Образование Подольного монастыря

logo
Образование Подольного монастыря

Как свидетельсвует Троицкий летописец, ко време­ни возведения каменного храма на Подоле уже существо­вал монастырь. Его появление вполне можно связать с необходимостью оказывать постоянный уход за теми, кто находился в богадельне. Таким образом, богадельня при храме послужила основанием для появления вне лаврских стен небольшого по численности монастыря, но крайне необходимого для обслуживания немощных и престарелых.

В связи с этим появляется еще один аргумент в пользу одновременности постройки храмов. Как было выше упомянуто, изначально Введенская церковь была предназначена для «слуг» и «служебников» монастыря. Ле­тописец свидетельствует, что новопоставленная каменная церковь Введения была холодной. Соответственно, строи­тельство отдельного теплого храма для братии Подольного монастыря становилось необходимым в связи с ежедневной богослужебной жизнью. Предположить, что монахи Подольного монастыря ютились вместе с прихожанами Служней слободы в небольшом и холодном храме на протяжение более чем ста лет — что вполне мож­но предполагать из утверждения В.В. Кавельмахера — не представляется возможным. Тем более что монастырскому храму было «не к лицу» постоянно совершать различные требы жителей Служней слободы. Никаких свидетельств о том, чтобы рядом с каменным холодным Введенским храмом находилась иная, не нынешняя Пятницкая, теплая церковь, где бы могли молиться монашествующие Подольного монастыря, также не имеется.

Таким образом, представляется вполне вероятным, что две каменные церкви на Подоле были построены од­новременно, в 1547 г., но отличались по своему предназна­чению. Главная Введенская церковь была приходской цер­ковью Служней слободы, а новопоставленную «Пятницкую церковь (теплую) поставили монастырем», т.е. для мона­хов, живших на Подоле.

Однако вопрос об окончательной датировке време­ни возведения Пятницкой церкви так и остается откры­тым. Поэтому можно также предположить, что первоначально отстроенная Пятницкая церковь не со­хранилась, и на ее месте вскоре был выстроен ныне суще­ствующий храм, уже в первой половине XVII века, или, как считает В.В. Кавельмахер, в 80-х — 90-х годах XVII века [1]. Подтвердить или опровергнуть такое предположение мо­гут только археологические раскопки территории бывше­го Подольного монастыря.

Иером. Арсений утверждает, что Подольный мона­стырь обычно назывался Пятницким монастырем и только один раз, вероятно по недоразумению, был назван Введен­ским — в «Сказании о чудесах, бывших от иконы Казанской Божьей Матери в Подольном монастыре», составленном около 1652 г. [2] В связи с этим иером. Арсений высказывает предположение, что к этому времени все слуги были при­писаны к приходу двуштатной Рождественской церкви, а Введенская церковь, став бесприходной, перешла в ведение монастыря, что и послужило поводом для подоб­ной ошибки. [3]

Однако с такой же вероятностью можно предполо­жить, что еще до строительства каменных храмов уже образовалась небольшая монашеская община из числа братий Троицкого монастыря, которые несли послушание при бо­гадельне, что подтверждается вышеприведенными запи­сями из синодика лаврской ризницы за 1544 и 1546 годы. Возможно, по роду послушаний инокам было удобнее хо­дить в близлежащую Введенскую церковь, что и могло по­служить началом образования монашеской общины еще до появления двух каменных храмов. Поэтому можно допус­тить, что упоминание Введенского монастыря в «Сказании о чудесах» не случайно, а свидетельствует о сохранившейся в среде простого люда памяти о некогда бывшем Введен­ском монастыре. Косвенно это подтверждает и сам иером. Арсений, когда говорит, что Введенская церковь «перво­начально носила название приходской церкви и богадельнаго монастыря». [4]

Первоначальная богадельня при старой деревянной Введенской церкви, в 1547 г. была перенесена через Мос­ковскую дорогу, которая огибала Подольные церкви с запада и с севера, на то место, где впоследствии, в 1892 г., Лаврой был построен каменный трехэтажный странно­приимный дом. На этом месте мужская богадельня просто­яла до 1770 г., затем она была переведена на Вознесенскую гору, неподалеку от Вознесенской церкви и большой дороги. [5]

Что касается людей, находившихся в богадельнях, то в Троицких, как и вообще в остальных богадельнях на Руси, они имели только помещение, получали на руки годовое жалованье деньгами или натурой (зерном, мукой); как написано в Стоглаве, «не могущих нигде главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одеждою». [6] При этом призреваемым не запрещалось пополнять жалованье прошением милостыни, причем некоторые даже могли в богадельнях и не жить, а лишь получать жалованье. От носительно числа содержавшихся в лаврских богадельнях, в том числе и на Подоле, до XVIII в. мы сведений не имеем.

Сам Пятницкий монастырь не обладал никакой самостоятельностью. Он даже не имел обычного монастырского огорода, не говоря уже о вотчинах, пашне и покосах, и находился на полном содержании Троице — Сергиева монастыря, к которому была приписана и братия. Так, монастырская опись 1642 г. повествует об огородах, прудах с рыбой и мельницах, окружавших Подольный монастырь, но являвшихся собственностью «Большого Троицкого монастыря». [7]

Свидетельство о Подольном монастыре сохранилось и в записи в древнем пергаментном Синодике Лавры «ино­ка Ефрема иконника с Подолу», которая относится к 1599 г. [8] В грамоте от 1586 г., касающейся поминовения! царя Ивана Васильевича Грозного, говорится. «А на Подоле в монастыре, по тому же, как и в Лавре, па­нихиды и обедни, кормы и милостыни дважды в году». [9]

Еще одним подтверждением существования во вто­рой половине XVI в. Подольного монастыря служат заве­щания монастырских жертвователей, желавших быть по­хороненными «У Троицы». Некоторые из них весьма оп­ределенно выражали быть похоронеными «на горе», или «в большом», «верховном» монастыре. Например, в 1571 г. Василий Скрабин, сын Ушатов, просил, чтобы по смерти «тело его положите у живоначальной Троицы и преч. Бо­городицы и преп. чудотворца Сергия на гору в большой монастырь». В 1575 г. Параскева Алексеева, жена Свербеева просит похоронить ее «у живоначальной Троицы в верховном монастыре». В 1576 г. Василий Васильев сын Иверенев — «у живоначальной Троицы в большом монастыре на горе». [10] «Список погребенных в Троицком Сергиевом монастыре» упоминает «постриженика Костром­ского Богоявленского монастыря старца Иону Жука, кото­рый скончался проездом из Москвы и «за вклад погребен «в большом монастыре»». [11] Как пишет иером. Арсений, «выражения «на гору» и «на горе», «большой», «верховный монастырь» указывают с одной стороны на существование в XVI веке другого, малого монастыря, именно Подольного, в котором, очевидно, хоронили тогда (из-за тесноты в Лавре) некоторых вкладчиков. А с другой стороны, это указывает и на единство монастырей, большого и малого, на горе и под горой». [12] Этот «малый» Пятницкий мона­стырь вместе с вновь построенными каменными — Введен­ской и Пятницкой — церквами заложили в XVI веке то ос­нование, на котором впоследствии будет развиваться ис­тория Подольных храмов.

Синодик лаврской библиотеки № 818, л. 202, среди 547 имен братии, слуг и служебников, защищавших мона­стырь во время осады 1610 — 1611 гг., упоминает, в том числе и «22 иноков Подольного монастыря». [13] Это позво­ляет утверждать, что ко времени осады Подольный мона­стырь имел вполне сформировавшийся состав братии, по численности приближавшийся к средним монастырям.

Игумен Гедеон (Губка). Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкой Подворье г. Сергиев Посад. 2007 г.



ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Отчет…, с. 24.

[2] Арсений, иером., с. 5.

[3] См. примечание там же.

[4] Арсений, иером., с. 4.

[5] Там же с. 6.

[6] Стоглав, гл. 63.

[7] Горский А., с. 101.

[8] Преображенский Ф., с. 755.

[9] Там же.

[10] Цит. по: Арсений, иером., с. 9.

[11] Список погребенных…, с. 82-83.

[12] Там же.

[13]Список погребенных…, с. 78 — 79.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм на Подоле
Каменная одноглавая церковь, выстроенная в 1547 на средства боярина И. Хабарова, первоначально четырехстолпная. Несколько раз перестраивалась, современные своды с главой устроены в... подробнее...

[2]Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле. Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада. Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...