Перед исповедью об исповеди

logo
Перед исповедью об исповеди

Какое дивное у нас, слушатель, Таинство — исповедь! От­кроешь перед духовником, в чем ты грешен; духовник ска­жет, обращаясь к тебе: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и в это время, тотчас, грехи твои простятся, и ты новым, бод­рым и покойным делаешься, как будто ты никогда ни в чем не гре­шил, будто бы был всегда чист и прав пред Богом. Когда бумагу раз­дерешь, уничтожится все, что было написано в ней; и когда духовник скажет: «прощаю и разрешаю», прощаются все грехи, какие были на нас, раздирается рукописание грехов. Как водой омывается от нечис­тот наше тело, и чрез то оживляется и укрепляется в силах: так покая­нием омывается от грехов наша душа, и чрез это омовение делается тверже, крепче против греховных искушений, сильнее, готовее надела добрые. Какую силу имеет Святое Крещение, очищающее все грехи крещаемого, точно ту же силу имеет разрешение духовника, которым прощаются все грехи кающемуся. И потому-то покаяние называется вторым крещением. Но как же духовник имеет такую власть, когда прощать грехи может только один всеведущий, всемогущий Бог? Власть эта Божеская духовнику дается от Самого Бога, Господа Иисуса Христа: Он вначале дал Своим ученикам и Апостолам эту Свою Божескую власть, а от тех она преемственно переходит ко всем пастырям Церкви Христовой, ко всем духовникам.

Да, духовник прощает грехи кающемуся не по своей власти, но властью Иисуса Христа, и потому, когда он прощает, это все равно, что Сам Иисус Христос прощает. Духовник на исповеди представляет (изображает) Иисуса Христа. «Чем же мы заслуживаем это проще- ние?» — спросите вы. А чем мы заслужили то, что Иисус Христос для нашего спасения с неба сошел, и за наши грехи пострадал, умер? Конечно, ничем. Иисус Христос все сделал для нас по тому только одно­му, что Он людей любит и желает им спасения. Вот поэтому же Иисус Христос и на исповеди прощает нам наши грехи, прощает потому, что мы — человеки, Его создания. Иди же на исповедь, брат христианин, с полной уверенностью, что грехи твои там простятся тебе, потому что на исповеди через духовника прощает Иисус Христос, пострадав­ший и умерший за твои грехи. Бывай чаще на исповеди. Чаще испове­доваться будешь — скорее спасешься, исправишься, будешь способ­нее хранить себя от грехов. Аминь.

II

Когда вы, братие мои, пойдете на исповедь к вашему духовнику, то имейте твердое, решительное намерение рассказать ему все, что знаете за собой худого, и рассказать чистосердечно, без всякого извинения и оправдания. Вы хотите, чтобы духовник от лица Божия простил вам грехи; но как же он вам простит грехи, когда вы не вполне их ему от­кроете? Вы хотите излечиться от греховной болезни, но как же духов­ный врач вылечит вас, когда вы не скажете ему ясно и прямо, чем вы больны?

Стыдно как-то бывает открывать все духовнику? Стыдись грешить, а сознаваться во грехе нечего стыдиться.

Тяжело это для тебя? Что ж делать? Грех тогда только и прощается, когда грешник восчувствует и, так сказать, изведает всю его тяжесть. Чем тебе тягостнее и стыднее на исповеди, тем легче будет после испо­веди. Лучше какой-нибудь час помучиться, чем мучиться всю жизнь, а может быть, и всю вечность. Грех, как змея, не перестанет шипеть и язвить тебя, доколе не выбросишь его вон из души, то есть доколе не исповедуешься в нем. Когда я молчал, — поет святой Давид, — обвет­шали кости мои от вседневного стенания моего… Открыл я грех мой Тебе, и вины моей не утаил; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31; 3, 5).

Ты боишься, чтобы духовник не переменил о тебе хорошего мне­ния, чтобы не стал о тебе думать худо, когда ты признаешься ему во всех своих слабостях и пороках? Не бойся, этого никогда не будет.

