Мыслить критически

logo

Мыслить критически

Целых два дня, 20 и 21 марта, в гимназии им. И. Б. Ольбинского проходила ХХ гимназическая конференция. На ней были представлены самостоятельные творческие работы учащихся. Секций и докладов было так много, а темы – такими интересными, что хотелось объять необъятное: побывать везде, и посмотреть и послушать всё.

Гимназическая пыль

Здесь всё по-взрослому. 8.45 – регистрация участников. 9.00 – начало стендовых сессий. Стендовая сессия – это короткий доклад с представлением результатов исследования в форме классического стенда с плакатами и/или компьютерными слайдами. И уже здесь захватывающие темы: «Белая гвардия в изображении М. Булгакова и в реальности», «Сравнительная характеристика Александра Невского и Дмитрия Донского» или вот такой, на первый взгляд, несерьёзный доклад «Микробиологический анализ пыли гимназии и её влияние на организм».

После стендовых сессий, опять же как у взрослых, — пленарная дискуссия. Честь вести эту дискуссию была предоставлена вашему покорному слуге. Мне же предложили самому выбрать тему. Долго размышлять не пришлось. Когда в стране пошли в наступление силы мракобесия и иррационализма, самое время принять холодный душ критического мышления.

Урожай макарон

В заглавие дискуссии я вынес немного провокационный вопрос – Надо ли всё подвергать сомнению? А в качестве эпиграфа показал гимназистам новостной сюжет телерадиокорпорации «Би-Би-Си» 1957 года. Сюжет начинается с того, что в континентальную Европу весна пришла раньше, чем обычно. На экране – цветущие сады. Серьёзный баритон за кадром сообщает, что раньше срока начали плодоносить макаронные деревья. Мы видим ветви, с которых длинными прядями свешиваются плоды, похожие на спагетти. Швейцарцы живущие в кантоне, где был выведен этот вид деревьев, приступили к сбору урожая. Радостно улыбаясь, они снимают спагетти с веток и раскладывают их на солнце для просушки. Заключительные кадры показывают, как свежесобранные и свежесваренные спагетти подаются в местных кафе.

После показа сюжета я спросил у ребят, почему эти деревья не стали распространяться в других местах. Один юноша поддался на провокацию и предположил, что макаронные деревья могут расти и плодоносить только вот в этом альпийском климате. Большинство не поддалось на «утку» и без труда ответило на другой мой вопрос – «Какого именно числа был показан данный телесюжет?». Это, естественно, случилось 1 апреля. Тем не менее в далёком 1957 году в редакцию «Би-Би-Си» поступило немало писем с просьбой сообщить, где можно приобрести саженцы макаронных деревьев. Возможно, после этого классического розыгрыша появилась идиома «вешать лапшу на уши». Кстати, почему бы к следующей конференции кому-нибудь из гимназистов не провести исследование о происхождении этого устойчивого выражения?

Эффект многократного повторения

Дальше я предложил гимназистам взглянуть на 10 распространённых утверждений:

1. Противоположности притягиваются – более крепки и удачны те браки, где супруги своей непохожестью дополняют друг друга.

2.  Лучше всегда выражать свой гнев, чем держать его в себе.

3. Новорождённые не могут видеть и слышать.

4. Сильно травмирующие воспоминания можно забыть и вспомнить под гипнозом.

5. Детектор лжи хорошо обнаруживает ложь (вероятность успеха более 90%).

6. Мы используем не более 10% своего мозга.

7. В случае горя человек проходит через 5 универсальных этапов – отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

8. Тест «кляксы Роршаха» — хорошее средство анализа личности.

9. Личность формируется в детстве и потом уже не меняется (человека не переделать).

10. Дельфинотерапия эффективна при лечении аутизма.

Прошу поднять руку тех, кто считает, что больше половины этих утверждений справедливы – лес рук. Потом — кто считает, что меньше половины утверждений истинны – лес других рук. Третий вопрос: «Кто считает, что ни одно из утверждений не нашло научного подтверждения?». Две руки. Эти два супер-скептика, на самом деле, правы.

Почему же перечисленная десятка мифов так устойчива? Во-первых, некоторые из них кажутся соответствующими «здравому смыслу». Другие выглядят, как следствие народной мудрости, выраженной в пословицах. Но самое главное, что все они бесконечно звучат в многочисленных ток-шоу, глянцевых журналах и «научно-популярных» брошюрках. А как сказал гений пропаганды Йозеф Геббельс, «если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят».

Кто достоин доверия?

Панель экспертов представляли журналисты Юрий Степанов и Владимир Прокопенко, а также джазовая певица Светлана Модель. Юрий Степанов развернул дискуссию в сторону современной журналистики. Он считает, что удостоверяться во всём самому – жизни не хватит. В том, что нам преподносят СМИ, особенно федеральный телевизор, помогают разбираться не только логика и здравый смысл, но опора на мнения журналистов, которым можно доверять. Лакмусовой бумажкой являются их биографии. 

К ряду журналистов с достойной репутацией Степанов относит Сергея Пархоменко, Игоря Яковенко, Виктора Шендеровича и прочих из этого же ряда. Осторожного доверия заслуживают Александр Минкин и Олег Кашин. И уж совсем нельзя доверять Михаилу Леонтьеву, Дмитрию Киселёву, Владимиру Соловьёву и прочим ведущим и завсегдатаям ток-шоу федеральных телеканалов.

Светлана Модель сказала о том, что сомнения очень важны в творчестве. Когда она, сомневаясь в чём-то, корректировала свой творческий путь, это чаще всего шло на пользу. Но при этом, подчёркивает Светлана, сомнения не должны приводить к апатии и бездействию. Сомневаетесь в чём-то одном – попробуйте себя в другом.

В заключение беседы я напомнил гимназистам, как одна страна двигалась от одного заблуждения к другому, от одного преступления  к более страшному при поддержке подавляющего большинства. В мае исполнится 70 лет краху этого государства. Имя ему – гитлеровская Германия. Так что предпочтения большинства – далеко не всегда признак истины. Я напомнил слова писателя Эдгара По: «Мнение большинства чаще всего абсурдно именно потому, что его придерживается наибольшее число людей».

Потом был спектакль, поставленный самими гимназистами по мотивам рассказа Хемингуэя «Старик и море». Ну, очень «по мотивам». Однако, это отдельная история.

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Степанов Юрий Владимирович
Биография Родился 22 декабря 1951 года в Загорске. Учился в школах №9 (на Болотной), №14 и №1 (бывшая им. РККА). Любимые учителя – Римма Васильевна Двойных и Валентина Георгиевна Токарева.... подробнее...

[2]Прокопенко Владимир Алексеевич
Биография Родился 26 ноября 1959 года в Могилевской области. С местом рождения повезло: достаточно большая по белорусским меркам (порядка тысячи жителей) деревня с забавным названием... подробнее...