Память преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего)

logo
Сегодня Русская Православная Церковь празднует память Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.), Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII), Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV), Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367).


 Память преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего)



В этот день в Троице-Сергиевой Лавре также чтут память преподобного Афанасия Старшего, игумена Высоцкого монастыря: «первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца».

Прп. Афанасий Старший, иг. Высоцкий (1340-1410), – любимый ученик преподобного Сергия Радонежского. Сын священника, был переписчиком книг, постриг принял в Троицком Сергиевом монастыре. По благословению преподобного Сергия стал первым игуменом Серпуховского Высоцкого Зачатьевского монастыря. В конце жизни подвизался в подвиге безмолвия в Константинополе, где и скончался.
Основными источниками сведений об преподобном Афанасии Высоцком являются житие преподобного Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого», в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре. В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о прп. Афанасии Высоцком, в значительной своей части ошибочные, напр., Афанасий Высоцкий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием. «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его — Карион (Истомин). Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», Афанасий Высоцкий в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в монастырь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об Афанасии Высоцком сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости». В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство Афанасия Высоцкого. Около 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был прп. Афанасий Высоцкий) обратился к митрополиту свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли монастырю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана.
Память преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего)


Преподобный Афанасий Высоцкий старший и князь Владимир Серпуховской.

Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря, 1648 год.

Известны 2 рукописи письма Афанасия Высоцкого: Паремийник, в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца, на л. 211-229 об. этой рукописи Афанасий Высоцкий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков. 
В 1382 г. Афанасий Высоцкий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но преподобный Афанасий ответил: «Келия се ми луче онех честных» (Вздорнов. С. 191). В 1392 г. некий инок Сергий (по-видимому, также из Высоцкой обители) по благословению Афанасия Высоцкого переписал в Студийском монастыре сборник аскетических творений и житий святых и в том же году послал его в Высоцкий монастырь. Оригинал сборника не сохранился, но известны 2 списка, передающие послесловие оригинала: РГБ. Рогож. № 562, 1518 г.; РГБ. Рум. № 360, XVI в. Посылка сборника, видимо, была приурочена к отправке в монастырь Высоцкого чина (Вздорнов. С. 177. Прим. 22). В «Слове» говорится, что Афанасий Высоцкий, находясь в Константинополе, послал в Высоцкий монастырь некоего иером. Виктора, который вручил серпуховскому игумену прп. Афанасию Высоцкому Младшему 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. По словам автора «Слова», в его время 7 икон были целы и находились в соборном храме монастыря над царскими вратами. После 1920 г. 6 икон Высоцкого чина хранятся в ГТГ, одна — в ГРМ.
Большинство исследователей считают, что именно преподобный Афанасий Высоцкий в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 493). Атрибуция Афанасия Высоцкого этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в 2 списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря (РГБ. Рум. № 445, 1428 г.), другой — из Троице-Сергиевой обители (Казань. Науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского. № 4634, 1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.
В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде». В середине 50-х гг. XVII в. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» (РГБ. МДА. № 201. Л. 332 об.). Афанасий Высоцкий упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева).

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...