Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в день памяти святителя Иоасафа Белгородского

logo

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы прославляем память великого угодника Божия, молитвенника и ходатая перед Богом святителя Иоасафа, некоторое время бывшего наместником нашей святой обители.

Святитель Иоасаф родился 8 сентября 1705 года в городе Прилуки на Полтавщине и был наречен в святом крещении Иоакимом. Он происходил из благочестивого украинского рода Горленковых.

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в день памяти святителя Иоасафа Белгородского

Святитель Иоасаф Белгородский. Икона из ризницы

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Ведя молитвенный, уединенный образ жизни, его родители Андрей и Мария предавались подвигам милосердия, сострадания и любви к окружающим их бедным людям. В такой благоприятной для христианина обстановке рос Иоаким, и с детства полюбил он храм Божий, чтение слова Божия, пост и молитву. Семи лет он был определен в знаменитую школу киевского Братского монастыря. [1] Его отец очень тосковал по сыну. И вот однажды, помолившись, он сел на крылечке своего дома и было ему необычайное видение. Он увидел сына своего Иоакима, стоящего в воздухе на коленях перед Царицей Небесной, и Она покрыла его архиерейской мантией и сказала: «Довлеет Ми молитва твоя». Отец понял, что сын его предназначается к архиерейству, но по чувству родительскому не желая расстаться с любимым чадом, воскликнул: «Нам же, Пречистая, кого оставляешь?» Но ответа не последовало, и видение кончилось.

Иоаким учился хорошо, проникаясь духом школы, ведущей по пути любви к Богу, Его Святой Церкви, людям и святым иноческим идеалам. По окончании школы он продолжил свое образование в Киевской духовной академии. В 1725 году тайно от родителей он принял постриг в рясофор с именем Иларион, а в 1727 году был пострижен в мантию с именем Иоасаф. Это событие совпало с завершением учебы. Его оставили преподавателем в духовной академии, а вскоре поручили ответственное послушание в должности экзаменатора. В 1734 году иеродиакон Иоасаф был посвящен в сан иеромонаха и назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил немало усилий для исправления нравов приходского духовенства. Консисторская должность была прекрасной школой для отца Иоасафа, там оттачивались его организаторские способности, он хорошо изучил нужды священнослужителей. Иеромонах Иоасаф быстро восходил по лестнице духовного совершенства, о чем свидетельствует одно из сохранившихся его сочинений «Брань седьми честных добродетелей седьми грехами смертными».

В 1737 году иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря [2] и возведен в сан игумена. В 1744 году его возвели в сан архимандрита и назначили наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители преподобного Сергия, как и везде, он самоотверженно исполнял послушания и много приложил трудов для восстановления Лавры после пожара.

В 1748 году архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Он строго следил за соблюдением благочестия и состоянием храмов, прилагал немало усилий в деле нравственного воспитания паствы. От пастырей он требовал неустанных трудов по просвещению народа, благоговейного совершения богослужений и отеческой любви к духовным чадам, а от пасомых — усердия к храму Божию, послушания пастырям Церкви и забот об их материальных нуждах; всех же призывал к молитве и учил добру своим личным примером. День начинался у него с богослужения, затем следовали прием посетителей, беседы со ставленниками [3], писание архипастырских посланий и заканчивался молитвой в ночные часы.

Владыка любил творить милостыню тайно. Случалось, что глубокой ночью белгородские бедняки слышали стук у своих ворот. Отворив их, они находили около них связку дров, хлеб или иной дар. Однажды келейник, через которого святитель имел обыкновение посылать беднякам различные припасы, заболел. Владыка переоделся, тайно вышел из монастыря и понес сам свои дары. Вернулся он уже поздним вечером. Привратник окликнул его, но святитель, не желая раскрываться, молча пошел через двор. Сторож подумал, что это вор, подбежал к нему и начал бить. Когда же привратник узнал своего архиерея, то пришел в крайнее смущение и страх. Святитель успокоил взволнованного инока и просил только не разглашать этого случая.

Епископ Иоасаф был строг с нерадивыми, не терпел неблагоговейного отношения к святыне. Виновных в этом пастырей он сурово наказывал. Бой часов возбуждал в нем память о смерти, загробном воздаянии и жизни вечной. Тогда он читал краткую молитву, к чему и других призывал: «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смер-тию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Святительство владыки Иоасафа продолжалось всего шесть лет. Неустанные труды, понесенные во славу Божией Церкви, строгое воздержание и молитвенные бдения надорвали его силы. Приготовившись исповедью, елеосвящением и принятием святых Христовых тайн к жизни вечной, святитель Иоасаф мирно отошел ко Господу 10 декабря 1754 года, имея от роду всего 49 лет.

В час кончины он явился во сне игумену Хотмыжского монастыря и сказал ему, указывая на солнце: «Как солнце сие ясно, так светло предстал я в час сей престолу Божию».

Когда приехали к родителям владыки сообщить о случившемся, то отец его сказал: «Вы пришли ко мне с известием о смерти сына Иоасафа. Но я узнал об этом раньше вас. 10 декабря вечером мне был голос: «Сын твой, святитель, скончался»». Тело почившего было перенесено в Белгород и оставалось непогребенным до февраля 1755 года, так как множество людей со всех концов его обширной епархии хотели воздать ему последнее целование. К удивлению всех, в течение этих месяцев тело не подверглось тлению. 20 февраля после отпевания тело владыки было погребено в склепе Троицкого монастыря. Через два года после кончины духовенство, уверенное в святости владыки, открыло гроб и удостоверилось в нетленности его тела.

На протяжении более чем ста пятидесяти лет у мощей святителя совершались постоянные чудесные исцеления, что и побудило Русскую Православную Церковь 4 сентября 1911 года причислить его к лику святых. Во время торжественной канонизации угодника Божия у его святых мощей прозрела семнадцатилетняя слепорожденная девушка, что было засвидетельствовано.

По молитвам Твоего угодника, нашего наместника святителя Иоасафа, Господи, помоги нам подражать его святой жизни; быть верными чадами Святой Твоей Церкви, добрыми делами и покаянием приготовиться к смерти и удостоиться вечного блаженства. Аминь.

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Братский Богоявленский училищный монастырь был основан в начале XVII века с связи с возникновением Богоявленского братства, призванного противостоять папству и иезуитам, мечтавшим подчинить себе православную Русь с Киевом во главе.

[2] Основан был в XVII веке при селении Ольшанской волости, Полтавской губернии

[3] Ставленник – кандидат в священный сан диакона или присвитера

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...