Отважный красноармеец Абросимова

logo
Отважный красноармеец Абросимова

Когда говоришь с такими героями Великой Отечественной войны, как жительница Сергиева Посада Александра Фёдоровна Абросимова, понимаешь, что такой народ не победить. Участница битвы под Москвой согласилась рассказать, как самую оснащённую на тот момент немецкую армию на подступах к столице остановили и обратили вспять.

Слёзы капали на гимнастёрку

Александра всегда была не робкого десятка, жизнь воспитывала бойцом. Она была старшим ребёнком в многодетной семье Абросимовых в селе Сущёво, что соседствует с посёлком Красный Факел. Обязанностей было полно и по дому, и в колхозе. Хотя колхозом руководила родная тётка, присесть было некогда. Даже после занятий на швейных курсах для сельских подростков рачительная тётушка-председатель присылала за ними подводу, кормила досыта и нагружала работой. Потому и славился на всю округу богатый колхоз. Но живых денег в хозяйстве не видели, чтобы подзаработать, Александра устроилась на почту, а ещё вместе с ровесниками подрабатывала на заводе “Красный Факел”.

Война ни одного двора в Сущёве стороной не обошла. Александра Фёдоровна говорит, что позже соседи Яковлевы получили похоронки на четырёх сыновей. Сама она потеряла в войну отца и троих двоюродных братьев.

Но вначале по деревне разносили повестки. Абросимовы получили две. Первым призвали отца Фёдора Мартыновича. Он уже страдал болезнью суставов, но для отправки на фронт это препятствием не стало. Только месяц и повоевал под Ельцом. Односельчанин рассказывал спустя время, что лечился в том же госпитале, куда привезли с фронта Фёдора и где он буквально сгорел от болезни и фронтовых тягот. Было ему всего-то сорок с небольшим лет.

Следом надела гимнастёрку Александра, которой только исполнилось восемнадцать. И хотя это была не изнеженная городская барышня, а привычная к любой работе и бытовым невзгодам сельская девчонка, всю дорогу в железнодорожном эшелоне до Москвы красноармеец Абросимова рыдала безостановочно. Плакала потому, что впервые в жизни от мамы забрали… Слёзы просохли, когда пришло время осваивать новую фронтовую специальность.

Узнавала самолёты с закрытыми глазами

Александра Фёдоровна показывает нам свою солдатскую книжку. Листочки фронтового “паспорта” за 70 с лишним лет пожелтели и распались. Только строчки из-под перьевой ручки сдаваться не собираются, хранят имя владельца — красноармейца Абросимовой, бойца зенитно-прожекторной части. Собеседница с иронией вспоминает, как однажды достала в одном присутствии свою фронтовую реликвию. Кто-то из посетителей укорил за ветхий документ, дескать, у других фронтовые книжки новенькие. “А это потому, — резонно ответила боевая бабушка, — что другие не были там, где я была”.

Эшелон с новобранцами прибыл в Москву, разместили девичью команду в просторном, но не приспособленном для жилья помещении. Для ночлега на голую землю навалили соломы. Здесь предстояло ночевать до отправки на боевые позиции. Так девчонки из Подмосковья и с Урала осваивали первое солдатское правило: шинель для бойца — одежда, постель и подушка под голову. Усвоили отлично — никто не заболел. Ноябрь в тот год был бесснежный и исключительно лютый.

Рубеж для обороны Москвы от немецких бомбардировщиков и штурмовиков их части определили на станции Соколовской близ деревни Оболдино. Из мужчин на всю команду только лейтенант — командир взвода, два сержанта и шофёр. Девушкам определили специальности. Подружка 19-летняя Зоя стала зенитчицей, а самую молодую Александру определили в звукоулавливатели. Она надевала шлем, зажмуривала глаза и должна была определить марку и местонахождение немецкого самолёта.

Иногда это превращалось в настоящую дуэль. Немецкий ас менял высоту, пытался проскочить оборонительный рубеж. Но девочки в звукошлемах находили самолёты с авиабомбами, передавали звуковой ориентир на станцию, а затем прожектористки лучами показывали мишень для подружек-зенитчиц. Сколько самолётов сбили сообща, не считали.

В самый отчаянный момент — когда враг был в десяти километрах от Москвы, по небу шли караваны бомбардировщиков в сторону столицы, Иванова, Ярославля. Немцы рвались к Москве, но стоило им сделать шаг, и защитники неба мгновенно перемещали свой зенитно-прожекторный арсенал. Иногда несколько раз за день меняли позиции. Знали бы бравые немецкие вояки, какие девочки в гимнастёрках оборвали их победный марш к заветной цели. Эти бои в небе продолжались до тех пор, пока немцы не покатились вспять от Москвы.

Отважный красноармеец Абросимова
Победила дважды

Когда фронт двинулся в обратном направлении, пути девчат-воинов из зенитно-прожекторной части разделились. Кому-то, как Клавдии Линник из посёлка Муханово, путь лежал под Орёл, Александра Абросимова с однополчанами были направлены эшелоном в Польшу. Это была уже не заплаканная девчонка из деревни, а бывалый боец. В железнодорожном походе могла найти и провизию для всей команды, и дрова для буржуйки. Гордится тем, что выполняла фронтовую работу наравне с мужчинами.

Хорошо помнит день, когда в части “взорвались” разом истошными трелями все телефоны, а потом и сам воздух наполнился криками: “Победа!” В части на радостях расстреляли, кажется, все патроны, какие были. В поезд на Москву сели в Кракове в августе. Дома встречали мама, младшая сестрёнка Клава и братишка Алексей. Семья со временем перебралась в Загорск, и здесь Александра одержала вторую победу — уже в мирное время.

Она работала на городской трикотажной фабрике, а сверх того держала пять коров, чтобы заработать и построить дом для своей семьи. Справилась и с этим, вырастила двух дочек. Сегодня Александра Фёдоровна живёт с внучкой и двумя маленькими правнучками — Наташей и Ульяной. Собирается весной в кругу семьи отметить 93-й день рождения. Говорит, что ещё не все дела выполнила в своей жизни. Бывшая фронтовичка хотела бы к своим ордену Отечественной войны и медали “За победу над Германией” прибавить награду за участие в битве за Москву. Считает, что это было бы справедливо.

Кроме того, участница войны с 2009 года ждёт, когда городские власти выполнят обещание и отремонтируют кровлю на её доме. Накануне юбилея Победы уже и комиссия приходила, смету составили. Но крыша по-прежнему протекает.

— Подожду ещё, — шутит ветеран Великой Отечественной войны Александра Фёдоровна Абросимова.

Светлана Аникиенко

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *