Притча о самонадеянном страннике

logo
Притча о самонадеянном страннике

Расскажу вам, други мои, коротенькую притчу:

Задумал один человек идти во святой град Иерусалим. Дороги туда он не знал, а добрых людей спросить не хотел: шел, как ему казалось прямее и вернее. На пути не раз попа­дались ему люди, которые шли туда же, во святой град; среди них всегда был хотя один человек сведущий, который шел впереди и вел за собою других. Добрые люди приглашали и нашего путника присоеди­ниться к ним: «Пойдем вместе, так тебе будет безопаснее, в случае нужды мы тебе поможем, устанешь — поддержим, будешь голоден — напоим и накормим: у нас все запасено на дорогу; да одному идти и опасно: на пути много разбойников, которые могут не только ограбить, но и убить; есть непроходимые дебри и пропасти, откуда, не зная пути, не выберешься; в пустынях и лесах попадаются звери, которые нападают на одиноких пут­ников… Пойдем вместе: с нами тебе будет безопасно; и путь нам хорошо известен, и оружие у нас есть — и против разбойников, и против диких зверей пустынных!..» Но путник наш на все эти добрые, братские предос­тережения упорно отвечал: «Не нуждаюсь я в ваших советах и указаниях; и без вас дойду — ведь солнце светит на небе не для вас одних, а вдали — вот уже виднеется и святой град…’1 Действительно: вдали, на горах, в свет­лом сиянии солнца, уже видны были стены и башни святого града; каза­лось — так недалеко, вот-вот — как говорится — рукою подать… И доб­рые путники шли своею дорогою, с осторожностью обходя все опасные места по пути, вполне полагаясь на своих опытных путеводителей. Еще солнце ярко блестело на небе, как они уже радостно вступали в священ­ную ограду Иерусалима и находили тут себе мирный, сладостный покой. А наш одинокий самонадеянный странник, сколько ни обходил раз­ных оврагов, глубоких пропастей и недоступных холмов, никак не мог достигнуть цели своего далекого странствования. Мучимый смертельной жаждою, усталый и голодный, он спустился в одну глубокую дебрь, наде­ясь по крайней мере найти там ручеек, чтобы утолить свою нестерпимую жажду; но в этой дебри ничего не нашел, кроме камней, раскаленных лу­чами солнца. А между тем святой город он уже потерял из виду, наступи­ла ночь, тьма окружила его со всех сторон… И вышли из своих логовищ звери лютые, львы и тигры рыкающие, чтобы найти пищу себе; и броси­лись они на нашего несчастного странника и растерзали его на части…

Что означает притча сия?

Святой град Иерусалим есть Царство Небесное, вечное блаженство, для верующих во Христа Богом уготованное; так оно именуется и в От­кровении святого Иоанна Богослова (21; 10), и у святого апостола Павла (Евр. 12; 22). — Путники, идущие во святой город, означают всех веру­ющих во Христа, которые в сей временной жизни, как бы в некоем стран­ствовании, стремятся к горнему Иерусалиму, к отечеству небесному, как пишет святой Апостол Павел: мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр. 13; 14). Для всех светит, как яркое солнце, слово Божие, которое есть светильник ногам нашим и свет нашим стезям (Пс. 117; 105). Но, возжегши светильник слова Своего, Господь благово­лил дать всем, ищущим спасения, еще особы пастырей и учителей, кото­рых поставляет Дух Божий в благодарном рукоположении святитель­ском. Он поставил в Церкви Своей, говорит святой Апостол Павел, одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями… дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлека­ющимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искус­ству обольщения (Еф. 4; 11, 14). И вот, сии пастыри, Духом Божиим по­ставленные, пасут Церковь Божию, руководят верующих на пути спасе­ния, изъясняют им слово Божие, и потому верующие во всем должны повиноваться им, как учит Апостол: повинуйтесь наставникам вашим и будьте им покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязан­ные дать отчет (Евр. 13; 17). Они идут впереди верующих, как добрые вожди, в горний Иерусалим. Они поддерживают изнемогающих, подни­мают падающих, укрепляют безсильных, — силою благодати таинств, ими совершаемых. Изнемог ты в борьбе со своими страстями, болит душа твоя — иди к пастырю, Богом тебе данному: он подкрепит тебя, он уте­шит, ободрит и средства к борьбе укажет: он напитает тебя безсмертною пищею небесною — телом и кровию Господа твоего Иисуса Христа, и ты пойдешь далее с новыми силами, отдохнув душой под сенью храма Божия, и станет светло и радостно у тебя на душе, и не убоишься ты трудно­стей дальнего твоего странствования. Пал ли ты? Он поднимет тебя, ука­жет тебе на крест твоего Спасителя: в Нем, Едином Спасителе, найдешь ты силы бросить грех, от Него через пастыря — иерея получишь разреше­ние и мир совести твоей, грехом уязвленной. Только через служителя Церк­ви ты можешь пользоваться благодатными средствами ко спасению. Кос­нется ли сердца твоего какое-либо сомнение или недоумение в делах веры —; иди опять к тому же пастырю — твоему руководителю, поведай ему печаль души твоей и верь, что по вере твоей он разрешит твои недо­умения, рассеет сомнения и ты спокойно пойдешь по пути Божию к Цар­ству Небесному. Много скорбей и опасностей на этом пути: тут ждут тебя и житейские невзгоды, и вражеские искушения; тут подстерегают тебя все враги твои: и плоть, и мир и диавол — с их соблазнами… Не надейся на себя: где нам со своими силами одолеть все эти искушения, победить всех наших врагов? Побеждает их одна благодать Божия, а подается она не гордым и самонадеянным, а смиренным и Богу преданным. И к чему нам самим изобретать средства к их побеждению, когда все эти средства дав­но испытаны, опытом проверены и для нас записаны теми людьми святы­ми и праведными, которые раньше нас прошли тесным и прискорбным путем в Царство Небесное? И все эти сокровища опыта духовного хра­нятся в Церкви Божией, — и кто только имеет нужду в них — приходи и поучайся, а пастыри Церкви всегда готовы тебе открыть сии сокровища для пользы твоей… Не будь подобен тому своенравному и самонадеянно­му страннику, который в гордости своей думал один найти себе дорогу в Царство Небесное — одним своим умом найти себе путь спасения: вот потому-то и зашел он в дебри непроходимые со своим мудрованием, и не нашел он себе оттуда выхода, ибо не было у него вождя, Богом данного… Вот почему святые Отцы, наши благодатные и богомудрые наставники, говорят, что нет ничего опаснее, нет ничего погибельнее, как полагаться на самого себя в деле веры и спасения. Вот таких-то своенравных, мни­мых мудрецов и подстерегает враг нашего спасения, и посмотрите, послу­шайте, до каких погибельных мудрований доводит он их!.. Одни считают себя пророками и апостолами, другие мнят себя быть святыми и чисты­ми, и всех, кто не согласен с ними, считают погибшими; иные вообража­ют, будто через них говорит Дух Божий, и в гордости своей дерзают про­износить страшные хулы на Церковь Божию и ее служителей и на всех православно, в смирении сердца, верующих… За то и отступает от тако­вых благодать Божия, покрывает их тьма заблуждения и доходят они до такого безумия, что называют себя именем Самого Господа нашего Иисуса Христа, величаются каким-то христами и какими-то богами… Это ли не прелесть сатаны? Это ли не сети диавольские?.. Гордость низвергла сата­ну с неба, она же низводит в бездну гибели и всех, кто не хочет спасаться в послушании Церкви Христовой, по заповеди Самого Христа Господа: аще кто Церковь преслушает, буди тебе яко язычник и мытарь (Мф. 18; 17). Бог хочет, чтобы мы, для своего спасения, прежде всего и паче всего сми­ряли свое сердце: научитеся от Мене, глаголет Он, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11; 29). Без смирения неугодны Ему никакие подви­ги, никакие жертвы, никакие добродетели. Только сердце сокрушенно и смиренно Он не отвергает. Поэтому и святые Отцы так настойчиво тре­буют от нас смирения: «Если ты истинно хочешь спастись, — говорит, например, преподобный Варсануфий Великий, — то сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. Это есть истинный путь, кроме его нет другого желающему спастись о укрепляющем его Христе. Да течет по нем желающий спа­стись, да течет желающий, — течет, да постигнет; свидетельствуюсь в том пред Богом живым и хотящим даровать жизнь вечную всякому жела­ющему ее!» — Но где оно, это святое смирение, у всех этих самозванных учителей, которые воображают, будто стали умнее всех святых Божиих, в послушании Церкви спасение получивших? Бойся их, брат возлюблен­ный, бойся яко волков хищных, прикрывающихся одеждою овец. Аще Церковь преслушает, если хулит или порицает такой человек святую ма­терь твою Церковь Православную, если позволяет себе критиковать и осуждать ее святые уставы и чиноположения, то да будет он тебе яко язычник и мытарь! Пусть будет для тебя такой человек — как чужой, по­тому что — кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Грозит беда ов­цам без пастыря: волк легко может расхитить и разогнать их (Ин. 10; 12); постоянно грозят беды и путнику на тесном и прискорбном пути без вер­ного вождя-наставника: так легко ему заблудиться среди неведомых ему пустынь, легко попасть в руки разбойников или в лапы хищных обитате­лей вертепов пустынных… Горе и христианину, если он хочет устроить свое спасение самочинно, если не хочет повиноваться порядку, Богом в Церкви установленному… Он легко станет добычею исконного челове­коубийцы, адского змия-диавола, Да сохранит, вас, други мои, Господь Своею благодатию от сего врага искусителя под сению общей матери нашей Церкви Православной, и да устроит наше спасение в послушание ее уставам и богоустановленным в ней порядкам!.. Аминь.



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *