Память Иоасафа II, Патриарха Московского и всея Руси

logo
Память Иоасафа II, Патриарха Московского и всея Руси
Сведения о нем крайне скудны. Сегодня только предположительно можно говорить о том, что Иоасаф родом из г. Торжка. Монашеский постриг он принял, вероятно, в Новоторжском Борисоглебском монастыре, где до 1647 г. был настоятелем, поскольку в «Списках иерархов и настоятелей Российской церкви» П. Строева назван Иоасафом «Новоторжцем».

1647 – 1654 гг. – игумен Николаевского Антониева монастыря (ныне Краснохолмский район Тверской области);

1654 – 1656 гг. — архимандрит Рождественского монастыря во Владимире;

1656 – 1667 гг. — архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;

1667 – 1672 гг. – патриарх Московский и всея Руси.

Предположительно, до поставления своего игуменом Николаевского Антониева монастыря, подвизался несколько лет в этой обители. Назначение его игуменом произошло, вероятно, по желанию братии монастыря, поскольку о том в 1646/7 г. «бил челом» в Москве монастырский старец Варсонофий (Вельяминов).

Став в 1647 г. игуменом, Иоасаф продолжил восстановление Николаевского Антониева монастыря, начавшиеся после 1616 г.: при нем была возобновлена Вознесенская церковь, стоявшая с разоренными престолами после польско-литовского нашествия.

В 1654 г. Иоасаф просил у царя Алексея Михайловича, чтобы окладная сумма за право сбора таможенных пошлин у Преображенья Спасова на Холму (ныне г. Красный Холм Тверской области), вносимая ежегодно в Приказ Большого Прихода, оставалась в пользу монастыря. Это позволило восстанавливавшемуся монастырю получать дополнительные и весьма не малые средства на свои нужды.

Тогда же в 1654 г. Иоасаф был переведен в архимандриты Рождественского монастыря во Владимире. В 1656 г. назначен архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В этот период происходит личное знакомство и сближение Иоасафа с царем Алексеем Михайловичем.

Будучи архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Иоасаф принимал участие в Большом Московском Соборе (1666 – 1167 гг.) и в соборном суде над патриархом Никоном, после которого, по желанию царя Алексея Михайловича, при участии Александрийского патриарха Паисия и Антиохийского патриарха Макария, 12 зарубежных и 17 русских архиереев, он в янв./фев. 1667 г. был избран Патриархом Московским и всея Руси. Царь Алексей Михайлович отдал предпочтение Иоасафу, поскольку тот уже был «тогда в глубочайшей старости и недузех повседневных». Такой выбор свидетельствовал о том, что Алексей Михайлович не хотел видеть во главе Русской Церкви деятельного и независимого человека, каким был патриарх Никон.

В 1667 г. Иоасаф II, уже в качестве Патриарха, продолжил участвовать в работе Большого Московского Собора, на решения которого он влиял мало (его голос был вторым после греческих патриархов).

Большой Московский Собор осудил самого патриарха Никона, осудил некоторые его распоряжения и действия, решил вопрос о ставленниках, рукоположенных Никоном, о монастырях его строения, но не осудил важнейшего из его деяний — исправления церковных книг. Напротив, вполне одобрил и утвердил для всеобщего употребления исправленные по его распоряжению и напечатанные книги, а осудил тех, которые не хотели принимать этих книг и из-за них хулили Церковь, называли ее еретическою, отказывались повиноваться ей и чрез то самовольно отделялись от нее. Потому, став патриархом, Иоасаф II, насколько мог, заботился о приведении в исполнение соборных постановлений. Фактически он стал первым, кто начал преобразования в богослужении, узаконенные Большим Московским Собором 1666–1667 гг.

Таким образом, на Большом Московском Соборе 1667 г. произошло окончательное отделение старообрядцев от церкви, закрепившее раскол. Собор вынес общую анафему на всех последователей раскола и постановил по примеру древней Церкви общее правило — подвергать их наказанию не только по церковным, но и по «градским» законам. В частности Собор повелел предавать их «градскому суду», то есть подвергать уголовному преследованию со стороны государственных властей. Патриархом Иоасафом II была подписана «Увещательная грамота к приверженцам старых обрядов», весьма строгая по своему содержанию. Кроме того, в 1668 г. патриарх Иоасаф II издал весьма жесткие определения, согласно которым повелевалось священников, отказывавшихся служить по новым богослужебным книгам, лишать приходов и предавать суду, а просфорниц, продолжавших выпекать просфоры с восьмиконечным крестом, отправлять на покаяние в монастыри.

На Большом Московском Соборе при патриархе Иоасафе II были приняты решения о неподсудности духовенства мирским судам, о неперекрещивании латинян при обращении их к православию, о разрешении священнодействовать и вдовым священникам; об обязательном обучении детей священников грамоте. Собором предписывалось поддерживать порядок в храмах, в центре иконостаса вместо Господа Саваофа изображать распятие Христа Спасителя. Решениями Собора был запрещен переход монахов из одного монастыря в другой или на самовольную жизнь в миру. Собор также установил достаточно длинный период послушничества, после которого разрешался постриг. В отдельных решениях Большого Московского Собора отразилось укрепление системы крепостного права. Собор повелел лишать сана и монашества и возвращать владельцам тех крепостных, которые приняли рукоположение или монашеский постриг без разрешения хозяина (беглых холопов и крестьян). Крепостной крестьянин, рукоположенный в сан с разрешения хозяина, становился свободным, но должен был служить в поместье своего владельца; его дети, рожденные до рукоположения, оставались крепостными. Отдельно оговаривалось, что лица, которые постригли в монашество крепостных людей, не имевших отпускной грамоты, могут быть извержены из сана.

При патриархе Иоасафе II в 1668 г. в виде грамоты трех патриархов (Иоасафа II, Паисия Александрийского и Макария Антиохийского) была издана «Выписка от Божественных Писаний о благолепном писании икон и обличение на неистово пишущих оныя». Она предписывала сохранять традиционный канон при написании икон. Первосвятителю принадлежит послание, обращенное к крупнейшему русскому иконописцу того времени, — Симону Ушакову. Патриарх Иоасаф II осуждал наметившуюся в русской иконописи тенденцию к заимствованию изобразительных средств, свойственных западноевропейской живописи.

Большой заслугой патриарха Иоасафа II в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует отметить предпринятые им действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.

Среди принятых патриархом Иоасафом II мер, направленных на упорядочение церковной жизни, следует отметить указ, который запрещал признавать нетленные человеческие останки святыми мощами без их достоверного освидетельствования со стороны церковных властей. Наводя порядок в делах церковных, патриарх также обратил внимание на то, что клирики носят самые различные одеяния, а потому предписал священнослужителям впредь одеваться строго единообразно.

Для повышения благочестия среди церковного народа патриарх Иоасаф II издал ряд определений, которыми запрещалось работать, торговать и вершить суд в дни крупнейших церковных праздников. Патриарх также запретил священнослужителям принимать участие в свадебных торжествах, если они сопровождались скоморошьими игрищами и другими малопристойными увеселениями.

Уделял Иоасаф II внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. По благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 г. был основан Спасский монастырь.

Во исполнение высказанного на Большом Московском Соборе пожелания об увеличении количества епархий в Русской Церкви при Иоасафе II было решено учредить епископские кафедры в Ржеве, на Белеозере и в Дмитрове; архиепископские кафедры в Нижнем Новгороде и Великом Устюге; епископии, уже существовавшие в Чернигове и Коломне были возведены в архиепископии. Затем с соизволения государя Алексея Михайловича (если не по его личному желанию) возведены на степень митрополий архиепископии: Астраханская, Рязанская, Тобольская. Учреждена новая митрополия в Белгороде, куда митрополитом был назначен известный Сербский митрополит Феодосий, проживавший в Москве при Архангельском соборе. Под духовное окормление Белгородских архиереев была передана Слободская Украина с размещенными на ее территории казачьими полками и поселениями государевых стрельцов. Утверждено архиепископство в Пскове. Было решено учредить архиепископские кафедры в Архангельске и на Холмогорах. Утверждена епископская кафедра в Вятке и было принято решение учредить такие же кафедры в Перми, Томске и на Лене. 

В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. Московским печатным двором были напечатаны «Поучения» преподобного Ефрема Сирина (1667); «Служебник» (1667, 1668, 1670); «Богослужебное Евангелие» (1668); «Архиерейский Чиновник» (1668); «Чин освящения антиминса» (1668); «Следованная Псалтырь» (1669, 1671); «Триодь цветная» (1670); «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (1670); «Апостол» (1671); «Требник» (1671); «Большой катехизис» и «Малый катехизис». В 1667 г. вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления» (1668, 1753), написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола.

На патриаршем престоле Иоасаф II пробыл пять лет. Перед своею кончиной он написал прощальную грамоту, в которой оставляет всем мир, прощение и благословение.

Скончался 17 февраля (2 марта по н.ст.) 1672 г. и похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2]Всё о бассейнах Сергиево-Посадского района.
Крытые плавательные бассейны, природные бассейны водоёмов, строительство бассейнов и любые другие упоминания в статьях и материалах сайта. подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...