Как свидетельсвует Троицкий летописец, ко времени возведения каменного храма на Подоле уже существовал монастырь. Его появление вполне можно связать с необходимостью оказывать постоянный уход за теми, кто находился в богадельне. Таким образом, богадельня при храме послужила основанием для появления вне лаврских стен небольшого по численности монастыря, но крайне необходимого для обслуживания немощных и престарелых.
В связи с этим появляется еще один аргумент в пользу одновременности постройки храмов. Как было выше упомянуто, изначально Введенская церковь была предназначена для «слуг» и «служебников» монастыря. Летописец свидетельствует, что новопоставленная каменная церковь Введения была холодной. Соответственно, строительство отдельного теплого храма для братии Подольного монастыря становилось необходимым в связи с ежедневной богослужебной жизнью. Предположить, что монахи Подольного монастыря ютились вместе с прихожанами Служней слободы в небольшом и холодном храме на протяжение более чем ста лет — что вполне можно предполагать из утверждения В.В. Кавельмахера — не представляется возможным. Тем более что монастырскому храму было «не к лицу» постоянно совершать различные требы жителей Служней слободы. Никаких свидетельств о том, чтобы рядом с каменным холодным Введенским храмом находилась иная, не нынешняя Пятницкая, теплая церковь, где бы могли молиться монашествующие Подольного монастыря, также не имеется.
Таким образом, представляется вполне вероятным, что две каменные церкви на Подоле были построены одновременно, в 1547 г., но отличались по своему предназначению. Главная Введенская церковь была приходской церковью Служней слободы, а новопоставленную «Пятницкую церковь (теплую) поставили монастырем», т.е. для монахов, живших на Подоле.
Однако вопрос об окончательной датировке времени возведения Пятницкой церкви так и остается открытым. Поэтому можно также предположить, что первоначально отстроенная Пятницкая церковь не сохранилась, и на ее месте вскоре был выстроен ныне существующий храм, уже в первой половине XVII века, или, как считает В.В. Кавельмахер, в 80-х — 90-х годах XVII века [1]. Подтвердить или опровергнуть такое предположение могут только археологические раскопки территории бывшего Подольного монастыря.
Иером. Арсений утверждает, что Подольный монастырь обычно назывался Пятницким монастырем и только один раз, вероятно по недоразумению, был назван Введенским — в «Сказании о чудесах, бывших от иконы Казанской Божьей Матери в Подольном монастыре», составленном около 1652 г. [2] В связи с этим иером. Арсений высказывает предположение, что к этому времени все слуги были приписаны к приходу двуштатной Рождественской церкви, а Введенская церковь, став бесприходной, перешла в ведение монастыря, что и послужило поводом для подобной ошибки. [3]
Однако с такой же вероятностью можно предположить, что еще до строительства каменных храмов уже образовалась небольшая монашеская община из числа братий Троицкого монастыря, которые несли послушание при богадельне, что подтверждается вышеприведенными записями из синодика лаврской ризницы за 1544 и 1546 годы. Возможно, по роду послушаний инокам было удобнее ходить в близлежащую Введенскую церковь, что и могло послужить началом образования монашеской общины еще до появления двух каменных храмов. Поэтому можно допустить, что упоминание Введенского монастыря в «Сказании о чудесах» не случайно, а свидетельствует о сохранившейся в среде простого люда памяти о некогда бывшем Введенском монастыре. Косвенно это подтверждает и сам иером. Арсений, когда говорит, что Введенская церковь «первоначально носила название приходской церкви и богадельнаго монастыря». [4]
Первоначальная богадельня при старой деревянной Введенской церкви, в 1547 г. была перенесена через Московскую дорогу, которая огибала Подольные церкви с запада и с севера, на то место, где впоследствии, в 1892 г., Лаврой был построен каменный трехэтажный странноприимный дом. На этом месте мужская богадельня простояла до 1770 г., затем она была переведена на Вознесенскую гору, неподалеку от Вознесенской церкви и большой дороги. [5]
Что касается людей, находившихся в богадельнях, то в Троицких, как и вообще в остальных богадельнях на Руси, они имели только помещение, получали на руки годовое жалованье деньгами или натурой (зерном, мукой); как написано в Стоглаве, «не могущих нигде главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одеждою». [6] При этом призреваемым не запрещалось пополнять жалованье прошением милостыни, причем некоторые даже могли в богадельнях и не жить, а лишь получать жалованье. От носительно числа содержавшихся в лаврских богадельнях, в том числе и на Подоле, до XVIII в. мы сведений не имеем.
Сам Пятницкий монастырь не обладал никакой самостоятельностью. Он даже не имел обычного монастырского огорода, не говоря уже о вотчинах, пашне и покосах, и находился на полном содержании Троице — Сергиева монастыря, к которому была приписана и братия. Так, монастырская опись 1642 г. повествует об огородах, прудах с рыбой и мельницах, окружавших Подольный монастырь, но являвшихся собственностью «Большого Троицкого монастыря». [7]
Свидетельство о Подольном монастыре сохранилось и в записи в древнем пергаментном Синодике Лавры «инока Ефрема иконника с Подолу», которая относится к 1599 г. [8] В грамоте от 1586 г., касающейся поминовения! царя Ивана Васильевича Грозного, говорится. «А на Подоле в монастыре, по тому же, как и в Лавре, панихиды и обедни, кормы и милостыни дважды в году». [9]
Еще одним подтверждением существования во второй половине XVI в. Подольного монастыря служат завещания монастырских жертвователей, желавших быть похороненными «У Троицы». Некоторые из них весьма определенно выражали быть похоронеными «на горе», или «в большом», «верховном» монастыре. Например, в 1571 г. Василий Скрабин, сын Ушатов, просил, чтобы по смерти «тело его положите у живоначальной Троицы и преч. Богородицы и преп. чудотворца Сергия на гору в большой монастырь». В 1575 г. Параскева Алексеева, жена Свербеева просит похоронить ее «у живоначальной Троицы в верховном монастыре». В 1576 г. Василий Васильев сын Иверенев — «у живоначальной Троицы в большом монастыре на горе». [10] «Список погребенных в Троицком Сергиевом монастыре» упоминает «постриженика Костромского Богоявленского монастыря старца Иону Жука, который скончался проездом из Москвы и «за вклад погребен «в большом монастыре»». [11] Как пишет иером. Арсений, «выражения «на гору» и «на горе», «большой», «верховный монастырь» указывают с одной стороны на существование в XVI веке другого, малого монастыря, именно Подольного, в котором, очевидно, хоронили тогда (из-за тесноты в Лавре) некоторых вкладчиков. А с другой стороны, это указывает и на единство монастырей, большого и малого, на горе и под горой». [12] Этот «малый» Пятницкий монастырь вместе с вновь построенными каменными — Введенской и Пятницкой — церквами заложили в XVI веке то основание, на котором впоследствии будет развиваться история Подольных храмов.
Синодик лаврской библиотеки № 818, л. 202, среди 547 имен братии, слуг и служебников, защищавших монастырь во время осады 1610 — 1611 гг., упоминает, в том числе и «22 иноков Подольного монастыря». [13] Это позволяет утверждать, что ко времени осады Подольный монастырь имел вполне сформировавшийся состав братии, по численности приближавшийся к средним монастырям.
Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкой Подворье г. Сергиев Посад. 2007 г.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Отчет…, с. 24.
[2] Арсений, иером., с. 5.
[3] См. примечание там же.
[4] Арсений, иером., с. 4.
[5] Там же с. 6.
[6] Стоглав, гл. 63.
[7] Горский А., с. 101.
[8] Преображенский Ф., с. 755.
[9] Там же.
[10] Цит. по: Арсений, иером., с. 9.
[11] Список погребенных…, с. 82-83.
[12] Там же.
[13]Список погребенных…, с. 78 — 79.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная.
Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...
[2] — Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле.
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада.
Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...
[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...