О методе работы в рублевской мастерской

logo
Лазарев В.Н.*)

Систематическое изучение средневекового ис­кусства как у нас, так и на Западе все больше приоткрывает завесу над творческим методом средневекового художника. Мы теперь отлично знаем, что до конца XIV в. западные средневе­ковые мастера не работали непосредственно с натуры, а пользовались «образцами», которые нередко объединялись в «книги образцов», представлявшие более или менее систематиче­скую сводку иконографических типов и художе­ственных приемов. В древней Руси такие «книги образцов» назывались «подлинниками». Вопрос о том, когда ими стали впервые пользоваться и насколько широкое они имели распространение, принадлежит к числу наиболее дискуссионных вопросов истории древнерусского искусства. Уже сейчас можно определенно утверждать, что Ф. И. Буслаев отводил подлинникам слишком большое место в развитии русской иконописи [1]. В XVI и особенно в XVII в. подлинники дейст­вительно играли немаловажную роль. Но для более раннего времени они вряд ли имели такое же значение. И все же было бы неверно отрицать их наличие. Последние открытия в области московской живописи рублевской поры позво­ляют по-новому осветить эту интереснейшую проблему средневекового творчества.

О методе работы в рублевской мастерской
   О методе работы в рублевской мастерской


Андрей Рублев. Крещение. Икона из праздничного ряда

иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405 г.

(слева)

Андрей Рублев. Крещение. Икона из праздничного ряда иконостаса

Троицкого Собора в Сергиевом Посаде (Троице-Сергиев монастырь). 1425-1427 гг.

(справа)

Работая не с натуры, а по памяти, либо же «по образцу», средневековый мастер, казалось бы, закрывал для себя возможность свежо и непо­средственно откликаться на виденное. Однако это не так. Он обладал настолько острой па­мятью, что последняя неизменно являлась хранительницей живых воспоминаний. Эти вос­поминания он передавал в своем произведении не в чистом, а в претворенном виде, вплетая их в традиционную иконографическую систему. Вот почему в средневековых работах мы обычно находим сочетание необычайной живости в воспроизведении какой-либо взятой из природы детали или цвета с железной закономерностью традиционной формулы. При таком подходе традиционная формула не довлела над сознани­ем художника, поскольку она звучала всякий раз по-новому в зависимости от едва приметного изменения психологических оттенков компози­ционного ритма, цветовых акцентов. Эти тради­ционные формулы были достаточно гибкими и эластичными, чтобы не ограничивать творче­скую личность художника. Лучшим доказатель­ством правильности данного положения может служить практика рублевской мастерской. 
Как и все художники его времени, Андрей Рублев (около 1370 — около 1430) входил в состав артели, или «дружины» (так наши лето­писцы называют артель). В 1405 г. он работал вместе с прославленным Феофаном Греком и Прохором старцем с Городца в московском Благовещенском соборе, в 1408 — вместе со своим другом Даниилом во владимирском Ус­пенском соборе, в 1425—1428 гг.— вместе с тем же Даниилом и другими мастерами в Троицком соборе Троицкого монастыря. Будучи тесно связанным с основанной Сергием Троицкой оби­телью, Рублев, естественно, должен был черпать силы для своей артели прежде всего из ее иконо­писной мастерской. Нет никакого сомнения, что и у него, и у Даниила было много учеников, которые помогали им в написании крупных за­казов. Уже a priori можно утверждать, что столь обширная мастерская не могла обойтись без иконописных прорисей, облегчавших и ускорявших работу. И действительно, такими прорисями в кругу Рублева широко пользова­лись. Эти прориси были еще далеки от поздней­ших «подлинников», гораздо более каноничных и обстоятельных, но в принципе они выполняли ту же роль: они препятствовали отступлению от «верного прототипа» и они позволяли проводить работу в гораздо более сжатые сроки. 
Исходной точкой для решения интересующе­го нас вопроса об использовании в мастерской Рублева прорисей являются иконы деисусного чина и праздничного яруса Благовещенского собора. Фигуры деисусиого чина были напи­саны Феофаном Греком (кроме фигур Архангела Михаила, апостола Петра, Георгия и Димитрия), «праздники» — Рублевым и Про­хором с Городца (Рублев исполнил семь икон, начиная от «Благовещения» и кончая «Преоб­ражением», другие семь икон, начиная от «Тай­ной вечери» и кончая «Успением», принадлежат кисти Прохора) [2]. И вот, сравнивая чиновые и праздничные иконы успенского и троицкого иконостасов с соответствующими им иконами благовещенского иконостаса, мы приходим к очень интересным и показательным выводам. Выясняется, что многие из этих икон почти точно друг друга повторяют, хотя их и отде­ляет промежуток времени в двадцать с лишним лет. Причем дублирующие друг друга иконо­графические типы охватывают все три группы вещей (т. е. работы и Феофана Грека, и Прохо­ра, и Рублева). Тип Вседержителя довольно точно повторяется как в Успенском, так и в Троицком чине, типы Архангела Гавриила, апостола Петра, Василия Великого, Димитрия и Георгия — с незначительными видоизмене­ниями в Троицком чине. Еще более примеча­тельны совпадения между иконами празднич­ного яруса. Иконы «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Воскреше­ние Лазаря» и «Преображение» из Троицкого собора почти точно копируют аналогичные ико­ны Благовещенского собора, написанные Руб­левым. Среди икон, принадлежащих Прохору, также имеются две композиции, которые по­вторяются в иконостасе Троицкого собора. Это «Тайная вечеря» и «Вознесение». Этот же тип «Вознесения» встречается и в иконостасе Успенского собора во Владимире. Наконец, ряд композиций Успенского иконостаса («Со­шествие во ад», «Благовещение», «Сретение») повторяется в Троицком иконостасе [3].

О методе работы в рублевской мастерской


Крещение. Икона из праздничного ряда

иконостаса Успенского Собора во Владимире. 1408 г. ГРМ.



Необходимо сразу же подчеркнуть, что ис­пользование одних и тех же прорисей отнюдь не было равносильно механически точному ко­пированию. В этом отношении особенно инте­ресно сравнение двух икон «Крещение» — из Благовещенского и Троицкого соборов (стр. 206, 207). На первый взгляд они мало чем друг от друга отличаются: то же положение Христа, та же склоненная фигура Крестителя, те же четыре ангела, почти та же форма гор. Очень близка и цветовая гамма, в которой распреде­ление основных красочных акцентов почти точно совпадает. Но благодаря тому, что поле Троицкой иконы имеет более вытянутые про­порции, несколько изменен композиционный ритм: на благовещенской иконе все фигуры ох­ватываются единой параболой, идущей справа налево, на Троицкой иконе композиция развер­нута более ввысь, нежели вширь, что достиг­нуто повышенным, по отношению к фигуре собора. Фигуры деисусиого чина были напи­саны Феофаном Греком (кроме фигур Архан­гела Михаила, апостола Петра, Георгия и Димитрия), «праздники» — Рублевым и Про­хором с Городца (Рублев исполнил семь икон, начиная от «Благовещения» и кончая «Преоб­ражением», другие семь икон, начиная от «Тай­ной вечери» и кончая «Успением», принадлежат кисти Прохора) [2]. И вот, сравнивая чиновые и праздничные иконы успенского и троицкого иконостасов с соответствующими им иконами благовещенского иконостаса, мы приходим к очень интересным и показательным выводам. Выясняется, что многие из этих икон почти точно друг друга повторяют, хотя их и отде­ляет промежуток времени в двадцать с лишним лет. Причем дублирующие друг друга иконо­графические типы охватывают все три группы вещей (т. е. работы и Феофана Грека, и Прохо­ра, и Рублева). Тип Вседержителя довольно точно повторяется как в Успенском, так и в Троицком чине, типы Архангела Гавриила, апостола Петра, Василия Великого, Димитрия и Георгия — с незначительными видоизмене­ниями в Троицком чине. Еще более примеча­тельны совпадения между иконами празднич­ного яруса. Иконы «Рождество Христово», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Воскреше­ние Лазаря» и «Преображение» из Троицкого собора почти точно копируют аналогичные ико­ны Благовещенского собора, написанные Руб­левым. Среди икон, принадлежащих Прохору, также имеются две композиции, которые по­вторяются в иконостасе Троицкого собора. Это «Тайная вечеря» и «Вознесение». Этот же тип «Вознесения» встречается и в иконостасе Успенского собора во Владимире. Наконец, ряд композиций Успенского иконостаса («Со­шествие во ад», «Благовещение», «Сретение») повторяется в троицком иконостасе [3].

Необходимо сразу же подчеркнуть, что ис­пользование одних и тех же прорисей отнюдь не было равносильно механически точному ко­пированию. В этом отношении особенно инте­ресно сравнение двух икон «Крещение» — из Благовещенского и Троицкого соборов (стр. 206, 207). На первый взгляд они мало чем друг от друга отличаются: то же положение Христа, та же склоненная фигура Крестителя, те же четыре ангела, почти та же форма гор. Очень близка и цветовая гамма, в которой распреде­ление основных красочных акцентов почти точно совпадает. Но благодаря тому, что поле Троицкой иконы имеет более вытянутые про­порции, несколько изменен композиционный ритм: на благовещенской иконе все фигуры ох­ватываются единой параболой, идущей справа налево, на Троицкой иконе композиция развер­нута более ввысь, нежели вширь, что достиг­нуто повышенным, по отношению к фигуре Христа, положением ангелов и усиленной кру­тизной гор. Такими едва приметными на первый взгляд изменениями достигнуто новое звучание композиции. То же самое находит себе место и в применении к цветовой гамме: зеленоватый оттенок воды заменен синеватым, лиловые, зе­леные и красные одеяния передних ангелов — синими, золотисто-охряными и лиловато-розовыми; красный цвет одеяния левого заднего ангела оставлен без изменений, зато плащ пра­вого заднего ангела окрашен не в розовый, а в зеленовато-синий тон. Без изменений оставлен также серебристо-зеленый цвет гор и цвета одеяния Крестителя (золотисто-охряной хи­тон и темно-зеленый плащ). В результате такой переработки красочной композиции последняя получает новый эмоциональный оттенок и ста­рая прорись выступает совсем в новом художест­венном обличьи. 

Из установленного нами факта повторения на протяжении двадцати с лишком лет одних и тех же композиционных типов могут быть сде­ланы важные для истории древнерусской жи­вописи выводы 

Во-первых, непреложным образом доказы­вается наличие в кругу Рублева иконописных прорисей, которыми широко пользовались как сам мастер, так и его ученики. 

Во-вторых, устанавливается прямая школь­ная преемственность Рублева от Прохора, по­скольку прориси последнего легли в основание ряда икон успенского и троицкого иконо­стасов. 

В-третьих, выясняется тесная связь Рублева с Феофаном Греком, чиновые фигуры которого оказали несомненное влияние на деисусный ряд как успенского, так и троицкого иконоста­са. 

В-четвертых, появляется крепкая точка опоры для классификации икон по школам, так как иконописные прориси рублевского круга совсем не похожи на прориси новгород­ских мастеров. Уже сейчас можно определенно утверждать, что каждая из древнерусских школ имела свои излюбленные прориси. Опери­руя точно локализованными и упоминаемыми в летописях иконами, исследователь древне­русской живописи обладает тем самым солид­ным фондом для характеристики иконографи­ческого репертуара других школ [4]

В заключение необходимо предостеречь от одного скороспелого вывода. Было бы абсолют­но неверно из факта использования на двух различных иконах одной прориси делать за­ключение о принадлежности этих икон одному мастеру. Над Троицким иконостасом трудилось от двадцати до двадцати пяти художников. Среди икон праздничного яруса только одна была написана Рублевым. Как раз та, которая восходит к прориси «Крещения» в Благове­щенском соборе. Следовательно, здесь один и тот же мастер использовал одну и ту же прорись. В остальных же случаях прориси икон Благовещенского собора были использованы учениками и последователями Рублева. Тем самым отнюдь не снимается проблема стилис­тического анализа. Только с помощью послед­него можно определить руку мастера. Прорись в лучшем случае помогает выяснить принад­лежность памятника к определенной школе либо к определенному кругу. 

Источник: Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. Изд. “Наука”, Москва, 1978 год


* Статья напечатана в книге: «Доклады и сообщения филоло­гического факультета МГУ», вып. 1. M., 1946, стр. 60—64. Является первой из опубликованных работ В. Н. Лазарева о творчестве Андрея Рублева и художников его круга, чему впоследствии было посвящено несколько монографических исследований. Фрагменты статьи были использованы в по­следующих работах В. Н. Лазарева: «Живопись и скульптура великокняжеской Москвы»,— «История русского искусства», III. М., 1955, стр. 127—162; «Андрей Рублев». М., I960, стр. 11, 19; «Андрей Рублев и его школа». М., 1966, стр. 21, 44—45.



[1] Ф. И. Буслаев. Общие понятия о русской живописи.— Ф. И. Буслаев. Сочинения, J. СПб., 1908, стр. 42—67.

[2] Подробное обоснование такого распределения икон по от­дельным мастерам я даю в моей работе о Рублеве, которая выйдет в изд. Академии Наук. В основном я следую класси­фикации И. Э. Грабаря (И. Грабарь. Андрей Рублев.— «Во­просы реставрации», I. М., 1926, стр. 80—85), внося в нее незначительные коррективы.

[3] На близость апостольских и праздничных ярусов Троицкого и Благовещенского храмов первым обратил внимание И. Э. Грабарь (указ. соч., стр. 86). Но когда он писал свою работу, в его распоряжении находилось слишком мало мате­риала, так как расчистка икон только еще началась. Поэтому И. Э. Грабарю удалось установить тождество композиций лишь для трех икон — «Крещения», «Преображения» и «Димитрия».

[4] Известна еще одна икона «Крещение», происходящая из ико­ностаса Успенского собора во Владимире (1408 г.)— комп­лекса, также связанного с кругом творчества Андрея Рубле­ва. Икона хранится в ГРМ и остается до сих пор малоизвест­ной. Она принадлежит к иному стилистическому течению, нежели иконы «Крещение» из Благовещенского и Троицкого соборов (стр. 209).

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2]Троицкий собор (1422)
Троицкий собор (1422) – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[5] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[6] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...