Проповедь насельника Свято-Троицкая Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двенадцатую неделю по Пятидесятнице. Как нам спастись?

logo
Проповедь насельника Свято-Троицкая Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в двенадцатую неделю по Пятидесятнице. Как нам спастись?

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос решает важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: «Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» [1] Господь указал ему на заповеди, данные людям от Бога, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относительно Самого Господа Бога, конечно, потому что на любви к ближним основывается и любовь к Богу и без любви к ближним невозможно любить Бога. «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» — говорит святой апостол Иоанн Богослов. [2]

«Если… хочешь войти в жизнь вечную, — сказал Господь богатому юноше, — соблюди заповеди… а именно: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя»[3] Этот богатый юноша, по-видимому, недалек был от Царствия Небесного. «Я все заповеди, — говорил он, — сохранил… от юности моей; чего еще недостает мне?..»«Если хочешь быть совершенным, — отвечал Господь, — пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»[4] Но расстаться с богатством юноше было очень тяжело: оно ослепило ему очи, и невозможно стало видеть путь ко спасению, замкнуло уши, и невозможно стало слышать глаголы жизни вечной, богатство всецело завладело его сердцем, — он со скорбью удалился от Господа, предпочитая оставаться при своих сокровищах, чем следовать за Ним. [5] Так, дорогие братия и сестры, тяжело всякому человеку идти за Господом и наследовать жизнь вечную, если вместо любви к Богу и людям его сердцем завладела какая-либо страсть, привязанность к земным благам и наслаждениям. 

Святые отцы учат, что для желающего спастись необходимо, чтобы он правильно (православно) веровал в Бога, принадлежал к единой святой апостольской Православной Церкви, в которой должен быть крещен, миропомазан, очищался от грехов покаянием, приобщался святых Христовых тайн, был верен ей до конца и соблюдал заповеди Божий.

Кто хочет спастись, должен, хотя бы понемногу, но часто молиться Богу, благодарить, прославлять своего Создателя, Спасителя и Творца, просить у Него прощение прегрешений и помощи для жизни и спасения.

Кто хочет спастись, должен по силе своей творить милостыню душевную и телесную. Душевная милостыня состоит в прощении ближним оскорблений и обид, нанесенных нам, в утешении скорбящих и в наставлении на путь спасения окружающих нас людей как словом, так и более всего личным наглядным примером, своей богоугодной жизнью. Милостыня телесная состоит в посильном вспоможении ближнему в его нуждах.

Кто хочет спастись, тот должен приносить Богу искреннее раскаяние в своих грехах как при ежедневных своих молитвах, так, в особенности, пред отцом духовным на исповеди. Для нас всесильным Ходатаем, всемогущим очищением от наших грехов является Господь наш Иисус Христос. Изничтожая наши грехи посредством исповеди чрез такого Ходатая и чрез такое очищение, мы, несомненно, получаем всерадостный залог вечного спасения. После такой чистосердечной исповеди-примирения нашего с Господом, надо со страхом Божиим, верою и любовью приобщаться пречистых и животворящих тайн тела и крови Христовой, что необходимо для спасения. Без причащения спастись невозможно, ибо, как сказал Господь, только ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную. [6] По возможности и по условиям жизни надо причащаться почаще, хотя бы раз в месяц, а во все посты — обязательно.

Кто хочет спастись, должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущены во время его земной жизни. Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу. Никакой произвольный подвиг, никакие произвольные лишения и злострадания не могут принести душе той пользы, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Желающему спастись необходимо постоянно читать Священное Писание и, по возможности, творения святых отцов, чтобы они были руководством нашим ко спасению, потому что собственные помышления легко могут отвлечь нас от спасительного пути, когда возможно принять неправду за правду. Великое горе вверяться своему уму. И напротив, великое благо неопустительно держаться слова Божия так же, как слепой держится за руку своего провожатого. Оно преподает нам подробнейшее и точнейшее учение о добродетелях и средствах, коими приобретаются добродетели и становится возможным сделаться угодными Богу.

Итак, дорогие братия и сестры! Кто верный сын Православной Церкви, кто ежедневно, на всяком месте владычества Божиего вспоминает Бога и просит у Него милости и помощи, кто по воскресным дням усердно посещает храм Божий, а дома молится каждое утро и вечер, кто милостив к бедным, кто приносит раскаяние в грехах и приобщается святых Христовых тайн, кто великодушно терпит скорби, занимается изучением слова Божия, тот имеет драгоценный залог спасения и недалек от Царства Небесного. Аминь.


ПРИМЕЧАНИЕ


[1] Мф. 19, 16.

[2] 1 Ин. 4, 20.

[3] Мф. 19, 17-19.

[4] Мф. 19, 20-21.

[5] См.: Мф. 19, 22.

[6] Ин. 6, 54.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *