Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) вдень памяти преподобного Саввы Освященного. О послушании церковным заповедям

logo

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей. [1]

Эти слова премудрости относятся к каждому сыну Православной Церкви: «Слушай, сын мой, наставление или повеление Отца твоего — Бога и не отвергай заветов Матери твоей — Святой Церкви».

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира)  вдень памяти преподобного Саввы Освященного. О послушании церковным заповедям

Преподобный Савва Освященный. Икона из ризницы

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Итак, дорогие братия и сестры, есть заповеди Божии, необходимые для нашего спасения; есть и заповеди Святой Церкви, столь же спасительные и благотворные. Как мать, заботящаяся о нашем спасении, Святая Церковь знает и все нужды и все немощи наши и для нашего же блага дает нам свои материнские наставления, свои заповеди и, подобно Господу своему, говорит нам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». [2] И мы обязаны почитать и любить Святую Церковь, мы должны повиноваться ей. Если послушный сын не отвергает наставлений своей матери по плоти, то как же можно отвергать завещания духовной Матери нашей — Святой Церкви Православной, руководительницы к Царствию Небесному? Что же это за заповеди церковные? Это не какие-либо новые заповеди, не такие, на которые не было бы указания в заповедях Божиих. Они — те же заповеди Божий, только более подробно объясненные. Так, например, есть божественная заповедь о посвящении особых дней для богослужения [3], а Церковь и назначает эти дни, требует от нас участия в ее общественном богослужении. Есть заповедь Господня: покайтеся! А Церковь указывает определенное время и дни для покаяния, в эти дни назначает пост, не позволяет совершать брачных или других торжеств и т.д. Как бы так говорит нам Святая Церковь: «Чада, вам заповедано молиться и освящать известные дни богослужением: идите в храмы мои, где я все приготовила, что нужно для богослужения. Вам повелено совершать покаяние, вот и для этого указываю вам время и способ; примите мои правила, уже освященные Богом, испытанные святыми отцами и верные».

Церковные заповеди не трудны для ревнителей благочестия и для того даются, чтобы облегчить нам исполнение заповедей Божиих.

Церковь в своих правилах считается и с возрастом, и с состоянием чад своих. К Великому посту, например, она приготавливает нас постепенно, возвещает о нем заранее, в самый пост оглашает нас умилительным пением, поучает примерами святых, руководит молитвами и особенными священнодействиями, в некоторые дни облегчает пост. Заповеди Святой Церкви — это истинно материнские завещания! Мать ничего не требует от детей, что выше их сил. Исполняющих заповеди церковные она вознаграждает духовной пользой, какую доставляет послушным.

Ты, послушный сын Церкви, приучаешь себя с детства неуклонно посещать святой храм, слушаешь молитвы и все богослужение, ты привыкаешь в постные дни ограничивать свои чувственные похотения, этим послушанием Церкви ты полагаешь основание всем добродетелям христианским. И исполняется слово Господне: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом! [4] Если кто не заботится о соблюдении заповедей церковных, то можно ли поверить, что он строгий исполнитель заповедей Божиих? Посмотрите на людей благочестивых: они свято чтут предписания Святой Церкви, они любят ее богослужения и собрания, ее обычаи, ее книги и песнопения. Чада Церкви Православной! Не верьте разумным нынешнего века, будто нет греха в нарушении уставов Святой Церкви! Так могут думать только те, кто не знает или не хочет знать ее духовной власти над нами. Церковь облечена силой и властью Христовой, имеет ключи Царства Небесного; что разрешает или связывает она на земле, то разрешается или связывается на небесах. Пастырям ее сказал Господь: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается». [5]

О власти церковной вообще сказано: «…если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» [6], то есть то же, что нехристианин. Значит, если ты не покоряешься уставам церковным, то не покоряешься власти апостольской, власти Христовой; тогда, если не обратишься и не покаешься, все источники спасения для тебя заградятся, ибо спасение только в Церкви Православной.

Нарочитых заповедей церковных обыкновенно считается девять. Первая заповедь предписывает совершать богослужение в известные времена и по особенному чину или уставу церковному. Вторая повелевает молиться за пастырей Церкви, властей и всех православных христиан, живых и усопших. Третья заповедь предписывает особенные молитвы на разные случаи, бедственные и радостные. Четвертая заповедь научает, когда и как должно поститься. Пятая заповедь повелевает исповедовать грехи перед священником. Шестая заповедь запрещает иметь общение с еретиками. Седьмая заповедь требует особенного уважения и послушания духовным отцам. Восьмая заповедь повелевает совершать брак только во времена, установленные Церковью, и удаляться всяких бесчинии. Девятая заповедь предписывает почитать святыню и любить благолепие храма. Все эти заповеди спасительны, все согласны с заповедями Божиими, и мы при крещении обязались все их исполнять.

Примером строгого соблюдения уставов Церкви служит ныне нами прославляемый преподобный Савва Освященный. Юный инок Савва однажды трудился в винограднике, очищая лозы виноградные, окапывая корни их и поливая водой, которую носил издалека с великим трудом. Опаляемый жаркими лучами солнца, облитый потом, почувствовав большой голод и жажду, он прислонился в тени к яблоневому дереву и поднял разгоряченное чело свое к небу. На вершине дерева Савва увидел прекрасное спелое яблоко, которое теперь было очень кстати для подкрепления сил, для утоления жажды и голода. Юный садовник сорвал яблоко и хотел вкусить, но вдруг ему пришло на мысль, что время, определенное церковным уставом для употребления плодов, еще не наступило и что нет на то позволения от начальника. «Соблазн! — сказал себе Савва, рассматривая обольстительный плод. — Вот так же и райское яблоко было красиво и хорошо, но оно погубило моих праотцов, они вкусили его и преступили через то заповедь Божию. Не то же ли и я хочу теперь совершить, что сделали наши прародители в раю? Ведь и мне запрещено Святой Церковью вкушать теперь сей плод!.. Нет, во всю жизнь мою до самой смерти не буду есть яблок за то, что это яблоко соблазнило меня и чуть не сделало преступником моего устава!» [7] Несмотря на томительный голод и жажду, мудрый отрок бросил искусительный плод на землю и повел жизнь самую воздержанную и осторожную, каждую мысль свою, каждое чувство и дела свои подвергал строгому разбору и самоосуждению. Конечно, он не хуже многих других знал, что яблоко вкушать не грех, помнил даже апостольское слово, что труждающемуся делателю прежде подобает вкушать от плодов труда своего, но устав Церкви, который впоследствии сам образовал, он предпочел и голоду с жаждой, и красоте зрелого плода.

Дорогие братия и сестры! Мы называем Церковь Матерью, но любим ли ее и чтим ее, как дети? Верны ли и послушны ли ей, как дети? Исполняем ли ее законы и уставы? Храним ли ее порядок? Наша жизнь, наши дела, наши нравы и обычаи являются ли нравами и обычаями, завещанными нам Святой Церковью? Что ответить на эти вопросы? Трогательная жалоба Господа на древний Израиль в той же степени может относиться и к нам: «Сынов родил, воспитал Я и возвеличил; они же отверглись Меня». [8]

Так, Святая Церковь возродила нас в таинстве крещения, запечатлела нас печатью даров Духа Святого в таинстве миропомазания. Восприняла нас от купели чистыми и непорочными, как ангелов, и мы дали клятвенное обещание — со дня возрождения до последнего издыхания пребывать непорочными, как ангелы. Где же обещанные Богу и Церкви чистота и непорочность? Что осталось у нас от святыни крещения, от благодати миропомазания? Что более, кроме имени христианского? Как же не болезновать и не сказать со святителем Димитрием Ростовским: «Болезновать сердцем приходится, что многие из нас именем токмо суть христиане, а дела их хуже неверных; именование носят христианское, а жизнь их скотская; крестом Христовым ограждаемся, а Христа распинаем вторицею, яко богоубийцы, — распинаем Его скверными, мерзкими и нечистыми делами. Именем Христовым хвалимся, и сие же имя Его святое, на нас нареченное, хульно творим: будучи христианами, живем не по-христиански».

В таинстве покаяния сколько раз мы слышали из уст Святой Церкви ее материнское слово: «Чадо, отпущаются тебе греси твои мнози, иди и к тому не согрешай!» Но куда же мы все чаще спешим от исповеди, как не согрешать?

Есть немало христиан, которые много чего знают из земного, всему охотно учатся, но только одно столь необходимое учение о спасении души, учение Святой Церкви, кажется им излишним — не хотят знать и учить его.

А как часто многие из нас не посещают храмы святые, богослужения. Или, посещая их, привносят в храм всю суету и мятеж жизни мирской, повседневной! А как часто многие из нас нарушают уставы, законоположения и обряды церковные! Какой ответ дадим мы Богу? Мы видели, как строго исполнял уставы церковные святой Савва. Так исполняли их и наши благочестивые предки. За соблюдение постов и других церковных уставов они готовы были умереть, и умирали… А что творится в наше грешное время? Многие из христиан вовсе не знакомы с уставами Церкви. Многие даже стыдятся имени православных христиан, и Церковь свою не уважают, и ее предписания считают устаревшими, ненужными… Многие, например, не соблюдают постов. Слыханное ли дело — в старое доброе время чтобы христианин стал нарушать пост? А теперь что мы видим? Как мы стали духовно слабы, как мало мы заботимся о том, за что душу свою полагали наши деды и прадеды!.. Как строго осудят они нас, когда вместе с ними явимся на Страшный Суд Божий!

Пощадим наши души, дорогие братия и сестры, пощадим время наше до гроба и вечность нашу за гробом. Раскаемся в своих согрешениях, исправим с Божией помощью нашу жизнь, будем верными сынами Святой Православной Церкви, строго храня ее заповеди и уставы так же, как заповеди Божий, и мы наследуем, несомненно, вечную блаженную жизнь. Аминь.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Притч. 1, 8.

[2] Ин. 14, 15.

[3] Исх. 20, 8-11.

[4] Лк. 16, 10.

[5] Лк. 10, 16.

[6] Мф. 18, 17.

[7] Жития святых свт. Димитрия Ростовского. Декабрь. С. 121.

[8] Ис. 1, 2-4.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...