Сегодня Русская Православная Церковь празднует память Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.), Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII), Мц. Миропии (ок. 251). Прпп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила (IV), Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367).
Основными источниками сведений об преподобном Афанасии Высоцком являются житие преподобного Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском монастыре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого», в мае следующего года переписанное в Высоцком монастыре. В «Слове» сообщаются дополнительные сведения о прп. Афанасии Высоцком, в значительной своей части ошибочные, напр., Афанасий Высоцкий отождествляется с Константинопольским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием. «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его — Карион (Истомин). Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», Афанасий Высоцкий в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в монастырь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об Афанасии Высоцком сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости». В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий монастырь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство Афанасия Высоцкого. Около 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был прп. Афанасий Высоцкий) обратился к митрополиту свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли монастырю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана.
Преподобный Афанасий Высоцкий старший и князь Владимир Серпуховской.
Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского монастыря, 1648 год.
Известны 2 рукописи письма Афанасия Высоцкого: Паремийник, в котором рукой преподобного на полях вписаны тексты апокрифического сказания о Моисее (некоторые исследователи не считают эти тексты автографом Афанасия Высоцкого), и Пандекты Никона Черногорца, на л. 211-229 об. этой рукописи Афанасий Высоцкий поместил свод правил монашеской жизни, заимствованный из творений отцов Церкви и из Патериков.
В 1382 г. Афанасий Высоцкий оставил Высоцкий монастырь, назначив игуменом прп. Афанасия Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но преподобный Афанасий ответил: «Келия се ми луче онех честных» (Вздорнов. С. 191). В 1392 г. некий инок Сергий (по-видимому, также из Высоцкой обители) по благословению Афанасия Высоцкого переписал в Студийском монастыре сборник аскетических творений и житий святых и в том же году послал его в Высоцкий монастырь. Оригинал сборника не сохранился, но известны 2 списка, передающие послесловие оригинала: РГБ. Рогож. № 562, 1518 г.;
РГБ. Рум. № 360, XVI в. Посылка сборника, видимо, была приурочена к отправке в монастырь Высоцкого чина (Вздорнов. С. 177. Прим. 22). В «Слове» говорится, что Афанасий Высоцкий, находясь в Константинополе, послал в Высоцкий монастырь некоего иером. Виктора, который вручил серпуховскому игумену прп. Афанасию Высоцкому Младшему 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. По словам автора «Слова», в его время 7 икон были целы и находились в соборном храме монастыря над царскими вратами. После 1920 г. 6 икон Высоцкого чина хранятся в
ГТГ, одна — в
ГРМ.
Большинство исследователей считают, что именно преподобный Афанасий Высоцкий в 1401 г. написал в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты версию Иерусалимского устава под названием «Око церковное» (ПЭ. Т.:
РПЦ. С. 493). Атрибуция Афанасия Высоцкого этого произведения основывается на послесловии, которое сохранилось в 2 списках с утраченного оригинала. Один из них происходит из Саввина Сторожевского монастыря (
РГБ. Рум. № 445, 1428 г.), другой — из Троице-Сергиевой обители (Казань. Науч. б-ка им. Н. И. Лобачевского. № 4634, 1429 г.). Рукопись Устава в 1401 г. была прислана на Русь и скопирована в Высоцком, Андрониковом московском, Троице-Сергиевом, Кирилловом Белозерском, Саввине Сторожевском и других монастырях.
В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде». В середине 50-х гг. XVII в. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин): «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо к Господу отиде» (
РГБ.
МДА. № 201. Л. 332 об.). Афанасий Высоцкий упоминается также в списках «Описания о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.): «Преподобный Афанасий, игумен Высоцкаго монастыря Зачатскаго, иже в Серпухове, первый и дивный ученик бысть святаго Сергия чудотворца». Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которого было установлено в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева).
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Контекстная справка
[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[2] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...