Михаил Тихановский: «Мне нужно было видеть море»

logo
16 Aug 2019/Михаил Тихановский: «Мне нужно было видеть море»

Этим летом художник Михаил Тихановский почти месяц провёл на Апеннинском полуострове — участвовал в международном проекте «Открывая Италию. Лигурия-­2019», где вместе с группой художников из России путешествовал по городкам северного побережья, смотрел, писал, ходил тропами великих, вдохновлялся.

Наш разговор с Михаилом получился долгий, интересный и сумбурный, то и дело перепрыгивающий с темы на тему. От пора­зительного сходства древних культур — к феномену малых городов. От образования, которое может продолжаться всю жизнь, — до количества красок в палитре, когда нужно написать море. Все эти темы объединила его недавняя поездка.

Одной и той же стамеской

Мы жили в городе Таджа, между французской Ниццей и итальянской Генуей. Город маленький, почти наш Краснозаводск. И там, в Тадже, в других малых городах на берегу Лигурийского моря, среди этого византийского начала, я увидел что­то удивительное — новгородскую, юрьев­польскую резьбу, белокаменную! Один в один наша! Следы одних и тех же резцов. Было ощущение, будто ребята сидели за одной партой и пользовались одной стамеской.

Помните храмы Юрьев­Польского? Помните Дмитровский собор во Владимире? В Италии, в Тадже я увидел этих же зверушек на стенах храмов, тот же растительный орнамент вокруг них. Как из дома не выходил! Говорю одному академику — ты посмотри, это же домонгольская белокаменная резьба. Вот эту Византию я увидел в Тадже.

Краски моря

Но, в принципе, я поехал не только ради Византии. В Италии Византию надо искать в Риме и на юге, а Таджа — это север.

Здесь мне нужно было увидеть другое — Лигурийское море. Я поехал писать воду. Мне нужен был запах моря. Для этого я специально перед поездкой готовил краски, взял нужную палитру. Вот у Айвазовского было всего четыре краски для моря, и, по сути, это очень ограниченная палитра. Могу перечислить: изумрудная, жёлтый марс, что­то среднее между белилами и неаполитанской жёлтой светлой. И ещё что­то из кобальтов.

Сейчас мне в руки попали краски советских времён — краски (произносит по слогам. — Прим. ред.) Лен­сов­нархоза, Ленинградского завода художественных красок. Живопись — это в первую очередь тон. Каждый художник тяготеет к тёплому или холодному тону, колористически. Кто-­то видит больше тёплого, другой — другое. У меня больше холодный тон, и ничего не могу с собой поделать.

16 Aug 2019/Михаил Тихановский: «Мне нужно было видеть море»

Живи и учись

За это время я написал картин двадцать, но в Генуе мне работать не разрешили. Почему? Для работы в этом городе, сказали, нужно разрешение мэрии.

Но мы три часа провели в генуэзской академии изящных искусств, где встретили нашу соотечественницу — даму из Новосибирска, постарше нас. «Учусь нормально, — говорит, — получаю стипендию. Главное, сдавать экзамены, а учиться можно бесконечно, хоть пять, хоть 50 лет». Нет такого понятия — срок обучения. Раз в год платишь 800 евро за курс и продолжаешь учиться. При этом получаешь стипендию, из которой можно платить за общежитие. Если сдаёшь экзамен, тебе дают 2000 евро. В общем, учиться можно, только не балбесничай, не дерись с африканцами, и всё будет отлично.

16 Aug 2019/Михаил Тихановский: «Мне нужно было видеть море»

Чувствовать город, в котором живёшь

Я пробыл там месяц и честно скажу — по­-итальянски не понимаю ни бельмеса, но с местными жителями каким­то образом общий язык находил. Города там маленькие, жизнь простая. В кафе можно было расплатиться наброском. Хозяин говорил — мол, я приду с женой завтра, ты нас вместе нарисуешь? А откуда я могу знать, где мы завтра будем. Но я его каким-­то образом понимал.

Однажды мы попали в интересное место в Генуе. Полуразрушенная башня крепости, а с другой её стороны — квартира, и там живут обычные люди. И это XV век. На крыше черепица — пятьсот лет ей, лежит себе и лежит. Машина стоит у входа, мы с хозяином зазнакомились, общнулись — хороший парень. Поговорили о том месте, где они живут.

И вот к чему я это говорю. Мне близка тема малых городов. У нас есть Инна Акентьева, которая водит экскурсии по Сергиеву Посаду, и она выполняет очень важную задачу, посвящает людей в наш город. Это моя гражданская позиция, моя забота — мне хочется, чтобы люди чувствовали, где они живут, чтобы имя города не было для них пустым словом или просто точкой на карте.

 

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Городское поселение Краснозаводск
Административным центром городского поселения Краснозаводск является г.Краснозаводск. Расположен на севере Московской области, в 80 км. от г.Москвы, в 20 км. от г.Сергиев Посад на берегу реки... подробнее...