Духовник сам человек и, может быть, грешен не менее тебя; он и по себе знает, к чему способны люди. Чем более ты откроешь ему грехов, тем усерднее он будет о тебе молиться Богу; чем откровеннее ты ему признаешься в слабостях, тем лучше он будет о тебе иметь мнение за твое сознание и откровенность.

Но положим, от духовника ты скроешь грех, а ведь от Бога не скро­ешь. Бог давно все твои грехи знает, знает самые потаеннейшие твои намерения греховные. Что же? Перед духовником ты покаешься, чист, прав; но пред Богом будешь мерзок, осужден, сугубо осужден; ты бу­дешь осужден и отвержен Богом и Ангелами Его за то, что постыдился одного человека — своего духовника. Да, тяжело грешит тот, кто на исповеди утаивает грехи. Он обманывает духовника. И перед обыкно­венным человеком лгать грешно, но он обманывает и Бога, а пред Бо­гом лгать вовсе безумно; таковой прикрывает свои грехи новым гре­хом, ибо почему ты не все сказываешь духовнику? По гордости. Не иное что, как гордость, запрещает тебе признаться, что ты обременен тяж­кими, гнусными, низкими пороками. Тебе не хочется, стыдно кажется во всем открыться, сознаться перед духовником? А что как грехи твои будут открыты, объявлены на Страшном Суде перед миллионами лю­дей и Ангелов?… Вот тогда уж подлинно стыдно будет, так стыдно, что станешь просить горы и холмы, чтобы они скрыли тебя от стыда за неисповеданные грехи.

Итак, братие, исповедуйтесь со всей откровенностью; открывайте все, что знаете за собой худого; показывайте себя такими, каковы вы на самом деле; ничем себя сами не извиняйте и никак не оправдывайте. Аминь.

III

Кому ты исповедуешься, кому на исповеди открываешь грехи свои? Ведь не духовнику, который стоит при тебе там, но Самому Иисусу Христу.

Что тебе говорит духовник, когда приходишь к нему на исповедь? «Се, чадо, Христос невидимо стоит приемляй исповедание твое, аз же точию свидетель есмь». И потому стой на исповеди со страхом, с благоговением: Иисус Христос пред тобою; Иисусу Христу ты исповедуешься, и Он тебя слушает. Но, стоя со страхом, с благоговением на исповеди, не бойся, не стыдись духовника; ничего не скрывай от него, говори

все, что сделал худого; так исповедуйся, как будто духовника вовсе и нет на исповеди, как будто ты один перед Иисусом Христом.

Духовник на исповеди как бы видимая тень, отражение Иисуса Христа, невидимо там стоящего. Бойся, стыдись Иисуса Христа: ты перед Ним виноват, ты к Нему и пришел. Но не скрывай ничего от Него, говори все перед Ним; все говори на исповеди так, как ты все говоришь на молитве. Что тебе стыдиться все сказывать Иисусу Хри­сту? Он грехи твои знает и хочет от тебя только твоего сознания в них, как отец чадолюбивый у провинившегося сына. На исповеди ли сты­диться сознаваться во грехах? Тут все прощается, следовательно, сты­диться нечего. Что тебе говорит духовник твой, когда ты приходишь? «Не устрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Госпо­да нашего Иисуса Христа». Итак, вот для чего исповедуешься: чтобы принять от Иисуса Христа прощение и оставление грехов.

Наедине, когда молишься о грехах, ты не стыдишься сознаваться в своих грехах, вспоминать, перечислять их; так и при духовнике — что тебе стыдиться вспоминать, перечислять их, сознаваться в них? Иисус Христос все тебе простит, если исповедуешься; так простит, что ни в сей, ни в будущей жизни не вспомнит твоих грехов, не накажет за них, как будто ты никогда ни в чем и не грешил. Итак, идя на исповедь к духовнику, помни, что ты идешь к Иисусу Христу принять полное в грехах своих прощение, услышать от Него через духовника: «прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих». Если будешь это помнить, то со страхом Божиим будешь стоять на исповеди и не будешь от страха перед духовником утаивать грехов. Аминь.

Из Поучений протоиерея Родиона Путятина



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...