Образ и подобие Божие

logo
Образ и подобие Божие

Образ Божий в духовности души человека

Человек создан по образу Божию; образ сей не в теле, а в ду­ше, ибо Бог не телесен. В душе же в чем именно образ Божий? Или в естестве души, или в ее стремлениях, или в том и другом. Но на чем ни остановись из сего, должно признать душу духов­ною. Если образ Божий в естестве души, то она духовна, потому что Бог есть дух. Если образ Божий в высших духовных стрем­лениях, то, как духовные явления и действия не могут происхо­дить от телесного существа, а должны происходить от существа духовного, душу опять должно признать духовною, чтобы можно было производить из нее духовные действия, присутствие в душе и необходимая сила которых всеми сознаются. Все святые отцы, как мы уже убедились, в создании человека по образу Божию видели неотразимое доказательство духовности естества души. Образ создания человека, надо полагать, и в роде человеческом оставил убеждение в духовности души, которое в языче­стве затемнилось и затерялось, — в народе же Божием сохрани­лось во всей целости и чистоте. (23. С. 116—117)

В чем конкретно состоит образ Божий, а в чем богоподобие?

Образ и подобие Божие относятся не к телу, а к душе. Об­раз Божий состоит в естестве души, а подобие — в свободно приобретаемых ею богоподобных качествах. То, что душа наша невещественна, проста, духовна, безсмертна и разум­но-свободна, — это относится к образу Божию, а когда она должным употреблением разума и свободы познает истину и станет искренне содержать ее, сердце же украсит всякими добродетелями как-то: кротостью, милосердием, воздержани­ем миролюбием, терпением и тому подобным, — тогда эти каче­ства составят в ней подобие Богу. Отпечатленное благодатью на образе подобие обнимает все наше внутреннее: и мысли, и рас­положения, и чувства — и соделывает богоподобными и ум, и волю, и сердце.

Образ и подобие Божие


Модель состояний личности по Феофану Затворнику

(38. С. 234-236; 2. С. 108-109; С. 323; 5. С. 81)

Образ и подобие Божие относятся не к телу, а к душе. Образ Божий состоит в естестве души, а подобие — в свободно приобретаемых ею богоподобных качествах. То, что душа наша невещественна, проста, духовна, безсмертна разумно-свободна, — это относится к образу Божию, а когда она… познает иситину и станет искренне содержать ее, сердце же украсит всякими добродетелями… тогда эти качества составят в ней подобие Богу… Молитва — проба всего, молитва — и источник всего; молитва — и двигатель всего; молитва — и направитель всего. (С. 387, 389, 105)

Ум богоподобен, когда он ясно ведает Символ веры и все, заключающееся в нем, содержит нелицемерно. Апостол Па­вел говорит о себе и о всех Апостолах: мы ум Христов имамы (1 Кор. 2, 16). Этот ум Христов они не удержали в себе одних, а передали его Церкви и верующим в слове живом и Писании. Святая же Церковь собрала его весь воедино и изложила кратко в Символе веры. Стало быть, кто верует искренне, твердо содер­жит все, чему учит Символ веры, тот имеет ум Христов, или у того ум подобен уму Христову, богоподобен.

Деятельная сила человека бывает богоподобна, когда она ук­рашается всеми добродетелями, какие указаны Господом в уче­нии о блаженствах (см.: Мф. 5, 1—12). Что это так, о том свиде­тельствует святой апостол Павел. Сказав, что нам надобно облещись в нового человека, обновленного по образу Создавшего, он поясняет потом, в какой это образ следует облещись: облецытеся, говорит, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение (Кол. 3, 12), облекитесь в то, чтобы прощать кто имеет что на другого, чтобы водворять в себе мир и все творить с чистым побуждением во имя Господа Иисуса и во Славу Божию. А это то же самое, что содержится и в учении о блаженствах. Сердце становится богоподобным, когда оно отрекается от всех привязанностей земных и прилепляется к пред­метам духовным и небесным. Об этом отрешении Апостол запо­ведует так: надобно, говорит он, нам жить так, чтобы имеющие жен были как бы не имеющие; плачущие, как не плачущие; радующиеся как бы не радующиеся, куплю деющие, как ничего не требующие (см.: 1 Кор. 7, 29—30), то есть надо так настроиться, чтобы все, бывающее в мире, было чуждо нам, проходило мимо около нас, не возмущая и не касаясь нашего внутреннего. О прилеплении же к предметам духовным и божественным он говорит так: вышних ищите… горняя мудрствуйте, а не земная; умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе (Кол 3, 1-3) (19. С. 323-325)

Кто пребывает в богоподобии

Силы вещественные суть темные силы; жизнь растений и животных похожа на мерцание света при звездах и луне. Чело­веческой же духовной жизни образ — ясное сияние солнца. Ей дано внутреннее самоосвещение с освещением и всех соприкосновенностей, и именно в самосознании человек, сознавая себя, сознает и Верховного Творца своего и Владыку, чувствуя при том всестороннюю свою от Него зависимость и долг служить Ему всеми силами существа своего, в надежде состоять чрез то в вечном благоволении Его, — сознает и свои внешние отноше­ния к подобным себе и ко всем тварям, — сознает и то, как он должен держать себя, и то, держит ли себя как должно. В этом внутренний свет человека, излиянный в него в сотворении его по образу и подобию Божию. Господь, действуя вседержительством Своим и храня духовное естество человека, хранит этот свет и есть, по тому самому, уже свет для него. Но Он есть Свет более еще потому, что ко всем лучам естественного света духа человеческого благоволит приливать и Своего Божественного Света, воздействием которого своеличный свет человека и становится собственно светом, — верным, определенным и все определяющим, все предметы являющим в их точных очертания Это привтечение света духовного в человека (и во все духовные твари, высшие его), столь для него необходимо, что, по Откровению, не видим, чтоб и минуту пробыл без него воззванный бытию человек. Лучи этого света суть: страх Божий, с чувством всесторонней зависимости и долга служить Богу; совесть — с уверенностью быть благоугодным Богу чрез исполнение требований; недовольство ничем тварным, с надеждою всесторонне удовлетворительного благобытия в вечности.

Живущий по этим указаниям Божественного света пребыва­ет в богоподобии, для коего создан, и состоит, потому, в бли­жайшем отношении к Сыну Божию, Который есть сияние сла­вы Отца и образ ипостаси Его (см.: Евр. 1, 3). Вседержительное Слово — Бог и есть свет человеком, — свет, просвещающий веде­нием истин о Боге и делах Божиих, — свет, указывающий совес­ти, что добро и что зло, и воодушевляющий на творение одного и удаление от другого, — свет, отрадою исполняющий сердце не­порочное от чувства благоволения Божия и чаяния всесторон­него облаженствования в Нем. От века Он есть для людей исти­на, путь и живот. Приемлющий этот свет стоит у своей цели и, исполняясь светом, бывает всеблажен. (29. С. 316—319)

Святитель Феофан Затворник. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель игумен Феофан (Крюков). Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник. Москва 2009

Библиография

1. Собрание писем. Выпуск I. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

2. Собрание писем. Выпуск II. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

3. Собрание писем. Выпуск III. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

4. Собрание писем. Выпуск IV. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

5. Собрание писем. Выпуск V. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

6. Собрание писем. Выпуск VI. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

7. Собрание писем. Выпуск VII. Свято-Успенский Псково-Печер­ский монастырь. 1994.

8. Собрание писем. Выпуск VIII. Свято-Успенский Псково-Печер- ский монастырь. 1994.

9. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001.

10. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М„ 1899.

11. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Ленинград. 1991.

12. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1991.

13. Начертание христианского нравоучения. Т. 1,2. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

14. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М„ 1883.

15. Письма о христианской жизни. В 4-х частях. СПб., 1880.

16. Письма о христианской жизни // Начертание христианского нра­воучения. Т. 1. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь., 1994.

17. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М„ 1995.

18. Письма о духовной жизни. М., 1996.

19. Созерцание и размышление. М., 1998.

20. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М„ 1991.

21. Небесный Покров над нами. СПб., 1996.

22. Слова к владимирской пастве. Владимир, 1869.

23. Душа и Ангел — не тело, а дух. М., 1997.

24. О самом главном. М., 1996.

25. Богоугодная жизнь вообще. М„ 1893.

26. Внутренняя жизнь. М., 1994.

27. О жизни временной и вечной. М., 1996.

28. Псалом сто-осмнадцатый. М., 1993.

29. Уроки из деяний и словес Спасителя // Письма о духовной жизни. М., 1996.

30. О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. Слова преосвященного Феофана во святую четыредесятни- цу и приготовительные к ней недели. М., 1991.

31. Четыре слова о молитве. М., 1911.

32. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М„ 1996.

33. Толкования посланий апостола Павла. Первое Послание к Корин­фянам. М., 1998.

34. Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Корин­фянам. М., 1998.

35. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Галатам. М., 1996.

36. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Ефесеям. М., 1998.

37. Толкования посланий апостола Павла. Послание к Колоссаем и Филиппийцам. М., 1998.

38. Толкование посланий апостола Павла. Послания к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 1998.

39. Толкование посланий апостола Павла. Пастырские послания. Свя- то-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1995.

40. Письма преосвященного Феофана Затворника (к его умирающей сестре и скорбному мужу сестры) // Душеполезное чтение. М., 1894. Август.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *