Мысли на каждый день года. 15 ноября

logo

Мысли на каждый день года. 15 ноября


Святые мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист

15 ноября

Святых мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними

Молись внутренно — непрестанно, молись и наружно — в опреде­ленное время. Как жизнь тела, так и жизнь души человеческой сохра­няются и поддерживаются двояким питанием. Наше тело питается, во-первых, непрерывным вдыханием жизненной силы воздуха как днем, так и ночью; во-вторых, вкушением пищи и питья в определен­ное время. Без первого тело не может пробыть ни одной четверти ча­са, без последнего можно обойтись только на короткое время. И душа имеет необходимость в двояком питании: 1) внутреннем беспрерыв­ном и 2) наружном, по временам прекращаемом. Внутреннее питание души и поддержание ее жизни производится чрез внутреннюю бес­прерывную молитву, состоящую в сердечном призывании сладчайше­го имени Иисуса Христа, а наружное — чрез молитву наружную, уста­новленную Православной Церковью и совершаемую в определенное время — дни и часы. Без жизни внутренней человек — жалкое суще­ство: он слепец, ничего светлого не видящий, мертвец, ничего доб­рого не ощущающий. Христианин! Молись наружно, ходя в церковь, и дома, ложась и вставая, пред едой и после еды, пред входом и выхо­дом из дома, пред началом и окончанием всякого дела доброго; мо­лись и внутренно — непрестанно, произнося в сердце твоем всемощное, спасительное имя Иисуса Христа. «О, пусть одно это имя, одно это великое, неоцененное имя лежит в сердце, пусть оно одно, без всякой мудрости, без всяких созерцаний, без всех глубоких, блистатель­ных мыслей,— пусть одно имя Возлюбленного, и не более, будет и в уме, и в памяти, и в воображении, и в очах, и в ушах, и на пороге дома, и на дверях, и на постели, и за столом, и везде. О, возлюбленное, свя­тое, страшное, великое, вечную жизнь дающее имя укрепит ум ваш на врагов, только как можно тише, благоговейнее приближайтесь к не­му. Оно есть огнь, поядающий все, но и угашаемый в нас нашим нера­дением. Оставьте на несколько часов все ваши занятия и дайте ды­шать сердцу одним возлюбленным именем, предварительно сознав, что во всем существе — во всех делах, мыслях и желаниях наших — ничего нет, кроме греховной жизни и гнусностей». Одним словом, молись, как молились наши добрые православные предки. Такою мо­литвою ты приобретешь благодать и тишину сердца, способность де­лать все доброе благопоспешно и счастливо.

Источник: Святитель Иустин Полянский, епископ Уфимский и Мензелинский. Мысли на каждый день года. Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М: 2012. 

О безответственности

И сказал Давид Господу, когда

 увидел Ангела, поражавшего

 народ, говоря: вот, я согрешил,

 я поступил беззаконно; а эти

 овцы, что сделали они? пусть же

 рука Твоя обратится на меня 

(2 Цар. 24, 17).

Очень многим свойственно сваливать свою вину на других при случившемся по нашей вине несчас­тии или неудаче.

Вспомните поведение Саула, когда Самуил обви­нял его в непослушании, — он осудил во всем народ. Насколько благороднее поступил Давид в настоя­щем случае. Не он один согрешил, но он видел народ под гнетом того наказания, которое он должен был нести сам, и взывает к Господу, прося его снять с народа постигшую его кару и обратить ее на него.

Мысли на каждый день года. 15 ноября


Вот урок всякому. Мы никогда не должны сла­гать ответственность с себя на других, но сами долж­ны отвечать за наши поступки. Если по нашей вине приходится нам страдать, мы должны безропотно нести наказание с полным сознанием, что оно заслу­жено, не обвиняя никого, не допуская того, чтобы невинные люди страдали по нашей вине. Многие возмущаются при посланном свыше наказании, тог­да как, напротив, в глубоком сознании своего греха следовало бы смириться под рукою Всевышнего и ближе подойти к Нему, принося раскаяние к ногам Спасителя. Один только дух смирения, покаяния и покорности угоден Господу, Который хочет пробу­дить в нас этот дух, посылая нам испытания.



Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю

Пятнадцатый день

Некий человек насадил виноград на земле плодоносной Когда от теплоты осеннего солнца кисти винограда должны были созреть, он пришел собирать плоды, но вместо плодов нашел на нем лишь несколько листьев: виноград его пустил длинные отрасли, тянувшиеся по земле между терниями. Домохозяин был огорчен и хотел уже вырубить бесплодный виноградник, но, увидав вблизи высокий вяз, широко расстилающий свои ветви в воздушном пространстве, передумал. Он взял ветви винограда и привязал к вязу, перевив их с ветвями вяза так, что они составляли, казалось, одно. На следующее лето опять пришел он и был весьма обрадован, ибо виноградные лозы не только выросли и сравнялись с высотою вяза, но, питаемые небесною росою и согреваемые лучами солнца, принесли обильные плоды.

Подобным образом может приносить плоды и твоя душа. Она есть насажденный Господом виноград, и Господь хочет, чтобы твой Ангел-хранитель приготовил от него плоды и принес их в жертву Ему. Но если твоя душа будет пресмыкаться на земле между волчцами и терниями суетных и безумных помыслов, то она останется бесплодной. Она только тогда будет плодоносна, когда окропится росой благодати и согреется теплотой любви Божественной. Итак, вознеси свои мысли и свои чувствования выше темной земной области к светлому небу; с помощью твоего Ангела поставь себя на такой высоте, с которой ты мог бы созерцать Бога. Твой Ангел блажен, свят, потому что видит Господа. Ты не можешь созерцать Его так, но можешь созерцать Его очами веры и верою поставить себя пред лицом Его. Господь вездесущ: Он равно присущ и Ангелу твоему, и тебе. В Нем мы все живем, движемся и существуем. Очи Господни всегда обращены на тебя; ухо Его всегда преклоняется к молитве твоей; десница Его всегда исполнена даров любви Его, сердце Его всегда готово принять тебя если ты желаешь прибегнуть к Нему.

Почему не подражаешь ты своему Ангелу? Он никогда не отвращает очей своих от лица Господа. Бог есть верховная красота, беспредельное совершенство; Он один достоин вечного поклонения духов Небесных. Человек, живущий пред лицом Бога, мыслящий и действующий перед очами Его, не может сделаться рабом греха, но с течением жизни делается более и более совершенным.

В самом деле, кто станет покоряться греху, оскорбляющему Бога, когда помыслит о бесконечной любви Его, о страшном величии Его, о вечной святости Его? Мы согрешаем, как бы забывая, что Око Господне обращено на нас. Представим себе, что мы, подобно нашему Ангелу, всегда находимся пред Богом, тогда сердце наше не охладеет в любви к Нему. Какими чувствами не воспламенится та душа, которая говорит в себе: «Бог видит меня».

Святые мученики, непобедимые воины Христовы, подвергаемы были всем мучениям, всем терзаниям, какие только могла выдумать злоба человеческая, но переносили муки с радостью и спокойствием, потому что в таинственной глубине своего сердца беседовали со Спасителем. В этом-то святилище и ты должен поклоняться Ему. Но увы! Бог удостаивает тебя Своим посещением и в тебе избирает обитель Себе, дабы ты всегда был с Ним и Он с тобою, а ты проводишь целые дни, не думая о Нем, не благословляя Его и не принося Ему молитвы.

Когда советуют тебе искать Бога в собственном твоем сердце, тогда советуют искать Его как бы за пределами стран, самых отдаленных и неизвестных; ибо может ли быть что-либо отдаленнее и безвестнее для большей части осуетившихся и рассеянных людей, чем глубина их собственного сердца?

Знают ли они, что значит войти и углубиться в самих себя? Решались ли они когда-нибудь вступить на этот путь? Могут ли они даже представить в своем уме, что это за внутреннее святилище, что это за непроницаемая глубина души, где Бог требует поклоняться Ему духом и истиною? Такие люди всегда живут вне самих себя, в предметах своего честолюбия или своих забав.

Не видишь ли, что это показывает неблагодарность к величию Божию и совершенное безумие? Что же должно делать тебе?

Подражать твоему Ангелу, углубляться в благоговейные размышления, возбуждаться мыслью о вездесущии Божием и жить свято пред очами Господа: такова жизнь духовная, жизнь небесная, жизнь человека мудрого и благочестивого.

Ревнуй об этой жизни и, стремясь к ней, моли о помощи твоего Ангела-хранителя:

Святой Ангел! Прими и принеси Господу мою смиренную молитву, умоли Его простить мне грехи безумного жития моего, пробуди меня от глубокого усыпления, в котором я томлюсь, озари очи мои небесным светом, да сподоблюсь зреть благодеющего мне Господа и на Небе, где престол славы его, и на земле, которая есть подножие ног Его. Сподоби меня зреть Его во всех явлениях жизни, и особенно в биениях моего сердца, живущего силою Его благодати.

Источник: Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю на каждый день в продолжение месяца с приложением молитвенного обращения, канона и акафиста Ангелу-хранителю. Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 2004 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...