, нечистые греховные мысли и чувства, и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту привычку ко злу; они увидят, наконец, что только добро сродно богоподоб­ной душе человеческой, что в просветленную и очищенную от греха душу человеческую вселяется благодать Божия, а где она присут­ствует, там истинное счастье. Поэтому на всех, заботящихся о себе и о своей вечной участи, жизнь преподобной Марии производит всегда сильное впечатление.

Мария жила в начале VI века, родом она была из Египта. Еще в молодых летах она имела несчастье потерять свою телесную чис­тоту, а так как родители ее запрещали ей вести греховную жизнь, она убежала в город Александрию, пользовавшийся самой дурной репутацией за греховный образ жизни его жителей. Будучи замеча­тельна красотой и обладая страстным темпераментом, лишенная при этом руководства и доброго влияния, она падала все ниже и ниже, пока не оказалась на самой низкой степени разврата. Семнадцать лет предавалась она распутству. Однажды она увидела, что множе­ство людей отправляются на корабле в Палестину на праздник Вос­кресения Христова. Так как на корабле было много молодых людей, она вбежала к ним, имея одну цель — совратить их и удовлетворить свои страсти. И вот, с песнями, вином, развратными утехами плы­вет она к священному городу Иерусалиму. Но, и приехав, она не оставляет своей греховной жизни. Не трогают ее ни святой город, ни вид Голгофы, ни Гроб Господень, в безумном опьянении грехом кощунственно смеется над всем дорогим для христианина; дерзким, вызывающим хохотом отвечает она на все обличения и укоризны благочестивых людей. Но Тот, Кто ради спасения нас, грешных, со­шел на землю, Кто учил нас любить друг друга, Кто ради спасе­ния одной заблудшей овцы оставляет девяносто девять, не оставил и эту бедную грешницу без Своей помощи и употребил для ее об­ращения то, что, казалось бы, должно было ее погубить. Пришло время поклонения животворящему Кресту Христову. Толпами на­род устремился в храм. Вместе со всеми пошла и Мария, и вместе с другими хочет она проникнуть в храм. Но невидимая сила три раза удерживала ее. «Да что же это такое, Господи!» — восклик­нула она в трепетном недоумении, и вдруг глаза ее устремились на образ Божией Матери, как бы живой, и видит, что Ее очи как бы с горем и укоризной устремились на нее. Мучительный стыд, со­знание своей греховности, сознание, что здесь страшное наказание Божие ее нечистоте, как молния озарили в одно мгновение все ее духовное существо. С горькими слезами падает она на землю и во­пиет к Богородице: «Матерь Божия, я знаю свою нечистоту грехов­ную, знаю, что мое место не в храме, но в аду!» И обильные слезы лились с ее очей, и рыдания сотрясали все ее тело, и плакала она, и молилась, и сладки были ее слезы пробудившейся совести. Отны­не Мария принадлежит Богу. Войдя теперь свободно в храм и при­ложившись к животворящему Кресту, она еще раз дает обещание принадлежать только Господу Богу, уходит в пустыню Иорданскую, навсегда оставляя не только мир, не только прихоти человеческие, но и самые насущные потребности. Сорок семь лет провела она в пустыне — в холоде, зное и голоде, терпя страшные искушения от диавола, напоминавшего ей прежнюю роскошную жизнь в Египте и нападавшего на нее. Молитва, крестное знамение, слезы, великое терпение спасли ее.

Из этой жизни каждый из нас может видеть, что путем веры и покаяния самый грешный и развращенный человек может при по­мощи Божией достигнуть великого совершенства. Почему же для Марии событие в храме Иерусалимском оказалось решительным шагом к полному духовному перерождению? Да потому, что в ней с неизъяснимой силой заговорила совесть! И если бы каждый из нас чаще прислушивался к голосу совести, то нашел бы несравнен­но более сильные случаи, где благодать Божия ясно призывала нас к исправлению, но, увы, не обращая на них внимания, мы называли их случайностями. Но знайте, дорогие братья и сестры, что когда бы и где бы не пришла нам мысль бросить пустую и рассеянную жизнь, знайте, что эта мысль исходит от Бога, и если вы примете эту мысль в сердце, то явится благодать Божия и укажет тот путь, по которому надо идти для своего исправления. Не всякий может идти путем преподобной Марии — это путь ангелов, но не будем идти путем противоположным — путем демонов, подражая им в гордой ожесточенности. Есть средний путь — смиренного пока­явшегося грешника, с помощью Божией очищающего свою душу от греха, дабы, очистившись от него, хотя последним зайти в Царство Небесное, чего да сподобит нас Господь по молитвам преподобной Марии. Аминь.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *