Плюсы и минусы дистанционного обучения

logo
 Плюсы и минусы дистанционного обучения

Цифровое поколение не должно остаться без живого общения в школьной среде

К всеобщей радости, школы, наконец, открылись в очном режиме. Родители и дети облегчённо выдохнули: не будет «дистанционки», которая на два весенних месяца приковала всех к домашним компьютерам. Эксперимент, в который всё образование страны было втянуто из-за пандемии, дался нелегко. И учащимся, и педагогам, и родителям, в чатах которых новый онлайн-формат вызвал ожесточённые баталии. За каникулы страсти улеглись, и теперь самое время без эмоций, рационально взглянуть на дистанционное обучение.

О плюсах и минусах новой системы мы поговорили с психологом гимназии им. И. Б. Ольбинского Оксаной Буровой.

— Дистанционное обучение вызвало в обществе неоднозначную реакцию: одни категорично отвергали систему, другие пытались нащупать плюсы. Насколько участники учебного процесса оказались психологически готовы к такому формату занятий?

— Главное, что я отметила бы: живое общение с педагогом ничто не заменит. На обычных, очных занятиях, когда есть взаимодействие учителя и ученика, это возможно. Но общаться в Zoom сразу со всем классом — не самый удачный с точки зрения образования формат.

— Кому пришлось сложней, педагогам или детям?

— Думаю, всем. Сейчас идёт много дискуссий на тему того, что образование должно меняться, и в какую сторону. Но лично мне близка мысль, что на уроке должно происходить какое-то событие, а если этого нет, то непонятно, зачем люди сюда пришли. Почему идёт разговор о новой школе? Потому что вокруг много доступной информации, дети зачастую приходят на урок уже много зная. Получается, что учитель не просто должен передать объём знаний, закачать в голову энциклопедию. Задача в том, чтобы человек научился критически мыслить, умел анализировать, принимать решение, отстаивать своё мнение. И в этом смысле очное образование и взаимодействие с живыми людьми бесценно.

— В защиту дистанционного обучения часто выдвигают аргумент, что дети всё равно привыкли пользоваться гаджетами, им так проще воспринимать информацию.

— Надо признать, что наши дети — это новое поколение, которое живёт в цифровой среде. Но, мне кажется, тут важно разделить дистанционное обучение и использование гаджетов в процессе образования. Если первое полностью исключает процесс, когда мы что-то делаем вместе, то второе дополняет занятия. Например, сейчас набирает популярность технология «перевёрнутого класса», когда даётся задание, дети самостоятельно ищут информацию в интернете, а потом совместно обсуждают. Это важный и ценный момент. Подход к школе, как к мастерским. Так было в средневековые времена, ученики приходили к учителю, как к мастеру, который не просто давал рецепт, а объяснял, как почувствовать то, что выходит за рамки списка ингредиентов. А дистанционную систему очень хорошо применять, когда ребёнок заболел. Задание можно выполнять дома и дети не будут выпадать из процесса обучения.

— В период дистанционного обучения дети жаловались, что им непомерно много задают. Учителя получили в разы больше проверок. Дисбаланс в учебном процессе чувствовался с обеих сторон.

— Конечно, система была не апробирована и несовершенна. В той форме, как это происходило, было много минусов. Учителя пытались выстроить занятия в интернете, как обычный урок, при этом давали большое количество ссылок на материалы в интернете. Было очень сложно оценить реальный объём информации, которая поступала детям. И соответственно, обратный эффект — очень много проверок. Получается, что мы как бы используем цифровую технологию, но в то же время нет: провели урок в Zoom, а дальше просим прислать фото домашней работы вместо того, чтобы использовать программу, которая сделает это в автоматическом режиме.

— Больше всего жалоб на «дистанционку» было даже не от учеников и учителей, а от родителей, которые оказались не готовы внезапно влиться в образовательный процесс. Самые отчаянные просто сели с ребёнком за парту. Но ведь мы не педагоги, как вести себя в такой ситуации?

— Опять же, здесь нужно разделить учащихся старших и младших классов. Лобные доли, которые отвечают за контроль поведения, у подростков уже сформированы, тогда как дети 7-10 лет просто не в состоянии без помощи родителей регулировать своё время. Что здесь можно посоветовать? Пока функция самоконтроля не сформирована, её берёт на себя родитель. Но задача не в том, чтобы всё сделать за ребёнка, а в том, чтобы пошагово передавать ему самостоятельность. Хороший пример приводит известный психолог Юлия Гиппенрейтер: когда вы учите ребёнка ездить на велосипеде, сначала вы полностью придерживаете его за руль и седло, но потом, когда почувствовали, что он поймал баланс, начинаете постепенно отпускать. В учёбе точно так же, мы по одной части передаём ему зону ответственности и это всё проговариваем. Это единственный путь для формирования любого навыка.

Дети 7-10 лет просто не в состоянии без помощи родителей регулировать своё время

Да, мы контролируем, но не так, что ребёнок сделал домашнюю работу, кинул тетрадки и побежал играть. А мама тетрадки проверяет, исправляет ошибки, потом злится, ругается и прочее. Нет, сперва договариваемся о времени, за которое он должен выполнить задание, проверяем, потом проверка уже не каждый день. Понятно, что у ребёнка могут быть провалы, когда без вашего контроля ничего не происходит. Значит, рано отпустили, снова спокойно, методично берём руль, но при этом обязательно напоминаем ему о его зоне ответственности как ученика. А то даже в 7 классе встречаются родители, которые начинают звонить и спрашивать, что ребёнку задали, как делать домашнее задание. Но в этом возрасте такие вещи дети должны уже сами отслеживать. Если ребёнок что-то забыл, прослушал учителя, дайте ему ошибиться. Пусть он получит последствия своих действий, это тоже полезно.

— Психологически удалённое обучение способствует концентрации или, напротив, расхолаживает, ведь ребёнок, по сути, предоставлен самому себе?

— По крайней мере, старшеклассникам оно пошло на пользу. Особенно тем, кто готовился к ЕГЭ. Сложившиеся обстоятельства подстегнули их взять процесс обучения под личный контроль, лучше планировать время. Хотя вначале многие отмечали, что расслабились, перестали заниматься, но потом за полтора месяца до экзаменов мобилизовались. Навык самоорганизации, умение распределять своё время, расставлять приоритеты очень пригодятся каждому ребёнку в будущем. Когда он окончит школу, ему никто не скажет, что и когда делать. Чем более активный в плане самоорганизации он будет, тем для него же лучше. Так что дистанционное обучение для всех нас хороший опыт.

 

Беседовала Оксана Перевозникова
Фото Светланы Володиной

Источник: Газета Вперёд



Всего один комментарий

  1. Виктор Иванович

    В одной школе урок химии воспринимался с интересом, в другой школе этот же предмет перестал быть таким…Волей случая поступил туда, где химия стала профильным предметом в ходе дальнейшего обучения… Чем такие уЧИТЕЛЯ — может и правда лучше дистанционное обучение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *