Святой апостол Филипп
27 ноября (14 ноября ст. ст.)
Святого и всехвального апостола Филиппа.
С настоящего дня начинаются Филипповкн, или Рождественский пост. Этим Святая Церковь возвещает о приближении великого праздника Рождества Христова и желает, чтобы мы приготовлялись к должному сретению его. Великий праздник Рождество Христово сам по себе, как и другие празднества, есть воспоминание о событии, но по отношению к нам он есть праздник, освящающий и возводящий нас к благодатному общению со Христом. Что же нам делать для сретения грядущего с небес Господа? Когда в городе или в доме ожидают посещения царя и приготовляются к сретению Его, то первее всего очищают город или дом свой от всего неблагообразного и неприличного, потом стараются украсить его разнообразным украшением. Точно так же надобно поступать и нам, если желаем уготовать душу свою к достойному сретению грядущего Царя славы. Надобно прежде всего очистить ее от всего неблагообразного, нечистого и оскорбительного для святейшего святых Посетителя душ наших. Для сего Святая Церковь, по примеру Моисея и Илии, сорокадневным постом приготовлявшихся к чудесным Богоявлениям на Синае и Хориве, заповедала и нам сорокадневный пост как лучшее, всеми святыми испытанное средство к очищению нас от всякия скверны плоти и духа, к освобождению души нашей от порабощения плоти и греху. Ибо откуда первоначальный грех? От невоздержания праотца нашего. Он не сохранил в воздержании своего слуха, открыл его лести диавола и принял в ум и сердце свое льстивые и лживые слова его:… в оньже аще день спеете от него… будете яко бози, ведяще доброе и лукавое1. Не сохранил в воздержании ума своего и поверил явной лжи диавола вместо истинного слова своего Владыки и Господа: …в оньже аще день снесте от него, смертиюумрете…1 Не сохранил в воздержании очей своих и показался ему добрым в снедь тот самый плод, о котором заповедал Господь: …сего единаго неясти…ъ. Не сохранил в воздержании желаний своих и послушался похоти — преступил заповедь Божию и вкусил смерти. Если бы пост был сохранен в раю, то человек и доселе оставался бы жителем рая.
Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. С. 356-357
День за днем. Каждый день – подарок Божий
Будь верен в малом
Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).
Даруя нам жизнь, Господь каждому из нас поручает нечто, что мы должны охранять, употреблять, ограждать, наконец, возвратить Ему неповрежденным, нерасточенным. Христос мог сказать Отцу в конце своей земной жизни: «Никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Ин. 17, 12). Когда мы окончим земное поприще, дай Бог и нам иметь возможность возвратить все Ему со словами: «Я сохранил в целости все то, что Ты дал в мои руки, и по моей вине ничто не пропало и не поблекло».
Ап. Павел сказал Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании» (1 Тим. 4, 14), разумея радение о проповеди учения Христова. Тимофей был тогда молод, он должен был соблюдать в чистоте открывшуюся ему веру. Так и каждый юноша-христианин должен ограждать себя от влияния мира и, проходя по жизненному пути, стараться сохранить себя нетронутым, незапятнанным.
Говорят, что маленький зверек горностай так заботится о чистоте своей шкурки, что готов умереть скорее, чем загрязнить ее. Желательно было бы видеть в юношах, начинающих жизнь, такой же инстинкт самосохранения в нравственном смысле. Лучше согласиться на всякую жертву, на всякое страдание, лишь бы сохранить чистоту сердечную и непорочность жизни.
Когда мать держит на руках своего ребенка в сознании, что он послан ей Самим Богом, что может быть священнее этого залога невинной души младенца, порученной ей с тем, чтобы она берегла и ограждала ее, и могла бы возвратить цельною, нетронутою в руки Божии для вечной жизни? Так же мы должны смотреть и на дружбу; друг доверяется нам, мы несем некоторую ответственность за него перед Богом. В дружбе надо искать не того, что мы можем извлечь из нее для себя, а того, чем мы можем обогатить ее нашею любовью, нашим попечением. Честное имя лучшее наследство, которое отец может оставить своим детям; они должны смотреть на него, как на священный залог, и хранить его во всей чистоте.
Если так бережно охраняется имя, которое мы носим, что же сказать об общем для всех нас имени христианина? Ответственность христианина очень велика — где бы и с кем он ни находился, всегда должен помнить, Кому он принадлежит, Кому служит и Чье имя он носит. Господь и Учитель наш желает, чтобы мы были «верными в малом», верными во всем, доверенном нам. Для этого мы должны каждый день снова принимать от Господа то, что Он дает нам на хранение, и, обновляя ежедневно наши силы, мы донесем нашу ношу до конца. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Источник: День за днем. Каждый день – подарок Божий. Дневник православного священника. – М., 2013.
Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю
День двадцать седьмой
Если благотворения твоего Ангела не трогают тебя, если ты нечувствителен к его готовности служить тебе, — то, по крайней мере, ты должен страшиться его негодования и справедливого гнева, которым он может наказать тебя за неблагодарность.
Горе человеку, который пренебрегает Ангелом Божиим! Если он свидетельствует на небе о добрых делах праведника, то свидетельствует также и о беззакониях грешника; так говорит Священное Писание и учение святых Отцов.
Ангел явится некогда на Суде как свидетель достоверный и представит нас для наказания за наши преступления. Тогда раскроется книга жизни, и в ней, как в живом зеркале, явятся наши добрые дела и наши пороки. «Наши преступления, — говорит святой Августин, — вписаны, как бы в некоей книге, в ведении Небесных Духов, которым назначено будет наказывать за них грешников». Тертуллиан, рассуждая о сочинителях, пишет: «Берегись, чтобы строки, которые ты написал, не были предъявлены на Суде к обвинению твоему, подписанные рукою Ангелов».
Берегись, иначе Спаситель твой сделается неумолимым твоим Судиею; Божественная кровь Иисуса, пролитая для спасения тебя, возопиет о мщении за преступления. Святые Таинства, сии источники благодати, превратятся в источники осуждений. Ангел твой, верный хранитель, явится строгим твоим обвинителем.
Мы сказали — и это неоспоримая истина, — что блаженные Ангелы имеют сострадание к грешнику; но сострадание их ограничено пределами, за которыми милосердие их превращается в негодование. «Как пчел отгоняет дым, так и Ангела-хранителя, — говорит Василий Великий, — от нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Когда храм Иерусалимский был осквернен, тогда слышен был голос Ангелов, оставлявших его с сим воплем: «Уйдем отсюда!». Подобно сему, когда исполняется душа нечестием, долготерпение Ангела-хранителя истощается, и он оставляет ее в добычу врагам. Он не только оставляет ее, но еще и требует мщения за ее беззакония. Но когда оканчивается милосердие и начинается мщение? Это тайна Провидения! Дай Бог, чтобы это время никогда не настало для нас! Постараемся никогда не оскорблять наших Ангелов и не делать их, вместо покровителей и охранителей, своими обвинителями. Не погасим их нежной любви к нам; и если мы оскорбили их продолжительным нашим жестокосердием, постараемся умилостивить их нашим раскаянием. С Ангелом-хранителем раскаяние утешительно, легко и плодотворно.
Напротив, в области сатаны раскаяние замещается отчаянием. Демон, упитав грешника разного рода нечестиями и беззакониями до костей его, начинает мучить свою жертву. Множество похотей тревожат сердце грешника, страшные волнения души и жестокие угрызения совести не дают ему покоя. Тяжелые вериги порочных привычек и бремя грехов подавляют его. Наконец, наступает час смерти, наступает минута, в которую древо бесплодное посекается и в огонь вметается. Ангелы неба оставили отверженного. Он один остается с демонами, которые готовятся повлечь душу его в преисподнюю. Они верно записывали преступления его, и душа преступника, выйдя из своей темницы, впадает в руки мучителей. Как печальны пути, по которым идет грешник! Как мрачен, как страшен конец их!
Его, как узника законопреступного, влекут пред судилище Божие; все избранные отвергают его. Ангел-хранитель, свидетель его преступлений, обвиняет его; суд Божий как громом поражает его; демоны берут его во власть свою, ввергают его в пламень огненный, связанного адскими узами. Мучители терзают, раздирают его, вымышляя тысячи смертей в продолжение всей вечности. Но если бы сей несчастный послушал советов своего Ангела, то наслаждался бы вечным блаженством и вкушал бы небесные радости из Источника, приснотекущего в души избранных в доме Божием.
Безумные люди! Как мы можем забывать о вечности, от которой отстоим только на один шаг, только на одну минуту?
Господи Боже мой! Ты составляешь все мое блаженство; говоря это, я не могу не проливать слез радости, не могу без сердечного умиления помыслить, что Ты благоизъявляешь обитать в нас и посылаешь Ангелов Своих пребывать с нами. Кто может помыслить о такой безмерной любви Твоей к нам и не почувствовать в сердце отрадного утешения? Возможно ли, о Боже мой, чтобы после всех Твоих милостей, оказанных человеку, после всех явных доказательств любви Твоей к нему, он мог оскорблять Тебя? Действительно, это так бывает; это случалось многократно и со мною; о, если бы только я один был виновен в такой постыдной неблагодарности! Вину мою каждый раз я старался загладить раскаянием, и Ты прощал меня. Ты являл великое ко мне милосердие и Свою любовь беспредельную. Да будет вся жизнь моя посвящена приношению благодарений за Твои неизреченные милости! Продли мне, Господи Боже, помощь Твою! Если я буду оставлен Тобою, то в вертограде души моей насажденные Тобою цветы добродетелей увянут и в нем наступит прежнее запустение. Не попусти. Спаситель мой, не потерпи, чтобы душа, которую Ты искупил Своими страданиями, которую Ты многократно избавлял от челюстей змия преисподнего, погибла навеки!
Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...