Об утренних и вечерних молитвах

logo

Важной книгой в жизни православного христианина является молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно. В утренних молитвах право­славный человек выражает свою радость, обра­щаясь к Богу сразу же, «восстаете от сна». Одновременно он осознает свое падшее состо­яние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50), исповедует право­славную веру, читая Символ веры. Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лу­кавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе». В последней молит­ве, обращенной к Пречистой Деве, испрашива­ется отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободы мя».

В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о по­мощи побороть «враги плотския и безплот- ныя» и молит: «всю сатанину детель отме­ни от мене»… «Господи, покрый мя от че­ловек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин: «от всякого лукавствия противного ми врага избави мя». Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой смерти: «Не­ужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мир­ный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесов­ского».

Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории право­славные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, святой Аитиох, святитель Иоанн Златоуст, пре­подобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были напи­саны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.

Памятуя слова Христа Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), по крайней мере раз в день мы должны совершить совместную молитву всей семьей, когда один читает, а все остальные мо­лятся. Семья в православном понимании — это домашняя Церковь. В ней начинается воспита­ние будущего поколения, закладываются осно­вы духовной жизни подрастающих детей. То, что они получат в семье, они пронесут затем через всю свою последующую жизнь. [1]

Молитва есть общение человека с Богом, его духовная пища. Предположим, что с сегод­няшнего дня верующий человек перестал мо­литься. Изменений в своей жизни он не заметил: по-прежнему жизнь идет своим чередом, полна своих хлопот и забот и требует от человека все больше сил и суеты. Но если мы посмотрим на этот факт с расстояния десятков лет, то есть нескольких поколений, то будут видны явные изменения.

Попробуем сравнить жизнь русского чело­века сто лет назад и сейчас, в наше время. В те времена жизнь и быт семьи, состоявшей из ве­рующих людей, были построены на молитве. Все вместе молились, вместе трудились, вместе хо­дили в храм, соблюдали церковные традиции. Жизнь в семье созидалась на вере в Бога, на любви к Церкви, почитании духовенства, уваже­нии к старшим. При этом не было острой «про­блемы поколений», «проблемы отцов и детей».

В результате активной атеистической про­паганды, различных социальных изменений и других факторов современный человек пере­стал молиться, утратил веру в Бога. Весь смысл бытия у нас сосредоточился на «земном царстве», на обеспечении материальной жизни, а в ре­зультате материальные ценности, заземленные идеалы, лишенные духовного содержания, по­терпели фиаско. Человеческая личность и в це­лом все общество, как и его ячейка — семья, стали вырождаться.

Это целесообразно показать на следующем примере. Можно с уверенностью говорить, что за прошедшие сто лет медицина сделала боль­шие успехи на поприще служения здоровью че­ловека. Но правомочен вопрос: стал ли человек от этого здоровее? Вряд ли. Оказывается, игно­рирование духовных проблем и одновременно акцентирование внимания только на проблемах тела ведет к общей дисгармонии. Люди стали больше болеть, появились новые болезни, дру­гие болезни приняли более массовый характер. Подчас недуги наваливаются на человека со­вершенно непонятным образом: усилились ал­лергии, внутренний мир человека стал более агрессивным, подверженным влиянию гневли­вости, раздражительности и так далее. Это объ­ясняется тем, что человек не имеет духовной защиты, благодати и помощи Божией в борьбе с духами и силами злобы поднебесной, о чем гово­рится в молитвах. Кроме того, ситуация усугуб­ляется еще и в силу следующих обстоятельств: в вопросах духовной жизни не бывает вакуума. Лишившись поддержки светлых сил, поколения людей оказываются во власти сил темных. Более того, при разрешении жизненных проблем, для достижения здоровья и благополучия современ­ный человек обращается к помощи различных «благодетелей», то есть целителей. Таким обра­зом, налицо ситуация «снежного кома»: соот­ветственно спросу, число «нетрадиционных» лекарей в последнее время растет, да и способ­ностями они превосходят один другого. Те сред­ства, которые они предлагают, кажутся совре­менному человеку наиболее легкими и могущими принести быструю пользу. Но проходит какое- то время, и человек убеждается в том, что его кризисное состояние только усугубилось. И, дой­дя до такой черты, люди наконец вспоминают о Церкви.

В наших храмах мы видим соборную молит­ву, когда во время богослужения все собравши­еся верующие молятся вместе. Имеет место в обществе и индивидуальная молитва, когда, например, человек в трудных обстоятельствах вспоминает о Боге и обращается к Нему. Наибо­лее же пострадала у нас семейная молитва. Между тем, семья и молитва — явления, кото­рые тесно переплетены между собой: «заболе­ла» семья — прекратилась молитва в ней; пре­кратилась молитва — «заболела» семья.

Сейчас в нашем обществе говорят о необхо­димости возрождения духовности. При этом нуж­но помнить, что понятие духовности достаточно конкретное. Ее нужно возрождать в каждом человеке и в каждой семье. Современное обще­ство можно сравнивать со стеной, сложенной из мягких, рассыпающихся кирпичей. До тех пор пока у нас не будет возрождена здоровая хрис­тианская семья, общество будет болеть. Семья должна строиться на молитве — постоянной и каждодневной. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство и во всем ос­тальном. Между тем, наше нынешнее состояние таково, что очевидные некогда вещи теперь нужно доказывать.

В связи с утратой традиций ежедневная мо­литва современному секуляризованному созна­нию представляется долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке времени. Любят при этом ссылаться на то, что не были приучены к этому в детстве, не заложено с са­мого начала. Таким образом, библейский при­мер согрешивших Адама и Евы, ссылавшихся перед Богом друг на друга или на созданного Им змия (Быт. 3, 12—13), оказался очень живуч и в наши дни.

Между тем, «Царствие Божие силою нудит­ся» (Мф. 11, 12), то есть требуются определен­ные и постоянные усилия, труды, подвиги, молит­вы, добродетели… Иными словами, как ежеднев­но мы в своей жизни едим и пьем по нескольку раз в день, точно так же нуждается в духовной пище и наша бессмертная душа. Игнорирование этого закона — эксперимент с заведомо нега­тивными последствиями, которые мы сейчас на­блюдаем в нашем обществе.

Возрождение духовности обязывает нас воз­вратиться к нашим традиционным православ­ным истокам, сделать их составной частью на­шей повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении — обращение к Богу с молитвой в начале и конце дня. Реальная возможность для этого имеется: православные молитвенники сейчас издаются немалыми тиражами и доступ­ны для приобретения всем желающим. Вспом­ним также, что еще некоторое время назад ве­рующие должны были переписывать молитвы от руки, а некоторые священники благословля­ли своих духовных детей заучивать их наизусть, потому что книгу или тетрадь могли изъять.

Однако для того, чтобы обрести опору в жизни, одной домашней молитвы недостаточ­но. Вдумываясь в слова читаемых нами молитв, мы все больше понимаем, что нас отделяет от Бога множество наших грехов, прошлых и на­стоящих. Они лишают душевного мира и покоя; что-то в нас как бы мешает нам думать и дей­ствовать так, как нам бы хотелось «по правде Божией». Для того чтобы снять с себя это гре­ховное бремя, очиститься и получить благодат­ную помощь от Бога, следует регулярно присту­пать к исповеди, к таинству покаяния, которое Православная Церковь установила по слову Господа нашего Иисуса Христа.



Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 8 – 16.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Об этом см.: Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь., 1997 (2-е изд. — 1998)



STSL.Ru







Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...